Нижегородская область
Рейтинговая система оценивания
профессиональной деятельности учителя
физкультуры
Рейтинговая система в той или иной
форме существует уже давно.
Рейтинг – это оценочный показатель,
который характеризует место некоего события
(явления личности) в ряду подобных событий
(явлений, личностей и т.д.).
Целью данной статьи является попытка
разработки системы рейтинга. Определение уровня
педагогического мастерства невозможно без
установления его показателей и формулировки
критериев.
В качестве критериев могут выступать
те виды деятельности, которые имеют
непосредственный выход на деятельность
педагога, связаны с ее организацией и
осуществлением. При этом виды деятельности
педагога должны охватывать в совокупности все
основные стороны. В качестве критериев оценки
уровня профессиональной деятельности
преподавателей физической культуры выступают
следующие критерии: материально-техническое
обеспечение учебного процесса; участие в
соревнованиях; проектирование учебной работы;
уровень физкультурных потребностей школьников;
процент учеников, вовлеченных в работу секций;
количество мероприятий; уровень физической
подготовленности учащихся.
Эти критерии отражают основные
стороны деятельности педагога. Конечно,
количество критериев может быть и увеличено, но
самыми существенными являются названные.
Количественная оценка по каждому критерию
проводится по разным шкалам (см. далее), но
преимущественно по 5-балльной шкале.
Рассмотрим содержание требований по
каждому критерию.
1. Материально-техническое
обеспечение.
Его можно оценить исходя из того, как
относится преподаватель к созданию материальной
базы, какие средства и способы использует для
того, чтобы сохранить и содержать в порядке
имеющийся спортивный инвентарь.
1 балл – недостаточность
материальной базы по отношению к стандартному
минимуму.
2 балла – соответствие стандартному минимуму.
3 балла – частичное превышение стандартного
минимума.
4 балла – превышение стандартного минимума.
2. Участие в соревнованиях.
За участие в соревнованиях ставим
десять баллов. Плюс пять баллов за призовое
место.
Преподаватели, вышедшие в таблице на призовые
места с первого по третье, получают пять баллов.
Вошедшие в пятерку – четыре балла, в десятку –
три балла, два балла поставим до пятнадцатого
места, остальным – один балл.
Таким образом будет учтено не только участие в
соревнованиях, но и конкретный результат,
достигнутый участниками под руководством
преподавателя физической культуры.
3. Проектирование учебного
процесса.
Оцениваются три вида документации:
учебная, внеклассная, спортивно-массовая.
Если в наличии все три вида документации, она
аккуратно оформлена, соответствует требованиям,
за нее можно поставить пять баллов. Четыре балла
– если она есть, но оформлена с замечаниями. Три
балла, если в наличии не весь перечень
документов. Могут быть оформлены все документы,
но они находятся в ветхом состоянии или устарели,
документы не обновляются – в этом случае
соответственно выставляются два балла. И один
балл – за отсутствие любой документации.
4. Уровень физкультурных
потребностей школьников.
Уровень потребностей школьников в
занятиях физической культурой определяется на
основе анкетирования школьников. Анкетирование
проводится не менее, чем в двух классах, в которых
работает преподаватель.
Можно разработать свою систему опроса для
определения уровня потребностей школьников в
занятиях физической культурой.
Приведем примерные вопросы для
анкетирования:
1. С желанием ли вы ходите на уроки?
2. Устраивает ли вас нагрузка на уроках?
3. Владеет ли учитель качествами, необходимыми
преподавателю физической культуры?
4. Учитель относится к ученикам уважительно и
доброжелательно?
5. Нравится ли тебе предмет «физическая
культура» больше, чем остальные?
Предлагаемые варианты ответов:
«да» – пять баллов, «затрудняюсь ответить» –
два балла, «нет» – один балл. Максимальное
количество баллов, которые можно набрать по пяти
вопросам, – 25. Обозначим это за 100%. Минимальное
количество – пять баллов – это 20%. Сумма от 15 до 20
– 80%, 10–15 баллов – 60% и 10 баллов – 40%.
5. Внеурочная работа.
Она состоит из трех частей. Важно
учитывать количество вовлеченных в процентном
отношении. При условии, что все учащиеся школы
вовлечены во внеурочную работу, или 100% –
ставится пять баллов. Дальше по убывающей: 80% –
четыре балла, 60% – три балла, 30% – два балла, 15% –
один балл.
Оценивая внеурочную работу, необходимо
учитывать количество проведенных мероприятий.
Их ежедневное проведение оцениваем в пять
баллов, один раз в неделю – четыре балла, раз в
месяц – три балла, один раз в четверть – два
балла, одно мероприятие в полугодие оценим в один
балл.
Третья составляющая внеучебной работы – виды
работы. К ней можно отнести школьные
соревнования, секционную и кружковую работу,
День здоровья, час здоровья и т.д. Если
применяются все виды, ставим пять баллов, нет
подвижных перемен, часа здоровья – четыре балла,
не проводится День здоровья – три балла, нет
кружковой и секционной работы – два балла, если
не ведется подобная работа вообще – один балл.
Теперь нужно подсчитать средний балл, сложив все
три составляющие: процент вовлеченных,
количество мероприятий и виды работы, и
разделить на три.
6. Уровень физической
подготовленности школьников.
Уровень физической подготовленности
определяется путем тестирования. Можно
использовать региональные тесты. В этом случае
классы, набравшие средний балл от 4,6 до 5,0,
оцениваются в пять баллов; от 4,0 до 4,5 баллов –
получают четыре балла; от 3,0 до 3,9 – три балла; от
2,0 до 2,5 – два балла; ниже этого – один балл.
Можно подсчитать уровень физической
подготовленности по учебным тестам. В этом
случае пять баллов соответствует 100%, четыре
балла – 80%, три балла – 60%, два балла – 40%, один
балл – 30% и ниже.
7. Итоговая аттестация по
физической культуре (9-й, 11-й классы).
Результаты итоговой аттестации
являются важным показателем уровня
профессиональной деятельности преподавателя
физической культуры. Определяем количество
получивших «четыре» и «пять» относительно всех
сдавших экзамен по физической культуре. Если 100%
сдали на «четыре» и «пять» – ставим пять баллов,
80% – четыре балла, 60% – три балла, 50% – два балла, 30%
– один балл.
8. Уровень обученности школьников.
Обученность измеряется отметкой по
предмету. Уровень обученности определяется на
основе оценивания каждого ученика в
соответствии с оценками в журнале. Оценочный
балл по этому показателю определяется по шкале.
% успевающих |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
95 |
100 |
Оценочный балл |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Можно определить качество обученности по
шкале оценивания качества обученности,
используемой в Положении об аттестации.
% оценок «4» и «5» |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
70 |
80 |
90 |
Оценочный балл учителя |
4,1 |
4,2 |
4,3 |
4,4 |
4,5 |
4,6 |
4,7 |
4,8 |
4,9 |
5,0 |
На основании разработанных критериев можно
определить уровень профессиональной
деятельности преподавателей физической
культуры как в отдельно взятой школе, так и в
районе.
Исходя из пятибалльной оценочной
шкалы, максимальное количество баллов, которое
можно набрать, соответствует 60. Его можно считать
комплексным показателем, позволяющим определить
профессиональный уровень педагога.
При отклонении от исходного до 50%
возникает необходимость анализа причин такого
низкого уровня профессионализма. Предлагаемая
система оценок не является панацеей.
В данную рейтинговую систему можно
внести свои изменения и дополнения в
соответствии с определенными условиями, в
которых находится та или иная школа, район.
Практическая реализация рейтинговой
системы оценивания профессиональной
деятельности учителя физической культуры в
наших условиях активизировала педагогов –
особенно тех, кто получил низкие оценки. Данное
обстоятельство указывает на то, что рейтинговая
оценка не самоцель, а социальный механизм
активизации профессиональной деятельности.
Т.А. ФЕОКТИСТОВА,
Егоровская СОШ
Воскресенский р-н,
Нижегородская обл. |