Нижегородская область
Аэробика в условиях коррекционной
школы
II вида (для слабослышащих)
Анализируя программу по физической
культуре для слабослышащих детей, которая
построена на основе принципов физического
воспитания, вытекающих из особенностей развития
слабослышащих учащихся, автор данной разработки
пришла к выводу, что для более качественного
решения задач, поставленных в программе, можно и
нужно использовать нетрадиционные виды
физической культуры. Например, такие, как
аэробика.
У многих слабослышащих детей имеются
нарушения со стороны сердечно-сосудистой и
дыхательной систем (учащенный пульс, повышенное
кровяное давление, неправильный ритм дыхания и
др.), со стороны физического и психического
развития (сутулость, плечевая ассиметрия,
плоскостопие, искривление позвоночника,
диспластичность телосложения, ослабленность и
дискоординация деятельности отдельных мышечных
групп, утомляемость, неустойчивость
эмоциональной сферы). Занятия различными видами
аэробики способствуют развитию двигательных
качеств и умений, содействуют коррекции
недостатков физического развития и моторики
учащихся, а также их воспитанию. Поэтому, чтобы
заинтересовать детей многообразием физических
упражнений, научить владеть своим телом, ощущая
«чувство мышечной радости» и получая
эмоциональный настрой от занятий физической
культурой, были предложены следующие формы
занятий:
– утренняя зарядка в форме
ритмической гимнастики (5 раз в неделю по 10–15
мин);
– вечерние занятия в секции аэробики (2 раза в
неделю) и студии эстрадно-ритмического танца (1
раз в неделю).
Все занятия аэробикой проходят при
музыкальном сопровождении. Ученые давно
доказали, что если у человека не работает один
анализатор (в данном случае слуховой), то его
функцию частично компенсирует какой-либо другой
анализатор (зрительный, тактильный). И
действительно, в ходе занятий был подмечен тот
факт, что если музыкальную аппаратуру
устанавливать на пол, то слабослышащие и глухие
дети лучше воспринимают ритм различных
танцевальных мелодий.
Для обеспечения управления
слабослышащими детьми на занятиях аэробикой
разработана система специальных жестов,
выполняемых кистями рук.
Такое управление детьми облегчает
проведение занятий. При проведении занятий
большое значение имеют указания, которые даются
слабослышащим детям с помощью дактильной речи
или с использованием карточек, картинок (с
изображением животных). Такие указания
ориентируют занимающихся – что и как делать
(название движения, основные моменты техники и
направление, под счет и так далее), исправляют
более или менее грубые ошибки, вносят коррекцию,
тем самым применяя принцип обратной связи и
сохраняя при этом поточный метод проведения
упражнений. Важное значение имеет и мимика
преподавателя. Невозможно проводить занятия с
выражением недовольства, раздражительности и
усталости на лице.
В связи с обучением возникает еще одна
важная проблема – как показать упражнения?
Всегда ли нужен показ лицом к занимающимся, в
зеркальном отображении? Простые по координации
движения можно показать лицом к занимающимся, с
левой руки и ноги, сложные – спиной к
занимающимся.
Огромную помощь в проведении занятий
имеет зеркало. Дети могут контролировать свои
движения и сличать их с действиями
преподавателя. В нашей школе дети могут видеть
себя не только спереди, но и сбоку, что позволяет
им контролировать свою осанку.
Необходимо помнить, что движения
должны выполняться в ту и в другую сторону.
Равномерная нагрузка способствует
гармоническому развитию. Принципы симметричного
обучения должны соблюдаться при составлении
комбинаций. Для этого необходимо помнить о тех
элементах, которые дают смену ноги в комбинации
(двойной приставной шаг и др.). Обычно они
используются в начале или в конце комбинации и
обеспечивают симметричную нагрузку на правую и
левую сторону в процессе разучивания.
Процесс обучения слабослышащих детей
различным видам аэробики значительно растянут в
связи с физиологическими особенностями (слабой
координацией, низким уровнем здоровья, большими
нарушениями вестибулярного аппарата).
№ |
Команда |
Положение кисти (кистей) рук |
Движение |
1 |
Марш |
Кисти ребром, параллельно
ладонями внутрь |
Противоположные движения
вверх-вниз |
2 |
Прямо |
Правая кисть ребром вперед |
Движение сверху вниз |
3 |
Начинаем |
Кисть правой руки сжата в
кулак, указательный палец выпрямлен |
Наложение ладони левой руки на
сжатую кисть правой руки сверху |
4 |
Заканчиваем |
Кисти фронтально ладонями к
животу, одна над другой |
Опускание верхней кисти на
нижнюю – ребро в ребро |
5 |
Хорошо |
Кисть правой руки ладонью к
подбородку |
Опускание кисти от подбородка
вперед, ладонью вверх |
6 |
Плохо |
Кисть сжата в кулак с
полувыпрямленным указательным пальцем
(«крючком») |
Движение вверх-вниз |
7 |
Правильно |
Пальцы выпрямлены, большой и
указательный пальцы, соприкасаясь, образуют
кольцо |
Движение вперед-назад |
8 |
Вокруг |
Кисть сжата в кулак,
указательный палец выпрямлен вниз |
Круговое движение кистью |
9 |
Быстрее |
Кисти сжаты в кулак,
указательные пальцы выпрямлены горизонтально |
Быстрое движение указательных
пальцев вокруг друг друга |
10 |
Медленнее |
Кисть левой руки ладонью вниз,
кисть правой ребром над левой |
Постукивание ребром правой
кисти по левой |
11 |
Смотреть |
Указательный и средний пальцы
выпрямлены, другие сжаты в кулак |
Поднимание кисти вверх |
12 |
Стоп |
Кисть левой руки ладонью вверх |
Кончиками указательного и
среднего пальцев правой кисти упереться в ладонь
левой кисти |
Схема разучивания
танцевальной композиции
1. Работа над музыкальным
произведением, выбранным для разучивания танца:
– характер музыки (темп, настроение,
жанр);
– ритм музыки (прохлопывание ритма,
протопывание ритма, с атрибутами);
– движения, характерные для данного
музыкального произведения:
а) предложить детям самостоятельно
найти движения, отвечающие темпу и характеру
данной музыки;
б) показ педагогом некоторых
движений изучаемого танца, обращая внимание на
сочетание их по стилю и характеру с музыкальным
произведением.
2. Работа над техникой выполнения
танцевальных композиций:
– повторение движений за педагогом
под музыку и счет;
– повторение движений за педагогом под
музыку;
– повторение движений за педагогом под музыку
с эмоциональной окраской;
– самостоятельное повторение движения под
музыкальное сопровождение;
– выявление и объяснение ошибок (если они
есть), подводящие упражнения, помогающие
исправить эти ошибки;
– показ всей группе движений наиболее
успевающего ребенка (он нередко более доходчив и
понятен, чем исполнение взрослого).
3. Знакомство с рисунком танца:
– распределение детей по парам,
тройкам и т.д., если танец парный или групповой;
– построение на начало танца (определить
место каждому ребенку в какой-либо танцевальной
зоне, линии);
– познакомить схематично с перестроениями во
время танца (например, из круга – в колонну, из
одной шеренги – в несколько и т.д.).
4. Разучивание первой части
танцевальной композиции:
– повторение всех движений,
входящих в первую часть танца;
– разучивание последовательности движений;
– работа над синхронностью выполнения
движений;
– работа над выразительностью исполнения.
5. Разучивание второй части
танцевальной композиции:
– Идет по той же схеме, что и
разучивание первой части.
6. Разучивание танцевальной композиции
в целом:
– повторение двух частей танца
отдельно;
– повторение двух частей танца в сочетании
друг с другом и с музыкой;
– работа над синхронностью выполнения друг с
другом и с музыкой;
– работа над синхронностью выполнения
танцевальной композиции;
– работа над выразительностью исполнения;
– работа над качеством выполнения и культурой
движений.
Разработанные комплексы ритмической
гимнастики реализуются нами на протяжении
последних лет. Их применение позволило
значительно повысить эффективность физического
воспитания в нашем интернате.
Разносторонняя подготовка, которую
наши ребята получили на занятиях аэробикой,
позволила нам успешно участвовать в различных
конкурсах художественной самодеятельности, в
том числе и в Москве. Танцевальные коллективы
нашей школы выступали на гала-концерте в Театре
комедии и получили памятные подарки. И
неудивительно было слышать комментарии членов
жюри, которые говорили, что очень трудно отличить
слышащих детей от глухих, настолько наши дети
точно попадали в ритм музыки, были выразительны и
пластичны.
Занятия аэробикой помогают нам в
подготовке к соревнованиям. Дети стали намного
выносливее и сильнее, что позволяет нам в течение
многих лет быть чемпионами областной
спартакиады, а в городской спартакиаде мы
занимаем второе место.
Меня как преподавателя радует, что
дети, перейдя в среднюю школу, сохраняют
стремление к дальнейшим занятиям аэробикой не
только под моим руководством, но и с другими
преподавателями. В дальнейшем я планирую
организовать аэробику с фитболами и аэробику со
скакалкой.
Примерный комплекс ритмической
гимнастики для учащихся 1-х и 2-х классов
Этот комплекс включает в себя две игры:
1) игра с не умеющей ходить куклой;
2) игра «Праздник в зоопарке».
Игра с куклой
– Сегодня во время нашего занятия
мы научим ходить, прыгать и танцевать красивую и
милую куклу Катерину. Ее только что привезли из
магазина, и поэтому она ничего не умеет делать.
Пока она очень грустная, и ее надо развеселить,
научить двигаться и танцевать, тогда Катерина
станет как настоящая маленькая девочка.
Упражнение 1.
И.п. – о.с. 1 – наклон головы к правому
плечу; 2 – и.п.; 3 – наклон головы к левому плечу; 4
– и.п.
Упражнение 2.
И.п. – о.с. 1 – руки в стороны, ладонями
вперед; 2 – и.п.; 3 – руки вперед ладонями внутрь; 4
– и.п. Повторить 6–8 раз.
Упражнение 3.
И.п.: ноги вместе, руки в стороны. 1 –
крестообразные движения руками, правая внизу,
левая сверху; 2 – и.п.; 3 – то же, что и 1, левая
внизу, правая сверху; 4 – и.п. Повторить 6–8 раз.
Упражнение 4.
И.п.: ноги на ширине плеч, носки в
стороны, руки на поясе. 1 – «пружинка» с поворотом
вправо, правую руку назад; 2 – и.п.; 3 – «пружинка»
с поворотом влево, левую руку назад; 4 – и.п.; 5 –
«пружинка» с поворотом влево, левую руку назад; 6
– и.п.; 7 – то же, что 1; 8 – и.п. Повторить 8–10 раз.
Упражнение 5.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки в
стороны. 1–2 – наклон вперед, подбородок тянем
вперед; 3–4 – и.п.; 5–6 – наклон вперед, достать
пальцами рук пола; 7–8 – и.п. Повторить 6–8 раз.
Упражнение 6.
И.п. – ноги врозь, руки у груди, пальцы
смотрят вверх. 1–2 – легкое приседание на левой
ноге, правую махом в сторону; 3–4 – и.п.; 5–6 – то
же, что и 1–2 в другую сторону с другой ноги; 7–8 –
и.п. Повторить 6–7 раз.
Упражнение 7.
И.п.: то же, что и в упражнении 6. 1–2 –
резко поднимаемся на носки, тянемся руками вверх;
3–4 – и.п. Повторить 10–12 раз.
– Ну а теперь наша кукла, кажется,
совсем ожила, можно и попрыгать. Прыжки на месте
на двух ногах, поочередно на одной и другой ноге,
подскоки, подскоки с поворотом кругом, прыжки –
ноги врозь, ноги вместе. Спокойная ходьба с
хлопками под музыку.
Упражнение 8.
И.п.: упор сидя сзади на полу. 1 –
потянуть носки на себя; 2 – носки вытянуть.
Повторить 10–12 раз.
Упражнение 9.
И.п.: сед ноги врозь, руки в сторону. 1–2
– наклон вправо, стараясь ухом достать правое
колено, руки вверх; 3–4 – и.п.; 5–6 – то же, что и 1–2,
но в другую сторону; 7–8 – и.п. Повторить 8–10 раз.
Упражнение 10.
И.п.: сед ноги врозь, руки в стороны. 1–2
– наклон вперед, пытаясь достать подбородком пол
перед собой; 3–4 – и.п. Повторить 6–8 раз.
Упражнение 11.
И.п.: упор сидя сзади. 1 – мах правой
ногой к правому уху.
– На этом танце, в котором приняли
участие все зверята, наш праздник и закончился. В
следующий раз мы обязательно потанцуем еще.
(Каждое упражнение джоггинга выполняется в
среднем по 10 сек).
Примерный комплекс упражнений
степ-аэробики для учащихся 4-х классов
Весь комплекс упражнений
степ-аэробики выполняется под ритмическую
музыку 135–140 уд./мин.
1. И.п.: ноги вместе, руки на поясе,
стоять за степом. 1 – шаг вперед на степ правой
ногой; 2 – левую ногу приставить к правой; 3 –
сойти со степа правой ногой назад в и.п.; 4 – левую
приставить в правой ноге.
2. То же, что и в упражнении 1,
выполняется с работой рук вперед, в стороны,
вверх (дозировка – 10–12 повторений).
3. И.п. – о.с. на степе. 1 – шаг правой
ногой степа, руки в стороны; 2 – приставить левую
ногу к правой, руки вниз; 3 – шаг влево на степ
левой ногой, руки в стороны; 4 – приставить правую
ногу, руки вниз; 5–8 – то же, но в другую сторону
(дозировка – 10–12 повторений).
4. И.п.: на степе стойка ноги врозь,
руки на поясе. 1–3 – пружинистые наклоны вперед,
стараясь достать пальцами рук пол; 4 – и.п.
(дозировка – 8–10 повторений).
5. И.п.: стойка на степе, руки на поясе.
1 – опустить левую ногу назад на пол на всю стопу;
2 – и.п. (повторить 8 раз); 3 – опустить правую
ногу назад на пол на всю стопу; 4 – и.п. (повторить 8
раз).
6. И.п.: стойка в выпаде правой ногой
на степе, руки на поясе. 1–2 – прыжок со сменой
ног, левый выпад на степ, руки на поясе; 3–4 – то же
с другой ноги (дозировка – 10–12 повторений).
7. И.п. – о.с. за степом. 1 – шаг правой
ногой на степ; 2 – мах левой ногой назад, руки
вперед, пальцы в кулак; 3 – шаг левой ногой назад,
руки вниз; 4 – приставить правую ногу к левой в
и.п.; 5–8 – то же с другой ноги (дозировка – 8–10
повторений).
8. И.п. – о.с. на степе. 1 – мах правой
ногой в сторону, руки в стороны, кисти в кулак; 2 –
выпад правой ногой вправо на пол, руки вниз; 3 –
мах правой ногой в сторону, руки в стороны; 4 –
и.п.; 5–8 – то же с другой ноги в другую сторону
(дозировка – 8–10 повторений).
9. И.п. – о.с. на степе. 1 – шаг правой
ногой вперед со степа на пятку, руки к плечам; 2 –
и.п.; 3 – то же с левой ноги; 4 – и.п. (дозировка –
8–10 повторений).
10. И.п.: стойка руки на поясе. 1 –
прыжок; 2 – соскок со степа в и.п.; 3 – то же, что и
на счет 1; 4 – то же, что и на счет 2 (дозировка – 8–10
повторений).
Галина МАТВЕЕВА,
учитель школы-интерната № 65
г. Нижний Новгород |