Нижегородская область
Проектирование полос препятствий
Полоса препятствий (ПП) является
эффективным средством комплексной физической
подготовки и методом закрепления техники
двигательных действий. В школьной системе
физического воспитания их использование требует
определенной системы поурочного распределения.
Предлагаемый комплекс ПП разработан
для учащихся 10–11-х классов по базовым разделам
образовательной программы: «легкая атлетика» (АП
– атлетическая полоса), «гимнастика» (ГП –
гимнастическая полоса), «спортивные игры»
(ИП – игровая полоса). Разработан также
вариант комплексной ПП (КП), включающей в
определенной последовательности элементы всех
вышеназванных разделов образовательной
программы и ПП общеприкладной направленности
(ОПП).
Непосредственно технология
разработки и проектирования ПП включает ряд
последовательных шагов и их методическое
обоснование. Рассмотрим их по порядку.
1. Анализ содержания разделов
образовательной программы. Здесь уточняются
ориентировочное содержание и направления
заданий, входящих в ПП.
2. Разрабатывается примерное
распределение системы ПП в учебном году (таблица
1).
Таблица 1. Примерное распределение
полос препятствий по блокам в учебном году
3. Разработка двигательных заданий
(видов упражнений), входящих в полосу
препятствий. Составляется соответствующий
перечень упражнений (пример такого перечня
представлен ниже при описании целевых полос
препятствий).
4. Разрабатывается «целевая» ПП.
Целевой ПП мы называем итоговый (контрольный)
вариант целостной ПП, которую ученик должен
преодолеть на контрольном уроке. В целевой
полосе (схеме или ее описании) необходимо указать
общую длину, последовательность выполнения
двигательных заданий с указанием (по
необходимости) дозировки нагрузки (объем и
интенсивность). Схемы разработанных нами ПП для
базовых разделов образовательной программы
представлены на рисунках 1–4.
5. Поурочное распределение циклов
заданий, формирующих «блоки» ПП, в сумме
образующих целевую ПП.
5.1. Поурочное распределение заданий
по отработке полосы препятствий предполагает
систему повторяемости, взаимозаменяемости
двигательных заданий, прогрессирование нагрузки
в системе уроков. Прогрессировать нагрузка может
за счет увеличения двигательных заданий (блоков)
ПП и количества серий (подходов) выполнения ПП.
Вариант такой системы представлен в таблице 2.
Таблица 2. Примерное распределение
заданий (блоков) полос препятствий в учебном году
5.2. Проектирование ПП предполагает
распределение двигательных заданий в структуре
отдельного урока. Например, ПП по легкой атлетике
должна включать в себя:
– с точки зрения отражения
специфики технической подготовки – «блоки»
двигательных заданий с элементами бега, прыжков,
метания;
– с точки зрения отражения
специфики физической подготовки – двигательные
задания надо выполнять с учетом эффектов
силовой, скоростной, ловкостной подготовки. А
суммарным (кумулятивным) эффектом, особенно
ближе к финишу ПП, будет развитие выносливости
комплексного (смешанного) характера. Это связано
с тем, что суммарный эффект «наслоения» эффектов
отдельных двигательных заданий, которые
выполняются с достаточной степенью нагрузки,
должен привести к определенной степени
утомления. Последнее является важным фактором
развития выносливости.
5.3. Непосредственно практическая
отработка ПП на уроках подразумевает не просто
повторение целостной целевой ПП, а системное
последовательное включение «блоков»
двигательных заданий по определенной схеме.
Поскольку мы имеем три «блока» двигательных
заданий для ПП по легкой атлетике, то с учетом
рассмотренных выше особенностей эффектов
физической подготовки возможны два варианта
распределения «блоков» заданий в проекте ПП.
I вариант предполагает
поочередное включение разнонаправленных
двигательных заданий. Например: бег – прыжки –
метания – бег – прыжки – метания – и т.д.
II вариант представляет
чередование однонаправленных блоков заданий.
Например:
6. Преодоление ПП связано с двумя
противоречивыми условиями: с одной стороны –
преодолевай ПП как можно быстрее (связано с
физической подготовкой); с другой – выполняй
двигательные задания ПП как можно более
качественно (связано с технической подготовкой).
Для оценивания ПП должны быть разработаны
критерии оценивания, которые включают:
1) оценку техники исполнения;
2) время преодоления;
3) систему штрафных баллов;
4) выведение итоговой оценки на основе учета
пунктов 1, 2, 3.
Перечень двигательных заданий ПП для
уроков по легкой атлетике
1. Из и.п. – упор лежа спиной к
дистанции ПП, по сигналу ускорение по прямой –
20 м.
2. Челночный бег 3ґ10 м. Второй отрезок
выполняется спиной по направлению бега.
3. Прыжки на двух ногах через автомобильные
покрышки.
4. Три толкания набивного мяча (3 кг) на
дальность, с ускорениями к нему: 1 – двумя руками
от груди; 2 – двумя руками из-за головы; 3 – двумя
руками снизу.
5. Прыжок в длину с разбега способом «согнув
ноги» в яму с песком.
6. Многоскоки на одной ноге от стойки до стойки
– «змейка» (четыре отрезка со сменой ног).
7. Преодоление пяти барьеров прыжками с
отталкиванием одной ногой – «в шаге».
8. Прыжки «по кочкам» с одной ноги на другую.
«Кочки»-обручи расположены в шахматном порядке
на расстоянии 120–150 см.
9. Ускорение по прямой 15–20 м –
финиширование.
Рис. 1. Целевая легкоатлетическая
полоса препятствий для учащихся 10–11-х классов
Перечень двигательных заданий ПП
для уроков по гимнастике
1. С 5–6 шагов разбега опорный прыжок
«ноги врозь» через гимнастического коня – юноши.
Девушки – прыжок «согнув ноги» в упор присев,
пробежать по телу коня – соскок.
2. Лазанье по вертикальному канату без помощи
ног – 5 м (юноши), с помощью ног – 2,5–3 м
(девушки).
3. Низкая перекладина. Подъем переворотом в
упор, переворот вперед – юноши. Прыжком в упор,
переворот вперед – девушки.
4. Подтягивание из виса на навесной
перекладине – 5 раз (юноши), из виса лежа – 5 раз
(девушки).
5. Выпрыгивание от гимнастической лавки,
толчком одной ноги с приземлением на другую. В
прыжке смена ног, продвижение вперед – 10 прыжков.
6. Пробежать по гимнастическому бревну,
сохраняя равновесие.
7. Из виса на гимнастической стенке поднимание
ног в угол 90° – 5 раз.
8. Длинный кувырок вперед (кульбит) через
гимнастического козла поперек (юноши). Опорный
прыжок «ноги врозь» (девушки). Высота снаряда –
115 см.
9. Три кувырка вперед слитно.
10. Бег с изменением направления. Обегание
«змейкой» стоек, расположенных в шахматном
порядке – финиш.
Рис. 2. Целевая гимнастическая
полоса препятствий
Перечень двигательных заданий ПП
для уроков по спортивным играм (баскетбол)
1. Ловля мяча двумя руками после
длинной передачи. Отсчет времени начинается, как
только руки игрока коснутся мяча.
2. Обводка удобной для играющего рукой 6 стоек,
стоящих друг от друга в 1 м.
3. Обводка 5 стоек, расположенных в 2–3 м друг
от друга, дальней от стойки рукой.
4. Стоя на месте, ведение мяча удобной рукой по
восьмерке между двумя низкими (50 см) стойками.
Расстояние между стойками – 50 см.
5. Ведение по коридору между двумя
гимнастическими скамейками, расположенными на
расстоянии 45 см.
6. После ведения – остановка прыжком и
передача мяча двумя руками партнеру, стоящему в
центральном круге. Затем ловля мяча одной рукой с
переводом на ведение по кругу дальней рукой от
центра круга. Эту часть упражнения выполняют как
правой, так и левой рукой. Ведение осуществляют
без зрительного контроля.
7. Попадание во время ведения мячом в 5 обручей,
лежащих на полу, на расстоянии 1,5–2 м друг от
друга (3 обруча расположены по прямой, 2 последних
составляют с третьим равнобедренный
треугольник).
8. Ведение мяча удобной рукой ударами с правой
и с левой стороны от трех гимнастических палок,
положенных в одну линию.
9. Ведение мяча правой рукой вокруг опорной
левой ноги, затем левой рукой вокруг опорной
правой ноги (повороты делать влево, затем вправо).
10. После ведения мяча два шага с последующим
броском в корзину (секундомер останавливать в
момент, когда мяч оторвется от рук).
Рис. 3. Целевая полоса препятствий
для уроков спортивных игр (баскетбол) учащихся
10–11-х классов
А.В. МОИСЕЕНКО |