Плавание: методика проведения урока
Я работаю
учителем физкультуры на Крайнем Севере более 15
лет. В нашей школе есть плавательный бассейн.
Уроки плавания проводятся регулярно в течение
года во всех классах, почти каждый из 1300 учащихся
нашей школы умеет плавать.
Предлагаю свою разработку урока по теме
«Обучение плаванию брассом на груди».
Обучение плаванию брассом на груди
(6-й класс)
Задачи:
1. Совершенствование согласования
движений рук с дыханием.
2. Совершенствование согласования движений
ног с дыханием.
3. Разучивание согласования движений рук, ног с
дыханием.
Место проведения: школьный
бассейн.
Продолжительность: 90 минут (два
урока).
Инвентарь: гимнастические
скамейки, большие и малые пенопластовые доски,
мяч резиновый, баскетбольные стойки,
разделительные дорожки, шест, спасательные
жилеты, шапочки разного цвета.
Часть урока |
Содержание урока |
Дозировка |
Организационно-методические
указания |
Подготовительная часть – 27
мин. |
На суше:
Построение, приветствие, правила поведения и
меры безопасности, сообщение задач урока |
3 мин |
Проверить наличие учащихся по
списку, готовность к уроку |
«Класс, вправо и влево в обход
бассейна шагом марш!» |
1 мин |
Построение в шеренгу по одному |
разогревающие упражнения: махи
руками, ногами, наклоны, приседания |
10–12 paз |
Следить за правильным
выполнением упражнений |
ОРУ:
И.п.: стоя, руки вверх, кисти соединены, подняться
на носки вверх, затем расслабиться |
4–6 раз |
Следить за правильным
расположением рук |
И.п.: стоя, одна рука вытянута
верх, другая – вниз, вращение рук вперед, то же
назад |
6–8 раз |
Постепенно повышая темп
движений |
И.п.: стоя, наклон вперед, руки
вытянуты, имитация гребков руками, как плавание
брассом на груди |
6–8 раз |
Руки разводить одновременно и
симметрично |
Упражнения для освоения с
водой
Выдох на воду.
И.п.: стоя, наклонившись вперед, ноги на ширине
плеч, руки вытянуты вперед, на счет «раз» сделать
вдох через рот; на счет «два» сделать медленный
выдох через рот |
3–5 раз |
Большие пальцы рук касаются
друг друга. Вдох короткий. Дуть, как на горячую
воду, выдох продолжительный |
Выдох в воду.
И.п.: стоя, наклонившись вперед, ноги на ширине
плеч, руки вытянуты вперед; на счет «раз» сделать
быстрый вдох через рот; на счет «два» наклонить
голову слегка вниз, смотреть вперед – начать
медленный выдох; на счет «три» продолжать делать
выдох, поднять голову, закончить выдох |
3–5 раз |
Большие пальцы касаются друг
друга; полный вдох.
Конец вдоха выполнить энергично с усилием |
Скольжение.
И.п.: стоя, наклонившись вперед, руки вытянуты
вперед правая нога упирается в стенку; на cчeт
«раз» – быстрый вдох; на счет «два» опустить
голову между рук, задержать дыхание; на счет
«три» оттолкнуться ногой от стенки, сделать 2–3
шага вперед, выполнить медленный выдох; на счет
«четыре» медленно встать |
5–7 раз |
Не выпрямляться, голову не
поднимать, смотреть вперед |
Совершенствование
Согласование движений рук с выдохом в воду.
И.п.: стоя, наклонившись, руки вытянуты вперед; на
счет «раз» гребок руками, вдох; на счет «два»
опустить голову, задержать дыхание, локти на
грудь; на счет «три» руки выпрямить, начать выдох;
на счет «четыре» потянуться руками вперед,
закончить выдох |
4–6 раз |
Вдох делать через рот, движения
руками выполнять быстро, но плавно; выдох
продолжительный |
Согласование движений ног с
выдохом в воду.
И.п.: лежа на скамейке, упор спереди, ноги
вытянуты; на счет «раз» остаться в и.п., сделать
вдох; на счет «два» задержать дыхание, опустить
слегка голову вниз, подтянуть пятки к тазу; на
счет «три» быстро развернуть стопы, начать выдох;
на счет «четыре» толчок ногами с ускорением,
закончить выдох |
4–6 раз |
Колени выпрямлены, стопы
вовнутрь. Конец подтягивания выполнить с
ускорением. Ноги в коленях не сгибать. Толчок
выполнить через стороны. После толчка ноги
выпрямить и соединить |
Разучивание
Согласование движений рук и ног с выдохом в воду.
И.п.: лежа на скамейке, руки и ноги вытянуты; на
счет «раз» сделать гребок руками и вдох; на счет
«два» задержать дыхание, опустить голову слегка
вниз, руки под грудь и вытянуть их вперед; на счет
«три» подтянуть пятки к тазу, начать выдох; на
счет «четыре» развернуть стопы наружу, выполнить
толчок, закончить выдох |
4–6 раз |
Пальцы рук и ног касаются пола.
Локти за плечи не заводить. Смотреть вперед.
Конец подтягивания выполнить с ускорением. Во
время толчка стопы и голени держать развернутыми
наружу |
Основная часть – 60 мин. |
Построение. «Класс, к местам
занятий шагом марш!» Вход в воду производится по
лестнице бассейна |
3 мин |
|
В воде
Совершенствование
Движение ног (на месте у борта).
И.п.: взяться руками за борт, лечь на воду, ноги
вытянуты у поверхности воды: подтянуть пятки –
«раз»; быстро развернуть стопы – «два»; толчок
ногами с ускорением – «три» |
4– 6 раз |
Построение в шеренгу по одному
вдоль борта. Стопы повернуть вовнутрь. Колени на
ширине плеч. Колени не разгибать. Толчок
выполнить у поверхности воды |
Согласование движений рук с
выдохом в воду (на месте у борта).
И.п.: стоя, наклонившись, руки вытянуты вперед;
гребок руками; вдох – «раз»; задержать дыхание,
опустить лицо в воду, согнуть руки под грудью –
«два»; выпрямить руки, начать выдох – «три»;
подтянуться руками вперед, закончить выдох –
«четыре» |
4–6 раз |
Подбородок в воде. Следить за
движением рук. Лицо опущено в воду до линии волос.
Следить за движением рук. Выдох начинать
спокойно с усилением к концу |
Разучивание:
Согласование движений рук и ног с выдохом на
поверхность воды (на месте у борта).
И.п.: лежа на груди, руки и ноги вытянуты; гребок
руками, вдох – «раз»; задержка дыхания, руки под
грудь и вытянуть вперед – «два»; подтянуть пятки
к тазу, начать выдох – «три»; развернуть стопы
наружу, выполнить толчок, закончить выдох –
«четыре» |
6–8 раз |
Подбородок в воде, колени
выпрямлены, стопы вовнутрь. Подбородок из воды не
поднимать. Движения выполнять плавно. После
толчка ноги выпрямить и соединить |
Совершенствование:
Плавание одними ногами с доской в руках. Выдох на
поверхность воды |
2х2,5 м |
Взяв доски, класс
располагается на дорожке в колонну по одному,
дистанция 2 м, плавать против часовой стрелки |
Разучивание:
Плавание с выдохом на поверхность воды.
И.п.: лежа на груди, руки и ноги вытянуть; гребок
руками, вдох – «раз»; задержка дыхания, руки
вытянуты вперед – «два»; подтянуть пятки к тазу,
начать выдох – «три»; развернуть стопы наружу,
выполнить толчок, закончить выдох – «четыре» |
4х2,5 м |
В колонну по одному, дистанция
2 м, выполнять медленно.
Движения выполнять быстро, но плавно. Стопы
движутся у поверхности воды. Толчок ногами
выполнить у поверхности воды |
Выход из воды, построение,
класс делится на три команды для игр на воде |
|
Объяснение правил игры |
Игра «Баскетбол».
В игре участвуют две команды. Выигрывает команда,
забросившая большее количество мячей, при ничьей
выполняются штрафные броски. Каждые две команды
играют между собой. Победитель первой пары
играет с третьей командой и т.д. Участники могут
свободно передвигаться: ходить и бегать по дну,
перебрасывать мяч партнерам, перехватывать его у
соперников, вырывать из рук. Запрещаются грубые
приемы, задержка соперника, ныряние. За нарушение
– штрафной бросок с 3 м |
Продолжительность игры – 4 мин |
Команды надевают шапочки
разных цветов. Неиграющая команда плавает
самостоятельно за разделительными дорожками |
Игра «Морской бой».
Во всю длину бассейна разложены большие
пенопластовые доски. По каждой стороне борта
стоят по одному участнику, одетые в спасательные
жилеты. По сигналу они бегут по доскам;
приблизившись, сталкивают друг друга в воду.
Побеждает тот, кто останется на доске или упадет
последним. Эту игру можно проводить и между
командами. Каждый победивший участник приносит
своей команде 1 очко, а если оба участника
одновременно падают в воду, то получают 0 очков |
5–7 мин |
Объяснение правил игры.
Толкать только руками. Не участвующие в игре
ученики поддерживают, стоя в воде, доски. После
«боя» игроки поддерживают доски, а на игру
выходят остальные участники |
Заключительная часть – 3 мин. |
Выход из воды, построение,
подведение итогов урока. Организованный уход в
душевые |
|
Домашнее задание –
согласование движений рук с дыханием в плавании
брассом на груди |
Михаил ФЕДЮЧЕНКО,
учитель физкультуры МОУ СОШ № 5
п. Айхал, Республика Саха (Якутия) |