О чем пишут в журналах?
Подготовила Ирина Богданова
О критериях отбора детей для занятий спортом
Отбор спортсменов должен опираться на комплексную оценку их потенциальных возможностей. Автор данной статьи считает, что необходимо применять тесты, отражающие уровень развития выносливости и психической работоспособности с учетом темпов прироста этих показателей. Это дает возможность выявить юных ориентировщиков, обладающих комплексом врожденных психофизических качеств, которые необходимы в спортивном ориентировании на различных этапах подготовки и по которым можно предсказать успешность соревновательной деятельности.
Автор предлагает тестовую модель для отбора и прогноза потенциальных способностей к спортивному ориентированию (см. таблицу).
Ю.С. ВОРОНОВ,
к.п.н., доцент, «Детский тренер», № 4, 2005
Влияние специализированной подготовки на характер
адаптации волейболистов разного возраста и квалификации
В статье речь идет об исследовании, целью которого являлось определение влияния специализированной подготовки на характер адаптации юных волейболистов к тестирующим нагрузкам общей и силовой направленности. Исследование проводилось с волейболистами 13 лет, имеющими юношеские разряды, и 16–18 лет – мастерами и кандидатами в мастера спорта. Тренировка имела специализированный характер: технико-тактическая, техническая подготовка, тренировочные игры, участие в соревнованиях.
Автором был сделан вывод о том, что использование большого объема специализированных нагрузок, и, кроме того, частые выступления в соревнованиях не предусматривают базовой подготовки в таком объеме, чтобы это способствовало высокому уровню развития основных физических качеств и повышению функциональной подготовленности. В результате длительного воздействия специальных нагрузок происходит истощение резервных возможностей организма, возникает чрезмерное утомление, а в ряде случаев – перетренировка. При планировании тренировочного процесса необходимо учитывать, что в возрасте 12–13 и 16 лет происходит наиболее интенсивное формирование всех систем организма, поэтому объемы тренировочных нагрузок рекомендуется снижать. Для всестороннего развития организма необходимо использовать оптимальное сочетание нагрузок общего и специального характера. Только на базе высокой функциональной подготовленности можно осуществлять специализированную подготовку и допускать спортсменов к участию в соревнованиях.
При подготовке волейболистов необходимо также учитывать возрастные особенности организма. Нельзя требовать от мальчиков подросткового возраста высокого уровня развития силовых возможностей так же, как и от девочек того же возраста, которых характеризует ускоренное биологическое развитие организма. В то же время, развитию координационных способностей, которые у них невысоки, следует уделять большее внимательно. Для каждой возрастной группы спортсменов, мальчиков и девочек, необходимо индивидуализировать подготовку, учитывая особенности биологического развития организма.
А.Н. КОРЖЕНЕВСКИЙ, к.п.н.,
«Детский тренер», № 4, 2004
Задачи профилактики нарушений ОДА
В статье говорится о том, что в учебном процессе профилактика опорно-двигательного аппарата школьников должна переплетаться с учебной темой и задачами каждого урока физической культуры. Необходимо на каждом уроке выполнять упражнения по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. В содержательном плане система профилактики нарушений ОДА призвана обеспечить решение трех основных задач:
- формирование теоретических знаний по основам профилактики нарушений осанки и сводов стоп;
- формирование навыка правильной осанки;
- укрепление мышечных групп туловища и ног, участвующих в удержании вертикального положения и формировании сводов стопы.
Помимо урочных форм занятий, задачи профилактики нарушений ОДА должны найти отражение и в самостоятельных занятиях детей, в частности, в системе домашних заданий.
Е.А. КОРОТКОВА,
д.п.н., проф., «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»,
№ 4, 2005
Результаты мониторинга физического здоровья детей
7–16 лет в Уральском федеральном округе
В ходе обследования 6400 школьников 7–16 лет и 200 юных спортсменов 6–10 лет Тюмени и Екатеринбурга, проведенного в 2002–2003 гг., выявлено, что уровень физического развития и функциональной подготовленности детей в основном соответствует среднему уровню развития (70% детей).
У 30% детей наблюдается определенная диспропорция: функциональные характеристики отстают от морфологических показателей.
Результаты школьников 7–16 лет в испытаниях на скорость, скоростно-силовые способности, гибкость соответствуют нормативам. Что же касается силы и выносливости, то они оказались ниже нормы, заложенной стандартом.
Низкий уровень развития силовых качеств и выносливости зафиксирован специалистами физической культуры в течение последних 10–12 лет. Эти показатели напрямую коррелируют с состоянием здоровья школьников, что подтверждает структура заболеваемости современных детей. Лидирующее положение занимают болезни опорно-двигательного аппарата – 60–70% детей, причина этого – слабое развитие мышечного корсета. Снижающийся уровень выносливости скажется на состоянии функциональных систем организма.
А.В. ГРИШИН,
к.п.н.,
Д.С. РЕЧАПОВ,
«Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка», № 4, 2005
Физическая подготовленность гандбольных вратарей
различной квалификации
В статье рассказывается об исследовании, проводившемся с целью определения наиболее слабых сторон подготовленности вратарей 16–17 лет в гандболе.
Тестирование показало, что к соревнованиям в составе взрослых команд допускаются игроки не моложе 16 лет. В высшей лиге, например, были зарегистрированы 12 вратарей в возрасте 16–17 лет. Сравнение физической подготовленности вратарей команд высшей лиги и вратарей СДЮШОР г. Москвы и Московской области, которые выступают только в юношеских соревнованиях, показало достоверные различия по всем показателям.
Отобранные в команды высшей лиги вратари 16–17 лет имели длину и массу тела больше, чем вратари того же возраста – учащиеся детско-юношеских спортивных школ. По уровню физической подготовки вратари, играющие за взрослые команды, также сильнее своих коллег, выступающих за юношеские коллективы.
В то же время, силовая и скоростно-силовая физическая подготовленность вратарей в 16–17-летнем возрасте уступает подготовленности полевых игроков.
Авторы делают вывод, что в процессе подготовки вратарей-гандболистов в специализированных детско-юношеских спортивных школах недостаточно используются средства, развивающие силовые и скоростно-силовые качества. Специальные тестовые задания с использованием беговых упражнений на дистанции не совсем корректно характеризуют, например, такое игровое качество вратаря, как быстрота. Чтобы получить более точные результаты, необходимы специализированные тесты для контроля скоростной подготовленности вратарей.
В.Я. ИГНАТЬЕВА,
д.п.н., проф.,
Е.О. НАДЕЖДИНА,
«Детский тренер», № 5, 2004
|