Нижегородская область
Тренер? Учитель!
О школе, своей работе, педагогическом
искусстве рассказывает Мария Николаевна
ОВСЯННИКОВА – мастер спорта по метанию копья, в
прошлом – член сборной Советского Союза. Сейчас
она работает преподавателем физической культуры
в нижегородской школе № 128 и, естественно, на
своих уроках уделяет много внимания обучению
школьников искусству метания. Для этого
М.Н. Овсянникова разработала авторскую
программу.
Школьные задачки
В общеобразовательную школу я пришла
из детско-юношеской спортивной школы, где
работала тренером по метанию копья. В секции было
не больше 15 детей, никто не нарушал дисциплину, не
лез ни на какие шведские стенки, никого там не
надо было успокаивать или одергивать – в секцию
приходили увлеченные спортом люди и занимались
тем, чем им действительно хотелось заниматься.
Первый же урок в школе поставил передо
мной массу, казалось, неразрешимых вопросов. В
классе больше 20 человек; все такие разные,
большинство совсем не интересуются спортом.
Трудно даже поддерживать дисциплину, не то что
чему-то научить, причем так, чтобы у каждого были
приличные отметки, «4» или «5», ведь «тройка»
сейчас никого не устраивает.
Слово слову – рознь
Надо – так надо. Прежде всего,
попыталась научить ребят тому, что сама умею
делать очень хорошо, чему раньше учила ребят в
спортивной школе, – правилам метания.
Начала объяснять технику выполнения
элементов метания мяча языком, которым когда-то
обучали и меня. Я произносила точные спортивные
термины, а дети в ответ лишь широко раскрывали
глаза и совершенно не понимали, чего от них
требуют.
Тогда я начала демонстрировать
движения, совмещая спортивные термины с
демонстрацией: вот это называется так, понимаете?
Казалось, ребята начинают понимать меня, но
эффект продолжал оставаться мизерным.
Однажды ко мне подошла более опытная
коллега, проработавшая в школе лет двадцать:
«Говори с ними проще, говори им так, чтобы они
могли тебя понять». «А как же терминология,
которой нас обучали в институте и требовали,
чтобы мы детей именно так учили?» – «Оставь это
для институтов и большого спорта. А в школе
говори так, чтобы дети тебя понимали. Называй все
по-человечески, просто, уходи от терминологии».
С тех пор я стараюсь следовать ее
совету. Сегодня на уроке девочка бросала мяч
«через правую ногу». В спортивной секции я бы
сказала: «У тебя нет третьего шага, ногу ты
пропускаешь». Вместо этого я попросила ее не
торопиться с броском, сказала, что она не
успевает сделать последний шаг левой ногой и
поэтому бросок у нее получается слабый. Девочка
выслушала и, похоже, задумалась. А через пять
минут она уже правильно выполняла бросок –
значит, поняла.
Спорт в школе
Конечно, мне не хватает того, что было
смыслом работы в спортивной школе, – высоких
спортивных достижений моих учеников. Правда, нет
безвыходных ситуаций: у нас в школе есть
спортивные секции, и туда я приглашаю тех, в ком
вижу большой потенциал, пусть даже не в метании, а
в беге или в прыжках в длину. В секциях идет
совсем другая работа, мы – и педагоги, и дети –
часто вообще забываем о времени. Диалог идет
четкий, профессиональный, каждую деталь там
называю технически верно, используя спортивную
терминологию.
Сложное учительское счастье
В общеобразовательной школе дети
чувствуют себя свободнее, чем в спортивной. К
учителю они заранее относятся с большим
доверием, как к давно знакомому человеку. Недавно
подбегает ко мне мальчик из начальной школы –
похоже, он недавно у нас учится, еще не разобрался
во всех тонкостях нашей жизни, – дергает за
штанину и говорит: «Тетенька, а какой у нас сейчас
урок?» Словно мы давно знакомы, и я просто обязана
ему помочь.
Действительно, в школе дети относятся
к нам, как к родным, и на секции не воспринимают
учителя как тренера, они продолжают его
воспринимать как человека, к которому можно в
любой момент подойти, поговорить о чем угодно.
Тренер же сначала воспринимается детьми как
чужой человек, которого немного побаиваются, но
слушаются. Взаимопонимание, человеческие
отношения обычно возникают только через
несколько лет совместной работы.
Конечно, дети везде, в том числе и в
школе, разные. Некоторые приучены держать
дистанцию с взрослыми, а другие ведут себя
чересчур вольно, могут подойти и чуть ли не
задушить тебя в объятиях. Иногда приходится и
останавливать: «Дружочек, ты что, милый мой,
опомнись...» Но во время уроков такие добрые
отношения очень помогают. Ученики начинают
доверять учителю, перестают обманывать. Если я им
говорю, что нужно выполнить упражнение 10 раз, они
его действительно сделают, и именно столько,
сколько я сказала. А если не смогут, то сами
скажут об этом.
Мне предлагали снова перейти на работу
в ДЮСШ, тренером. А я уже к своим малышам привыкла.
Придет 2-й класс, смотришь на них и думаешь:
«Господи, когда мы вас научим чему-нибудь?»
Ничего не умеют, просто руки опускаются. Но
проходит год, другой, и понимаешь: «Вот какие
стали! И в этом есть частица моего труда».
А потом они уходят из школы, поступают
в вузы, в училища. Но мы не теряем контакта,
выпускники часто приходят в школу или на стадион.
Зайдут, поздороваются, пошутят, мол, правильно мы
их «гоняли» на уроках. Это так радует! Потому,
наверное, и не ухожу из школы...
Ольга ЛЕОНТЬЕВА |