Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2005

ТРАВМАТИЗМ НА УРОКАХ

 

Самый обычный урок

На улице – золотая осень, по программе – легкая атлетика. Я благодарна учителю, пустившему меня на тот урок, к которому никто не готовился: ни он, ни ученики. До начала занятия меня честно предупредили: «Смотреть-то особенно нечего. Разомнемся, ребята будут сдавать предварительные нормативы по бегу: нужно успеть, пока погода хорошая. Вот если бы Вы к нам в другое время пришли...»

Дети появились в спортзале на перемене и, не дожидаясь звонка, взяли баскетбольные и волейбольные мячи. Играли в парах, в небольших группах по три-четыре человека. Никто никому не мешал, всем было интересно и весело. Сразу стало понятно, что физкультуру ребята любят, учителя уважают.

Звонок. Мячи убрали. Построение. «А теперь – на улицу, для начала медленно (со своей скоростью) пару кругов вокруг школы». Пробежались. «Теперь разомнитесь (девятый класс, разминки «проходили» прошлой весной) и вставайте парами на забеги, а я пойду в конец дистанции с секундомером. Начинаем с 30 метров». Учитель отошел, а ребята несколько раз дернули ногами, сделав вид, что разминаются, и стали готовиться к забегу. Организовались быстро, побежала первая пара, вторая, третья... Преподаватель фиксировал время и ненавязчиво комментировал: «Видишь, у тебя время какое. А все потому, что шаг очень короткий и руками двигаешь неправильно, потому и бежишь медленно». Ребята слушали замечания, урок шел своим чередом в доброжелательной атмосфере.

Пробежали 30-метровку. Потом – 60 метров, 100, 3000... и все за один урок?! «А что делать? – говорит учитель. – Они же должны выполнить все нормативы! Это только тренировочные забеги, потом будут зачетные. Дождь может пойти в любой день, как тогда мне им отметки ставить?» Учитель не заставлял бежать тех, кто устал, но уговаривал: «Давай, ты можешь, только постарайся».

На последней дистанции у кого-то чуть подвернулась нога. Спрашиваю ребят, почему они не сделали хорошую разминку. В ответ – улыбаются...

Конец урока. Задание на дом: вспомнить, какую разминку нужно делать перед занятиями легкой атлетикой. Все. Урок окончен.

Чему учили ребят на этом занятии? Чему они при этом научились? Бегать? Сомневаюсь...

Долго разговаривали с преподавателем, и с его согласия расскажу о выводах, к которым пришли. И учитель, и ребята воспринимают такие уроки как неизбежное, которое нужно просто пережить. Нагрузка, может, и большая, но ничего не изменишь: программа, нормативы. Стадиона нет, дети бегают по асфальту (кому, как не учителю физкультуры, знать, что это просто-напросто вредно для здоровья?). Да, детям на таком занятии неинтересно. Кому это надо? Программа... Нормативы...

Учитель волнуется: «Пойдемте, я лучше покажу вам тренажерный зал. Все своими руками сделали!» В обычном кабинете – старенькие тренажеры. Туда дети ходят с удовольствием, занимаются после уроков. Не понимаю, почему то, что интересно, важно, полезно, нужно делать после уроков, а во время них – прививать нелюбовь к спорту, отвращение к физической нагрузке?

Норматив – от слова «норма»?

Спор по поводу возможности введения «стандартов» в образовании выиграло министерство: стандарты утвердили, как ни доказывали многие ученые всю абсурдность попыток стандартизации людей. В физкультуре используется еще более жесткое (жестокое) слово: нормативы. И никто не думает, каково тем мальчишкам и девчонкам, кто под эту «норму» не попадает.

Да, существуют разные медицинские группы, и часто ребят освобождают от занятий физкультурой, предлагают заниматься по упрощенной программе. Если на уроках физкультуры скучно и неинтересно, они только рады: можно целый урок на лавочке сидеть, счастье-то какое! Другое дело, если каждый урок – праздник движения. Хороший учитель умеет «поднять ребят с лавочек», ведь именно им нужны занятия для поправки здоровья. Педагоги учат ребят рассчитывать свои силы, задавать своему организму посильную нагрузку.

Но вот приходит время сдачи нормативов. И ребят, которые больны, освобождают от этого. Казалось бы, все правильно, но...

Но школьные нормативы – это не борцовский ринг. Занятия спортом – это победа над собой. Выполнение норматива – попытка быть «как все». Требование «сдачи» нормативов опасно. Именно из-за него психологическая ситуация, в которую в России попадают на уроках физической культуры дети с различными, даже минимальными физическими отклонениями, страшна.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
к. п. н.

Рейтинг@Mail.ru