Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2005

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ
 

Республика СПОРТ

Представьте, что вы попали в другую страну. Вы еще не знаете, хорошая она или плохая, но она не совсем похожа на вашу, и вы чему-то удивляетесь, чем-то восхищаетесь, чего-то не понимаете. И люди – такие же, как вы, но, вместе с тем, и другие. В такой стране я провела два осенних дня... не покидая России, даже не выезжая из Москвы. И эту возможность дал мне спорт.
На этот раз он собрал вместе школьников, имеющих нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта из более чем тридцати регионов России на первую Всероссийскую спартакиаду. В программу соревнований были включены: легкая атлетика, дартс, настольный теннис, голбол, гимнастика, футбол, конный спорт.

ФУТБОЛ

Сегодня в наших школах и дворах этот вид спорта – под первым номером. Но, оказывается, играть в любимую игру и любить ее можно по-разному. И если для большинства ребят основной группы здоровья футбол – это, как правило, занятие в свободное время, то для мальчишек с диагнозом «детский церебральный паралич» – это жизнь: день за днем в настоящем времени, а если повезет – и в будущем.

Может, поэтому не так и важно, что в командах ребята не одного конкретного года рождения, а нескольких возрастных групп. Главное для них – игра. Но это – сегодня.

А лет десять назад Валерий Гаглоев начинал, например, с того, что буквально на руках выносил во двор инвалидов, которые по несколько лет (!) не были на улице, потому что стеснялись своих увечий. Он возил их по улицам Владикавказа, ребята узнавали старые улицы, удивлялись новым и... плакали. Так собирал он и первых мальчишек, которые, хотя и учились в обычных школах («голова-то у них такая же, как у всех»), не могли ставить перед собой задачи, как их здоровые одноклассники. Сегодня благодаря городскому футбольному клубу, куда мальчишки с диагнозом ДЦП дорогу знают с детства, жизнь обрела смысл. Даже название приехавшей из Северной Осетии команды – «Стимул» – символично для подобных соревнований, дающих детям возможность самоутвердиться, поверить в свои силы.

А такое мужество и самоотдачу, с какими играли футболисты команды «Самсон» из Петергофа, да нашим бы национальным сборным! Проигрывая более сильной столичной команде «Лев – Черной – Олимпия», петергофцы бились до последней минуты и отыграли два мяча из четырех. И капитан Саша был настоящим капитаном. Получив в самом начале игры травму после жесткого столкновения, он остался на поле и забил свой гол.

Досталось и вратарю. Из всех, кого довелось увидеть в футбольных воротах, Сережа был лучшим. Когда он отразил удар буквально в упор, я не могла удержаться, чтобы не крикнуть: «Молодец!» «Как глаз?» – спросила после игры, а в ответ: «Он все равно не видит, минус девять, правда, многие ребята не верят». Но, оказалось, невидящий глаз – не самое страшное. Сережа рассказывает о своей, общей со старшим братом, болезни. Нельзя ни бегать, ни прыгать. «Рассыпаться могу быстро», – грустно усмехается. И все-таки он играет.

Разговор с Сережей заставляет вернуться на землю. И ты вдруг понимаешь, что для ребят-футболистов с нарушениями опорно-двигательного аппарата получить травму совсем не то же самое, что для здоровых детей. Если, например, здоровая нога одна, а другая вспомогательная, то получить удар по здоровой и продолжить игру – ох как не просто! Правда, сами ребята высоких слов стараются избегать. На поле все они были настоящими мужчинами и спортсменами, начиная с восьмилетнего Миши Заряева, который ради футбола был готов надеть любые ортопедические ботинки и, впервые в жизни оказавшись в поезде, приехал в Москву.

ГОЛБОЛ

Еще два игровых вида проходили в универсальном спортивном зале «Дружба» в Лужниках. В настольный теннис играли девочки и мальчики, имеющие нарушения речи и слуха. Удары маленького шарика о стол были слышны из любого уголка холла: эмоции, хотя и перехлестывали порой через край, но все-таки ограничены были тишиной. Счет судьи не объявляли, а молча переворачивали карточки с цифрами на ручном табло.

Тишина, но совсем по другой причине, царила в спортивном зале, где проводился голбол – игра для слышащих, но не видящих детей. Однако для того, чтобы стать игроком команды, не так важна степень потери зрения, поскольку глаза (по международным правилам) игроки закрывают специальным пластырем и темными очками, напоминающими по конструкции горнолыжные: с плотно прилегающей к лицу резинкой по контуру очков.



На площадке размером примерно со школьный спортивный зал располагаются ворота, как в футболе. Но длина ворот – по всей ширине зала, а высота – 1 м 20 см. Три игрока, которых тренер выводит на площадку и расставляет в воротах, и есть команда. Два тайма по 10 минут (на детских соревнованиях – по восемь) играют мячом размером с баскетбольный, весом 1 кг 200 г, мало прыгучим, но «музыкальным». Получив право на ввод мяча в игру, игрок руками должен направить его в сторону ворот противника примерно так, как это происходит в боулинге. Одна разница – игрок в голболе не видит площадку. Игроки, защищающие в этот момент ворота, на слух должны определить направление летящего мяча по его внутреннему колокольчику и не пропустить его в ворота. Действуют все трое, как заправские вратари. Сделать это совсем не просто, поэтому тишина в зале обязательна. И только в момент взятия ворот можно выплеснуть свои эмоции.

– На сегодняшний день в международную федерацию голбола входит 86 стран, – рассказывает Николай Береговой, президент российской федерации голбола. – У нас в стране этой игре не больше двух лет. Игра, на мой взгляд, при хорошей экипировке практически безопасная и очень полезная даже не только для слабовидящих детей, среди которых мы стараемся ее развивать.

Как-то в нее попробовали поиграть ребята, проходящие подготовку в войсках специального назначения. Оказалось, совсем не просто и очень полезно. Правда, мячи особенные, которые стоят от 35 евро и выпускаются только в Германии. Но и эту проблему все-таки стараемся решать.

А что же команды? Наблюдая полуфинальную игру между командами Вологды и Омска, слабо верилось, что ребята не видят, – настолько грамотно они оборонялись и изобретательно, технически грамотно выполняли броски по воротам соперников. То, что эта игра интересна для девочек и они с ней справляются неплохо, доказала команда из Дагестана – один из лидеров турнира.

Ну а попробовать себя в новой игре можно в любой школе, в любом зале, для начала даже с баскетбольным мячом. И, возможно, через игру проблемы незнакомых сверстников станут ближе и понятнее, а мы – терпимее и добрее.

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Легкоатлетический манеж Дворца детского спорта оказался самым многолюдным, одетым в яркие цвета спортивной формы команд-участниц.

В программе соревнований – бег на короткие и средние дистанции, эстафеты, прыжки в длину с разбега и с места. Пока судьи готовятся к началу стартов, а руководители команд оформляют заявки, участники разминаются. Но, честно говоря, я даже не предполагала, что разминка может проходить с таким азартом и энтузиазмом. Только слышно, как то один учитель физкультуры, то другой (а все команды возглавляют именно учителя физической культуры) кричит: «Не надо так быстро! Хватит прыгать! Это же разминка!» Но все напрасно – до момента построения участников и объявления стартов. Потому что это – детство, это – спорт, это – жизнь!



– В нашей астраханской школе-интернате для слабослышащих и позднооглохших детей спорт – это мир, в котором они живут изо дня в день, с утра до вечера, шесть дней в неделю, – рассказывает врач Оксана Жолобова. – Учитель физкультуры Гульнура Рахматуллаева старается научить их всем видам спорта, какие только возможны. Даже в большой теннис дети играют.

В очередной раз убеждаюсь, что здесь своя особая аура: с одной стороны, борьба, и учителя все там, с ребятами, а с другой, – никто из них ни разу не сказал, что ответит на вопрос потом, после соревнований. Наверное, это и есть обстановка, когда соревнование – праздник.

В центре манежа – соревновательное поле юных гимнастов. Упражнения самые школьные: кувырки, пресс, стойки, прыжки с «козла» прогнувшись. Большинство детей – младшего возраста, с нарушениями зрения. Но некоторые без очков, в том числе и двое самых шустрых из команды Читинской области.

«Ты мне покажешь, какие элементы умеешь делать?» – спрашиваю самого маленького, Вову Заборного. Не успеваю оглянуться, он уже стоит в «мостике», а его друг Сережка Луговской сверху кричит ему, чтобы держался, его фотографируют. А потом добавляет: «Он все может, даже сальто».

Ребята из Читинской области в дороге были четверо суток, прежде чем осуществили свою давнюю мечту – покататься на метро. И помог им в этом областной Пенсионный фонд, выделивший на дорогу 80 тыс. рублей.

Команде из г. Троицка Челябинской области оказало поддержку областное Общество слепых. У других команд, приехавших на соревнования, тоже нашлись свои спонсоры: в лице городских и област­ных администраций, родителей, отделений федерации инвалидного спорта.

«Для ребят эта поездка – праздник», – в первый день соревнований сказал учитель из Петергофа Олег Дмитриевич Коврижин.

А праздник для детей, наверное, во всем должен быть праздником, особенно, когда юные граждане впервые попадают в столицу: многолетний маршрут через Красную площадь к Арбату сегодня есть чем разнообразить. В этот раз, например, рядом с гостиницей, где проживали участ­ники, оказались и детский музыкальный театр, и цирк, и городок МГУ. Но учесть это не получилось.

О ЧЕМ ОНИ МЕЧТАЮТ

Наверняка не все из вас видели подобные соревнования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. А при этом ваши сверстники очень нуждаются в зрителях, но совсем не для того, чтобы ими восхищались. Они мечтают, чтобы их приняли как равных. Главный тренер сборной России по футболу среди инвалидов Автандил Барамидзе назвал мечтой юных футболистов с детским церебральным параличом участие в турнире наравне со здоровыми ребятами. За то, чтобы подобные соревнования проводились в рамках общих детских российских соревнований, высказались все руководители и команд и федераций, с кем удалось побеседовать.

Врач Ольга Жолобова мечтает, чтобы однажды ее подопечные, приехав в Москву на соревнования, смогли увидеть балет в Большом театре. Как спортсмены они этого заслуживают: во всех возрастных группах в течение последних лет становятся чемпионами области.

Учитель физической культуры из ставропольской школы-интерната № 3 Татьяна Сазанова мечтает о том, чтобы ребята не только занимались спортом, но и по возможности продолжали учиться. Поэтому очень рада тому, что в их школе теперь у детей будет возможность получать полное среднее образование: до нынешнего года школа давала только неполное среднее.

Владислав Васильевич Ржевцев, преподающий физическую культуру слепым и слабовидящим детям в школе г. Петровска, мечтает о том, чтобы для ребят, лишенных родительской заботы, школа стала домом, в который всегда можно прийти и который помог бы обрести уверенность на пути к взрослой жизни.

«А мы хотим выигрывать и бегать быстрее всех», – высказали свою мечту мальчишки из 30-й московской школы-интерната.

Старшие ребята из команды «Лев – Черной – Олимпия» мечтают об Олимпиаде и своей игрой действительно этого вполне заслуживают.

…Во дворе моей бывшей школы, на спортивной площадке, практически в любую погоду мальчишки играют в баскетбол и в футбол. И всегда среди них – юноша на инвалидной коляске. В футболе он стоит на воротах, а в баскетболе подчиняется общим правилам. А после игры ребята провожают его до дома.

Возможно, завтра такой мальчик найдет в себе смелость оказаться вблизи вашей спортивной площадки. Предложите ему стать участником вашей игры. Поверьте, что пройдет немного времени, и вы забудете о его болезни. Но главное – он почувствует себя счастливым. Выходит, не так уж много для этого и нужно.

Валентина РЕПИНА

 

Рейтинг@Mail.ru