Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2005

ТРАВМАТИЗМ НА УРОКАХ
 

Здоровье наших детей

Мы долго не решались поднять эту тему на страницах нашей газеты: слишком сложно все, слишком неоднозначно. К сожалению, несчастные случаи на уроках физической культуры были, есть и будут. Когда мы имеем дело с живым, риск неизбежен.
Часто вина за происшедшее полностью лежит на учителе: неправильно организовал пространство, нарушил технику безопасности, предъявлял слишком высокие требования к своим ученикам. Бывают и совсем другие случаи: роковое стечение обстоятельств приводит к непоправимому.
Этот год был особенно тяжелым: два случая на уроках физкультуры со смертельным исходом. Сразу отметим, что мы намеренно не называем города и школы, о которых идет речь. Пятнадцатилетний юноша с врожденным пороком сердца (один из двух братьев-близнецов, воспитанных в спортивной семье) решил во что бы то ни стало сдать норматив – стометровку, он почувствовал себя плохо, а через несколько минут его не стало. Двенадцатилетний мальчик, которого врачи после серьезного обследования определили в общую группу, почувствовал себя плохо во время разминки, и спасти его не удалось: обширный инфаркт миокарда. В обоих случаях, естественно, ведется следствие, выясняются обстоятельства дел, в которые вольно или невольно оказались вовлеченными учителя физической культуры.
В родительском сердце никогда не утихнет боль потери. Учитель, на уроке которого случилось несчастье, долгое время (а может быть, всю жизнь) будет винить во всем произошедшем только себя, несмотря на вердикты судебных инстанций. Даже если педагог с точки зрения закона полностью невиновен, сможет ли он продолжать работать в школе, тренировать ребят, организовывать соревнования?
У кого-то вполне может возникнуть мысль: лучше уж работать только с самыми здоровыми, безропотно принимая от учеников многочисленные (и зачастую поддельные) справки. А можно и вообще во время уроков заниматься уборкой территории или школы. Есть и такие учителя, ни для кого не секрет: меньше требуешь – лучше спишь, потому что не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает.
Нет учителя физкультуры, который не хотел бы свести вероятность травматизма, несчастных случаев и, тем более, летального исхода к минимуму. Но как это сделать? Что при этом зависит от преподавателя? Какие изменения необходимы в подходах к физической культуре и спорту? Именно это стало новой темой для обсуждения.

Интерес к урокам физкультуры у школьников с каждым годом снижается. В спортивных секциях или спортивных школах занимается не более 10% от общей численности учащихся. Младшие школьники любят уроки физкультуры, для них это психологическая и физиологическая возможность компенсировать гиподинамию, накапливающуюся за время учебной недели. С возрастом этот интерес слабеет. По данным мониторинга, проведенного специалистами Института возрастной физиологии РАО, уровень двигательной подготовленности современных школьников постепенно падает, особенно у девочек. При равных антропометрических данных современные юноши и девушки явно уступают поколению родителей в силе, быстроте и выносливости.

До 80% нынешних школьников относятся к II группе здоровья, но обычно занимаются на уроках физкультуры вместе с практически здоровыми детьми. К тем, кто должен заниматься в так называемых «спецмедгруппах», относятся 14 процентов, то есть каждый седьмой учащийся, однако только в 1/3 школ такие занятия организованы. Таким образом, почти 10% российских школьников сегодня вообще не обеспечены адекватным физическим воспитанием.

С точки зрения медиков

Хотя инфаркт миокарда в детском возрасте – явление достаточно редкое, на памяти заведующего отделением Федерального детского центра диагностики и лечения нарушений ритма сердца Московского НИИ педиатрии и детской хирургии МЗСР РФ Леонида Макарова немало примеров, когда физическая нагрузка провоцировала угрожающие жизни аритмии – наиболее частую причину внезапной остановки сердца у детей. О спокойной жизни детские кардиологи и не мечтают. Какое уж там спокойствие, когда в ряды маленьких сердечников каждый год вливаются 150 тысяч новичков!

– В отличие от взрослых, многие жизненно важные системы (вегетативная, нервная, иммунная) у ребенка еще незрелы, – поясняет Макаров. – В том числе и те, что влияют на сердечный ритм. Детское сердце от взрослого вообще сильно отличается. Оно даже бьется быстрее. Растущий организм предъявляет к нему повышенные требования. Малейшее отклонение в ту или иную сторону – и может произойти непо­правимое.

Тот, кто имеет дело с воспитанниками спортивных школ, знает: жизнь у них, что называется, на износ. У врачей даже есть такой термин – «спортивное сердце». У будущих «профи» оно – настоящий тяжелоатлет, даже по весу от нормального отличается: из-за большого объема крови, которое приходится перегонять во время интенсивных тренировок.

В придачу к повышенной массе сердца у каждого второго юниора – пониженное давление и замедленный пульс (брадикардия). Если эта нормальная для здорового человека триада накладывается на болезнь, беды не миновать. Ежегодно от внезапной остановки сердца в мире умирают тысячи юных спортсменов, что лишний раз подтверждает старую врачебную истину: прежде, чем давать ребенку физическую нагрузку, проверьте его сердце. Сможет ли оно ее выдержать?

Достоверной информации нет

О тех, кто выдающимися спортивными данными и крепким здоровьем похвастаться не может, вообще говорить не приходится. Статистика ухудшающегося здоровья школьников впечатляет. За последние пять лет заболеваемость детей до 14 лет возросла на 21%, а подростков – на 28%. К окончанию школы до 50% учащихся имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, 70% функциональных расстройств переходят в стойкую хроническую патологию. У каждой четвертой девочки-подростка есть различные формы нарушения репродуктивного здоровья, только 63% мальчиков являются годными к военной службе. Одна из основных причин столь плачевного состояния юных россиян известна – школьные нагрузки.

– Наши исследования показали, что они не соответствуют возрастным и функциональным возможностям детей, большинство из которых в силу разных причин имеют низкий адаптивный ресурс, – рассказывает директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук Марьяна Безруких. – Взять те же уроки физкультуры. Нормативы, которых придерживаются в своей работе школьные физруки, ориентируются на паспортный возраст ребенка. Но все дети развиваются по-разному. Индивидуальный разброс биологического и паспортного возраста в школьные годы достигает порой двух лет. Особенно у подростков, на этапе полового созревания. Пока требования к ученику не превышают его индивидуальных возможностей, он с ними справляется. Но стоит ситуации выйти за эти рамки, и происходит срыв.

Проблема усугубляется катастрофической ситуацией, сложившейся за последние годы в детском здравоохранении. Система медицинского обследования школьников, по мнению Марьяны Безруких, в России практически не работает. Если раньше каждый учащийся проходил ежегодную диспансеризацию, теперь она проводится выборочно: перед школой, в 10, 12, 14 лет и перед армией. При этом такие специалисты, как кардиолог, эндокринолог и нервопатолог, видят ребенка один раз в жизни, в определенном возрасте, а сам медосмотр часто сводится к формальной беседе: болит – не болит. Проведя собственное исследование, сотрудники Института возрастной физиологии пришли к неутешительному выводу: достоверной информации о состоянии детей в школах нет. Сравнив данные, имеющиеся в школьных медицинских картах, с теми, которыми располагали родители, оказалось, что эти сведения существенно отличаются. Реально болеющих детей по многим видам патологии оказалось гораздо больше, чем это регистрируют школьные медицинские документы. Причем, чем старше школьник, тем менее достоверны сведения о нем.

В 2004 году Минздрав предпринял попытку провести большую диспансеризацию, по результатам которой был издан доклад о состоянии здоровья детей России. Прочитав его, в Институте возрастной физиологии остались в недоумении: по данным, которые там представлены, судить о том, что происходит со здоровьем детей, невозможно. Детвору от 0 до 14 лет авторы доклада умудрились объединить в одну группу. Всерьез ориентироваться на такие данные, считает Марьяна Безруких, нельзя. Если учитывать кризис, сложившийся в системе медицинского обслуживания школьников, картина получается и вовсе безрадостная. По данным мониторинга, проведенного специалистами Института возрастной физиологии, из числа врачей, работающих в школах, до 90% составляют совместители и лица, не имеющие педиатрической подготовки.

А в это время в школах...

Около 50% городских школ имеют одного медицинского работника, двух и более – только 6%. Причина банальна – бешеная нагрузка и мизерная зарплата школьных медиков. Подавляющее большинство из них числится на балансе детских поликлиник, в противном случае у них не будет идти медицинский стаж.

– Мы сидим на мине замедленного действия, – вторят медикам физруки. Работая без медицинской подстраховки, не имея достоверной информации о состоянии здоровья пришедшего на урок ученика, ручаться за то, что трагедия не повторится в их школе, не может никто.

– Заставляя ослабленного, не подготовленного физически ребенка сдавать такие жесткие нагрузочные тесты, как бег на 200 метров или кросс на лыжах на 3 километра, учитель подставляет его под стресс, – считает заведующая кафедрой физического воспитания НПО «Школа самоопределения» Лариса Бычкова. – Во многих странах перешли на систему индивидуальной динамики физических способностей. У нас по-прежнему продолжают ориентироваться на норматив. Натаскать на него ребенка, конечно, можно. Только какой ценой? Да и пользы от такого натаскивания мало. Заученное однажды стихотворение память может удержать на всю жизнь. На занятиях физической культурой это невозможно. Тренируясь от случая к случаю, через 2–3 недели вчерашний результат уже не повторить. Важно, чтобы дети не просто как роботы повторяли их движения, а делали это осознанно. И с удовольствием.

В «Школе самоопределения» до 8-го класса отметок не выставляют вообще, в том числе и по физкультуре. В результате физкультурой занимаются даже те, кто по состоянию здоровья раньше сидел бы на скамейке для освобожденных (такого понятия в этой школе больше не существует). План занятий с ослабленными детьми учителя физкультуры разрабатывают вместе с их родителями и школьными медиками – врачом и медсестрой. Благо, директор школы позаботился о том, чтобы здесь каждый день работал медицинский кабинет.

Со всеми без исключения занимается и преподаватель физкультуры московских школ № 335 и № 2010 Дмитрий Бесполов, ставший в 2004 году победителем профессионального конкурса «Учитель года Москвы». Главное, считает он, чтобы ребенок хотел прийти в спортивный зал, чтобы ему было интересно. На его уроках самые обычные предметы (лист бумаги, карандаш) превращаются в своеобразные тренажеры, благодаря которым ребята учатся владеть собственным телом, общаться друг с другом, работать в группе и избавляются от комплексов. Чтобы детям было комфортно, урок физкультуры организуется так, чтобы был востребован каждый ученик. А спортивные амбиции, по мнению учителя, желающие могут удовлетворить после уроков, в школьных секциях. Дмитрий убежден: показателем хорошего уровня преподавания физкультуры в школе являются не ударные команды по видам спорта, выигрывающие первые места в районе, а активность и желание работать на уроках физкультуры всех учеников, независимо от состояния их здоровья.

Путь в никуда

Увы, таких учителей единицы. И хотя спущенные школам директивы нынче носят рекомендательный характер, подавляющее большинство преподавателей продолжают работать по старинке, заставляя пришедших на урок ребят тянуть жилы из последних сил. Или вовсе отстраняются от работы с ослабленными детьми, от греха подальше освобождая сетующего на боль или усталость ученика от физических нагрузок: нет ребенка – нет проблемы.

Оставляет желать лучшего и профессиональная подготовка будущих учителей физкультуры. На изучение детской и подростковой физиологии вузовская программа отводит минимум учебного времени. У специалистов такое положение дел ничего, кроме досады, не вызывает.

– В том виде, в каком они существуют, уроки физкультуры – это дискредитация самой идеи физического воспитания, – считает руководитель лаборатории физиологии мышечной деятельности Института возрастной физиологии РАО Валентин Сонькин. – Сегодня главная задача – сохранить и укрепить здоровье детей с помощью адекватных их возрасту и конституции физических нагрузок.

В институте разработана и уже много лет успешно действует на базе нескольких школ универсальная компьютерная программа, способная рассчитать план тренировок и оценить индивидуальную планку для разного типа ребят: коренастых, выносливых «мышечников» (обладающих самым широким диапазоном двигательных возможностей), ширококостных, плотных «диггестивников» (склонных к скоростно-силовым упражнениям – единоборствам, метанию ядра) и узкокостных, худощавых «астеников» (которым больше подойдет бег на длинные дистанции в мягком режиме). Воспользоваться этой программой может каждый мало-мальски знакомый с компьютером учитель физкультуры.

Только у чиновников от спорта и образования, видимо, другие ориентиры. Суть одного из самых продвигаемых ныне проектов, который на ближайшем заседании президиума РАО собираются представить его авторы, – в переходе от урочной формы занятий физкультурой к системе тренировок по принципу спортивных секций. Согласно этому плану, школьную физкультуру нужно вывести за сетку учебного расписания, а физруков заменить профессиональными тренерами. В том, что такая программа не имеет ничего общего с теми задачами, которые стоят перед физкультурным образованием в нашей стареющей и хиреющей с каждым годом стране, у специалистов нет сомнения.

– О какой спортизации уроков физкультуры может идти речь, когда у нас в школах только 20% детей, способных заниматься спортом? – недоумевает руководитель лаборатории физического воспитания Института возрастной физиологии Валентина Зайцева. – Интерес спортивных чиновников понятен: им нужно готовить достойную смену. А что делать с «бесперспективными»? С такой установкой мы их окончательно от физической культуры отвадим, а, выведя занятия за сетку учебного расписания, в свободное от уроков время, – еще и перегрузим. Ведь домашние задания никто не отменял.

Да и средств для воплощения столь пафосного «спортивного» проекта, который, кстати, горячо поддерживает и всячески продвигает глава Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму Вячеслав Фетисов, у школ нет. Для того, чтобы желаемое стало реальным, в каждой из них нужно в несколько раз увеличить количество спортивных площадей, но их и так не хватает. Не говоря уж о количестве учителей физкультуры, дефицит которых только в Москве составляет 20%, а остальные 80% преподавательских ставок нередко занимают люди, далекие от физкультуры. В педагогических вузах, готовящих школьных физруков, уже стало нормой: подавляющее большинство выпускников идут на работу в фитнес-центры – ни ответственности, ни изматывающих проверок привередливых методистов из районных комитетов образования. И зарплаты у инструктора и школьного учителя несопоставимы. Чтобы как-то выжить, учителям приходится трудиться по 42 часа в неделю.

Специалисты убеждены: до тех пор, пока чиновники от образования будут мечтать о воздушных замках и изобретать велосипед, пока не обратят внимание на нужды и профессиональную подготовку учителей физкультуры, а сами школьные уроки не станут свободными и человечными, направленными на развитие возможностей каждого ученика, ситуация к лучшему не изменится.

Татьяна ГУРЬЯНОВА

 

Рейтинг@Mail.ru