Самый обычный урок
На улице – золотая осень, по программе
– легкая атлетика. Я благодарна учителю,
пустившему меня на тот урок, к которому никто не
готовился: ни он, ни ученики. До начала занятия
меня честно предупредили: «Смотреть-то особенно
нечего. Разомнемся, ребята будут сдавать
предварительные нормативы по бегу: нужно успеть,
пока погода хорошая. Вот если бы Вы к нам в другое
время пришли...»
Дети появились в спортзале на перемене
и, не дожидаясь звонка, взяли баскетбольные и
волейбольные мячи. Играли в парах, в небольших
группах по три-четыре человека. Никто никому не
мешал, всем было интересно и весело. Сразу стало
понятно, что физкультуру ребята любят, учителя
уважают.
Звонок. Мячи убрали. Построение. «А
теперь – на улицу, для начала медленно (со
своей скоростью) пару кругов вокруг школы».
Пробежались. «Теперь разомнитесь (девятый класс,
разминки «проходили» прошлой весной) и вставайте
парами на забеги, а я пойду в конец дистанции с
секундомером. Начинаем с 30 метров». Учитель
отошел, а ребята несколько раз дернули ногами,
сделав вид, что разминаются, и стали готовиться к
забегу. Организовались быстро, побежала первая
пара, вторая, третья... Преподаватель фиксировал
время и ненавязчиво комментировал: «Видишь, у
тебя время какое. А все потому, что шаг очень
короткий и руками двигаешь неправильно, потому и
бежишь медленно». Ребята слушали замечания, урок
шел своим чередом в доброжелательной атмосфере.
Пробежали 30-метровку. Потом – 60 метров,
100, 3000... и все за один урок?! «А что делать? –
говорит учитель. – Они же должны выполнить все
нормативы! Это только тренировочные забеги,
потом будут зачетные. Дождь может пойти в любой
день, как тогда мне им отметки ставить?» Учитель
не заставлял бежать тех, кто устал, но уговаривал:
«Давай, ты можешь, только постарайся».
На последней дистанции у кого-то чуть
подвернулась нога. Спрашиваю ребят, почему они не
сделали хорошую разминку. В ответ – улыбаются...
Конец урока. Задание на дом: вспомнить,
какую разминку нужно делать перед занятиями
легкой атлетикой. Все. Урок окончен.
Чему учили ребят на этом занятии? Чему
они при этом научились? Бегать? Сомневаюсь...
Долго разговаривали с преподавателем,
и с его согласия расскажу о выводах, к которым
пришли. И учитель, и ребята воспринимают такие
уроки как неизбежное, которое нужно просто
пережить. Нагрузка, может, и большая, но ничего не
изменишь: программа, нормативы. Стадиона нет,
дети бегают по асфальту (кому, как не учителю
физкультуры, знать, что это просто-напросто
вредно для здоровья?). Да, детям на таком занятии
неинтересно. Кому это надо? Программа...
Нормативы...
Учитель волнуется: «Пойдемте, я лучше
покажу вам тренажерный зал. Все своими руками
сделали!» В обычном кабинете – старенькие
тренажеры. Туда дети ходят с удовольствием,
занимаются после уроков. Не понимаю, почему то,
что интересно, важно, полезно, нужно делать после
уроков, а во время них – прививать нелюбовь к
спорту, отвращение к физической нагрузке?
Норматив – от слова «норма»?
Спор по поводу возможности введения
«стандартов» в образовании выиграло
министерство: стандарты утвердили, как ни
доказывали многие ученые всю абсурдность
попыток стандартизации людей. В физкультуре
используется еще более жесткое (жестокое) слово:
нормативы. И никто не думает, каково тем
мальчишкам и девчонкам, кто под эту «норму» не
попадает.
Да, существуют разные медицинские
группы, и часто ребят освобождают от занятий
физкультурой, предлагают заниматься по
упрощенной программе. Если на уроках физкультуры
скучно и неинтересно, они только рады: можно
целый урок на лавочке сидеть, счастье-то какое!
Другое дело, если каждый урок – праздник
движения. Хороший учитель умеет «поднять ребят с
лавочек», ведь именно им нужны занятия для
поправки здоровья. Педагоги учат ребят
рассчитывать свои силы, задавать своему
организму посильную нагрузку.
Но вот приходит время сдачи
нормативов. И ребят, которые больны, освобождают
от этого. Казалось бы, все правильно, но...
Но школьные нормативы – это не
борцовский ринг. Занятия спортом – это победа
над собой. Выполнение норматива – попытка быть
«как все». Требование «сдачи» нормативов опасно.
Именно из-за него психологическая ситуация, в
которую в России попадают на уроках физической
культуры дети с различными, даже минимальными
физическими отклонениями, страшна.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
к. п. н. |