Наслаждение движением
Двигательная деятельность ребенка является
одним из главных источников познания
окружающего мира.
Начальное физическое образование
должно обеспечить не только формирование
основных жизненно важных и необходимых
двигательных навыков, умений, но и закрепление и
совершенствование их на долгие годы.
Двигательная деятельность ребенка является
одним из главных источников познания
окружающего мира. Чем большим количеством
разнообразных движений и действий овладевает
ребенок, тем шире будут его контакты с реальной
действительностью, а значит, и благоприятнее
условия для психического развития. В детстве
обогащение и расширение двигательного опыта
идет за счет освоения элементов различных видов
искусств, имитации в движениях и позах флоры,
фауны, явлений и процессов в природе. При этом
развивается сила, ловкость, координация,
скорость, выносливость разного типа. Поэтому
одна из основных задач уроков физвоспитания в
начальной школе – пробудить и развить
познавательную деятельность, воспитать
мышечно-интеллектуальную радость в процессе
занятий.
Где лучше заниматься?
Я занимался с детьми в разных условиях.
Тренировал их в спорткомплексе «Дельфин», где,
как говорят пловцы, есть и суша, и вода, работал в
детских садах, в школах только на суше. Больше
всего нравилось работать в музыкальных залах
детских садов. Там аура особенная. Там столько
детскости, столько детских игрушек, игрушечных
музыкальных инструментов, которыми можно
воспользоваться в любой момент, можно даже одним
пальцем сыграть детям мелодию на настоящем
пианино. Показать детям: да, я не профессионал, но
мне хочется научиться играть, пока умею только
так.
Приходилось заниматься в залах, по
площади равных классному помещению, в которых
вообще ничего не было из инвентаря и
оборудования. И все же такие маленькие залы мне
больше нравились для проведения занятий с
малышами, чем школьные залы. Главное, чтобы было
ковровое покрытие, так как большая часть
упражнений исполняется лежа, в упоре стоя на
коленях для разгрузки позвоночного столба,
тренировки вестибулярного аппарата. Такие залы
обладают «камерностью» в музыкальном смысле. Все
находятся на виду друг у друга, в поле зрения
педагога, и любое проявление одного становится
достоянием всех. Прекрасная акустика – можно
разговаривать вполголоса и даже шепотом. Уютно,
тепло и свежо. Можно применить прием
Ф.И. Шаляпина, который в ответ на пение
«фортиссимо» спел «пианиссимо».
Однажды я проводил занятия в
недостроенном кабинете то ли физики, то ли химии,
где не было кафедры. Занятия прошли прекрасно –
это навело на мысли о кабинетной системе для
уроков физической культуры в начальной школе.
Лаборантскую можно перестроить в раздевалку для
девочек и мальчиков, выделить помещение и
учителю, в проектах будущих школ предусмотреть
такие кабинеты. В настоящее время, если позволяют
условия, уже можно оборудовать кабинеты
начального физического образования, дать
каждому учителю физической культуры кабинет НФО,
как другим предметникам. Учитель оборудует его
по своему вкусу: один превратит его в картинную
галерею, где будет место и репродукциям картин
классиков, и детским шедеврам, другой – в
музыкальный салон и видеосалон.
С помощью кабинетной системы можно
подготовить ребенка физически и психологически
к большому залу, где ужасная реверберация звука,
искажающая слова, огромное пространство. Дети
бисером рассыпаются по залу, выходят из-под
контроля. А если, как это бывает в жизни, четыре
года начальной школы ребенок вообще не знал, что
такое физкультура, и вдруг попадает в такой
огромный зал?! Так было когда-то и со мной. Кто-то
куда-то бежит, что-то кричат, учитель свистит в
свисток... Первый урок навсегда отбил охоту к
этому предмету, хотя я и был победителем района
по метанию копья. Поэтому, проводя занятия с
малышами в больших залах, я всегда ограничиваю
пространство площадью в половину волейбольной
площадки. Другую половину можно отгородить
звукопоглощающей занавеской и проводить занятие
с другим классом. И так бывало. Однако все же
считаю, что кабинетная система крайне необходима
для занятий с детьми младшего школьного
возраста.
Чем можно заниматься в кабинете?
Исходя из того, что чаще всего из
инвентаря и оборудования не было ничего, акцент я
делал на формирование основных жизненно
необходимых двигательных навыков:
разновидностей ходьбы, бега, прыжковой
подготовки, общеразвивающих физических
упражнений, игр. Ставил задачу развить основные
физические качества, то есть научить детей
владеть своим телом, воспитать
интеллектуально-мышечную радость, формировать
основы активного реципиента. Это и есть
Начальное Физическое Образование (по Лесгафту).
Жизненно необходимый двигательный
навык – ходьба.
Это одно из первых естественных
движений, которым ребенок овладевает после
умения ползать и которое становится самым
главным двигательным навыком на всю последующую
жизнь. Ходьба представляет собой
сложно-координационное, циклическое движение,
т.е. происходит повторение одних и тех же циклов
двигательных действий (шаг правой и шаг левой), и
как циклическое движение имеет темпоритм,
индивидуальный или заданный, изменение которого
влечет за собой изменение величины нагрузки.
В процессе ходьбы происходит
чередование напряжения и расслабления, что
обеспечивает двигательную работоспособность
нервно-мышечного аппарата на высоком уровне. В
этом процессе участвует весь
опорно-двигательный аппарат, одновременно
включается в работу 56% мышц тела, благодаря чему
усиливается деятельность дыхательной,
сердечно-сосудистой систем. Укрепляются мышцы
туловища, спины, брюшного пресса, тренируются
мелкие мышцы стопы. Активно происходит обмен
веществ. Поэтому ходьба может широко
использоваться в физическом развитии детей
разного возраста как прикладное и тренировочное
упражнение.
Одной из задач уроков физической
культуры в начальной школе является обучение
детей правильной, экономной и красивой ходьбе, в
том числе формирование легкой, непринужденной,
ритмической походки. Важна хорошая координация
движений рук, ног, правильное положение туловища
с легко втянутым животом, положение головы.
Помимо физиологических воздействий,
ходьба оказывает большое влияние на психику
ребенка. Ходьба в строю организует и
дисциплинирует, приучает к чувству локтя, к
совместной деятельности.
Могучая сила ритма
Начинаем с обычной ходьбы по залу. Это,
по словам Г.Д. Гачева (он использует эти слова
несколько в другом смысле, характеризуя жизнь в
природе), аморфные, стихийные движения. Нет
ничего скучнее, чем исполнять детям на уроках
этот вид движения, а мне – видеть это
печальное зрелище, как сказал ослик Иа. Но стоит
только начать отбивать ритмы марша, как дети
сразу преображаются и начинают маршировать. Даже
дети трех-четырех лет реагируют на ритм серьезно,
по-детски изображая себя защитниками Родины.
Видимо, чувство ритма, задатки воина, защитника
заложены генетически и пробуждаются в
сложившихся ситуациях. На этом строится
дальнейшее развитие, обучение и воспитание. Из
массы ритмических рисунков марша вычленяем пока
один «как организационную единицу» (по Гачеву).
Счет – четыре четверти, с акцентом на первую
долю – шаг левой. Дети продолжают маршировать.
Как только кто-то переходит к аморфному
исполнению, это говорит о том, что момент новизны
исчез, прекращаем ходьбу.
В спортивных играх есть тактический
прием «сыграть на опережение». В переводе на
педагогический язык «сыграть на опережение»
означает опередить «симптом аморфности», по
принципу «лучше недодать, чем отбить охоту».
Садимся, предоставляем мышцам отдых,
нагружаем интеллект. Прибегаем к личному опыту
детей. Обращаюсь к ним с вопросом: Что же это? Что
такое? В жизни можно с чем сравнить? Кто придумает
название? Первым кто сообразит? Дети находят
образы: солдаты, моряки, спортсмены и т. д.,
вспоминают стихи, песни. Так определяется
репертуар как поле ближайшей инсценировочной
деятельности. За этим следует очередной объем
нагрузки в ходьбе до первого появления «симптома
аморфности». Эти повторения я называю
ритмическими кольцами. Обращаюсь к ученикам:
«Послушайте, дети, какие звуки издает барабан».
Идет процесс прослушивания, закрепление,
апробирование первого простейшего ритмического
рисунка, первой «организационной единицы».
Ритмические кольца
Занятия по обучению ходьбе строятся
как ритмические кольца. Первое концентрическое
кольцо выглядит так: строевая ходьба, ритм 4/4 с
акцентом на первую долю – «симптом аморфности»
– отдых мышцам, нагрузка на интеллект,
закрепление ритма, дети подбирают слова на
данный ритм. Эти слова располагаем по смыслу,
рифмуем в куплетики. Второе ритмическое кольцо –
новый ритм (разбиваем четверть на две восьмых) –
строевая ходьба – «симптом аморфности» – отдых
мышцам, нагрузка на интеллект, закрепление
нового ритма с помощью слов. Снова располагаем
слова по смыслу, рифмуем в куплетики.
Можно ввести условные обозначения. Шаг
левой ногой (первая четверть такта) обозначить
восклицательным знаком – «!». Обычные шаги
(три последующие четверти такта) обозначить
единицей – «1». Длительность в одну четверть
обозначить буквой «г». Первой сильной доле дадим
имя «Да». Называем ее так, потому что она звучит
более звонко, нежели «Та», а следовательно,
несколько громче. Остальные доли будут просто
«та». Восьмые назовем «ти». Первую восьмую в
такте называем «Ди». Такое обозначение
способствует акустическому, оптическому
восприятию ритма детьми без написания нот, то
есть готовит детей в дальнейшем к более легкому
восприятию нот.
Останется только донести до сознания
детей понятие о длительности. После принятого
обозначения первый основной ритм будет
выглядеть следующим образом: !111, звучать он
будет: «Да-та-та-та». Второй ритм будет выглядеть
так: !гг11, а звучать: «Да-тити-та-та». Заменяем
отдельно каждую четверть на две восьмые.
Получаем четыре ритма, да плюс первый основной –
итого пять ритмов. На втором этапе заменяем по
две четверти, каждую на две восьмые. Получаем еще
шесть ритмов. Третий этап. Заменяем по три
четверти, каждую – на две восьмые. Получаем еще
четыре ритма. В результате составления всех
комбинаций получаем пятнадцать ритмов. Можно
познакомить детей с каждым ритмом, но основная
задача – показать многообразие форм
комбинаций из простых элементов.
На практике применяем несколько
ритмических блоков, один из которых выглядит так:
гг гг 1 1 гг гг 11 гг гг 1 1 111.
Звучит этот ритмический блок
следующим образом: «Дити-тити-та-та; Дити-тити-та
та; Дити-тити-та-та; Да-та-та».
Исполняя строевую ходьбу под такие ритмические
блоки, дети придумывают слова.
В результате получаются наши самодельные стихи:
Будем умываться, будем умываться,
Будем умываться по утрам.
Будем чистить зубы, будем чистить зубы,
Будем чистить зубы добела.
Третье ритмическое кольцо выглядит
аналогичным образом: строевая ходьба,
сопровождаемая ритмом, «игра на опережение»,
отдых мышцам, нагружаем интеллект и т.д. В
последующих концентрических кольцах, когда все
четверти будут заменены восьмыми, составлены,
освоены и закреплены все сочетания, вводятся
новые ритмические рисунки: восьмая с точкой плюс
шестнадцатая. Усвоение и закрепление новых
ритмов идет по известной схеме, вводится марш.
«Кто из вас, ребята, знает песенки,
стихи о военных людях?» – спрашивает учитель.
Определяется репертуар. Ближайшее поле
деятельности – «Песня о юном барабанщике»,
«Песня о маленьком трубаче». В таких
произведениях дети чувствуют трагизм гибели
маленьких детей, а через него – и трагедию всего
народа – гражданскую войну. Репертуар обширен и
по возрастам, и по тематике.
Возможности «анимации»
Детям близка по духу песня-марш из
кинофильма «Максим Перепелица» «В путь». По
куплету вводим стихи песни как дозу нагрузки,
«анимируем» слова. По школьной программе
определяем ударные и безударные слоги. На
ударный слог ударяем кистью по полу, ощущаем
ударный слог. Разыгрываем действо. Например,
слова «Путь далек». Как можно изобразить эти
слова? «У солдата пилотка, солнце светит ярко, а
козырька у пилотки нет, солдат поставил кисть,
как козырек». «Солнце очень яркое, можно
поставить два козырька». «У командира фуражка с
козырьком, он смотрит в бинокль». Ставим кулачки
к глазам – «бинокль». «Я видел: капитан тоже в
фуражке, но он смотрит в подзорную трубу». Ставит
один кулачок на глаз, другой отставляет вперед,
вращает кулачками: «Чтобы лучше было видно».
Исполняем строевую ходьбу в сопровождении ритма,
по возможности дети, уже нисколько не стесняясь,
подпевают мне, и каждый вправе выбрать тот
вариант, который ему по душе.
Во время исполнения этой синкретики
один ученик ставит кисть на затылок, смотрит на
друзей, смеется. Вот оно, неординарное поведение,
поступок. Что делать в этой ситуации учителю?
Можно «обфинтить». Приглашаю его показать свою
находку. Ставлю проблему перед детьми: «Что можно
выразить этим движением, для чего козырек?»
Каждый вправе высказать свою точку зрения, что
приветствуется аплодисментами со стороны
товарищей, и, естественно, соответствующий
стимул получает от меня. «Чтобы шея не сгорела на
солнце». «Смотрит назад, сколько солдат прошел».
«Так вовсе не смотрят, надо повернуться и
посмотреть вот так». Вот два открытия: поворот
кругом и ходьба спиной вперед. Движения,
известные всему миру давным-давно, но открыли их
сами дети, поэтому исполнять будут с большим
интересом. Во время строевой ходьбы применяю
жесты: ставлю «козырек», «бинокль», «подзорную
трубу», «козырек назад» – и все моментально
поворачиваются, идут спиной вперед. С таких
жестов начинается невербальное общение.
Читаю, напеваю отрывок: «Ехали медведи
на велосипеде, а за ними кот задом наперед». Дети
начинают мяукать, квакать, шипеть и т.д.,
подражают походкам различных животных,
имитируют движение транспорта. В подобных
синкретических упражнениях просыпается
интеллектуально-мышечная радость. Казалось бы,
надо цыкнуть, приструнить, но это мой прием –
провокация. Провоцирую детей на такие поступки –
они пробуждают фантазию, активность. Внутренние
переживания выплескиваются наружу, выражаются в
двигательной реакции, появляются новые движения,
обогащая поле ближайшей деятельности.
Физическая культура и общее
образование
Существенным отличием данной
программы является решение задач по подготовке
детей к письму. Укрепление мелкой моторики
достигается за счет использования средств и
методов различных видов искусства, например,
жонглирование предметами. Барабанные палочки
используются и как ударные инструменты, и как
предметы метания, и как строительный материал –
городки для построения различных фигур.
Происходит не только приобщение к элементам
искусства, но и формирование двигательного
навыка.
Некоторые итоги
Таким образом я добиваюсь решения
основных целей и задач начального физического
образования. А это значит, с моей точки зрения, не
только развить интерес, удовлетворить
естественную биологическую потребность в
движении, добиться хорошего уровня здоровья и
всестороннего развития ребенка, но и воспитать
ценностные ориентации, заложить основы для
формирования здорового образа жизни. Обогащение
двигательного опыта идет путем обучения новым
двигательным действиям, расширяется поле
освоенных спортивных и непосредственно
прикладных двигательных навыков, в том числе и
военно-прикладных.
Борис БУЯНОВ |