Глазами подростка, или Послания
взрослых
Подростки. Они хотят доказать себе и
другим собственную значимость, проявить волевое
напряжение, преодолеть себя.
Дело в том, что в подростковом возрасте
происходит наибольшее рассогласование в
развитии физическом, социальном и
познавательном. С одной стороны, это уже
достаточно развитые физически молодые люди, с
другой – еще многое не осмыслено, не понято.
Подростки часто используют навязанные извне
стереотипы поведения («так надо», «так все
делают» и т.п.), а собственного переосмысления
происходящего у них пока не произошло. И самое
главное. Почти каждый подросток убежден, что,
несмотря на его опрометчивость и постоянный
риск, все будет хорошо: «С кем-то может произойти
плохое, но не со мной». Это специфика
подросткового мышления, проявление
подросткового эгоцентризма.
Чтобы понять мотивы поступков ребят,
важно помнить об особенностях подросткового
возраста, постараться с высоты своего жизненного
опыта прояснить для них некоторые вещи, например,
значимость и ценность их жизни. И не просто
сообщать им что-то, а постараться натолкнуть
ребят на раздумье, обсудить с ними реальные
случаи. Ведь еще одной особенностью
подросткового возраста является активизация
дискурсивного – рассуждающего – мышления. Лучше
всего они понимают и принимают ту информацию,
которая обсуждалась, вызывая споры, которая
побуждала к раздумью, переносу на себя: «А как бы
я поступил», «Для чего мне это нужно?», «Какой для
меня в этом смысл?» и т.д.
Однако, обсуждая вопрос о трагических
случаях с подростками, кроме специфики этого
возраста, с его импульсивностью, частой
безрассудностью, а также подчиненностью («надо»)
и социальной неопределенностью («взрослый или
ребенок»), важно обратить внимание на
высказывания в адрес взрослеющего человека
близких взрослых. Слова родителя, учителя,
связанные с оценкой поведения ребенка, с
пожеланием в его адрес, с приказом что-то сделать
или, напротив, не сделать, усваиваются им и могут
заметно влиять на поступки подростка и на его
последующую жизнь.
Американский психиатр Э. Берн
обнаружил и доказал, что большое значение в жизни
человека имеют такие «сценарии», «послания»,
отправленные близкими взрослыми. Его теория
получила развитие в многочисленных работах
последователей. Были выявлены негативные
послания, которые вынуждают, заставляют
действовать. Они связаны с мучительными
переживаниями и усилиями: «Поторапливайся!»,
«Будь лучшим!», «Радуй других!», «Естественно, ты
снова промахнулся!», «Ну и глупый же ты!» и т.д.
В противовес им существуют позитивные
послания, которые стимулируют эффективность,
личностное развитие человека, приносят
удовольствие: «Управляй своим временем сам!»,
«Будь реалистом!», «Преуспевай, как можешь!»,
«Подумай также о себе!» и т.д.
Часто послания передаются в форме
высказываний, приказов, оценок. Например, ребенок
слышит от значимых для него людей: «Что ты все
время так стараешься, обойдутся на этих
соревнованиях без тебя» (послание – «Не
участвуй»); «Это тебе еще рано обсуждать»
(послание – «Не будь взрослым»); «Ну что ты
плачешь, ведь уже не больно», «Мало ли что у тебя
болит, потерпишь, не умрешь» (послание – «Не
чувствуй»). Каждый человек выбирает из
многочисленных посланий те, которые оказывают
наиболее сильное влияние, и ведет себя в
соответствии с ними. Происходит это, как правило,
на бессознательном уровне.
При рассмотрении причин трагедий,
которые являются следствием физической
нагрузки, особо актуальными для нас являются
послания: «Не чувствуй», «Старайся!», «Не будь
самим собой!». В результате подросток старается
не чувствовать недомогания, добежать дистанцию,
выполнить норматив и не хочет считаться с тем,
что есть в реальности (боль, недомогание). Нам,
взрослым, важно задуматься, какие сценарии жизни
своими высказываниями мы формируем у детей.
Хочу привести достаточно яркий пример,
связанный с социокультурными и индивидуальными
различиями в усвоении посланий. Мы со студентами
ходили в достаточно сложный поход. В группе был
паренек из Германии, он проходил в нашей стране
альтернативную службу и решил тоже пойти в поход.
За два дня до завершения маршрута, когда мы уже
шли по дороге, где раз в сутки проезжали
грузовики, Андрэ (так звали молодого человека)
подвернул ногу. Идти он мог, но ему было больно. Он
предложил дождаться грузовика и доехать до
станции. На это руководитель похода ответил, что
так поступить мы не можем, у нас поход второй
категории сложности, нам требуется пройти
определенный километраж. Оставить Андрэ одного
ждать машину, как он просил, мы тоже не могли.
Руководитель не понимал требования и просьбы
Андрэ: «Ничего страшного с твоей ногой нет.
Посмотри, у нас у всех что-то болит, вон у Кати –
позвоночник, вообще у нее сколиоз, и, ничего, идет,
а у Вовы сотрясение мозга недавно было, сейчас
голова болит, и тоже не плачется, терпит». Так он
перечислил чуть ли не всю группу. Молодой человек
искренне не понимал и спрашивал: «А зачем так
мучиться, ради чего, если мне больно, если можно
просто дождаться машины?» Мы дружно убеждали его,
что важно получить категорию похода, нужно
закалять характер и т.д. Потом он шел по дороге и
спрашивал нас: «А туризм для вас – это что?» А
потом подумал и полушутя, полусерьезно сказал:
«Лучше бы я у себя в армию пошел».
Чувства, которые испытывает человек,
не являются знаком слабости. Однако усвоенный
запрет на чувства, в том числе и на чувство боли,
приводит к тому, что человек (чаще именно молодой
человек) отвергает важную для здоровья, а иногда
и для жизни, информацию. Он держит себя в руках до
тех пор, пока не свалится. И выполняет
предписание «не чувствуй», чтобы выполнить еще
одно – «радуй других!». Он не осмеливается
сказать «нет!», чтобы не потерять признания,
выкладывается, чтобы его любили. А близкие ему
взрослые так редко отправляют ему послание:
«Подумай также о себе!», что подразумевает
внимание к себе, своему самочувствию и
самоощущению, умению говорить «нет!».
Алла ФОМИНОВА,
к. п. н
. |