Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2006

 


ФИЗКУЛЬТУРА ПОСЛЕ УРОКОВ


Биатлон в школе

Все большую роль в современном мире на воспитание подрастающего поколения оказывает телевидение. Отражается это и на физическом воспитании детей. Заметьте, что каждый раз после очередных Олимпийских игр наблюдается прирост числа пришедших на занятия в спортивные школы, клубы и секции.

И особенно велик прирост числа занимающихся именно в тех видах спорта, которым телевизионщики уделяют повышенное внимание. Среди зимних видов спорта на первом месте по количеству и рейтингу телетрансляций – биатлон. За что же так любят этот вид спорта работники «голубых экранов»?

В первую очередь – за его непредсказуемость. Судите сами. Мало интереса вызывает футбольная встреча лидера чемпионата и явного аутсайдера, так как результат игры практически известен заранее. Поэтому на телевидении вам такой матч и не предложат. Какой зритель захочет терять два часа своего свободного времени на это? Другое дело – биатлон. За час – максимум полтора эфирного времени можно наблюдать борьбу сильнейших биатлонистов мира, где на победу при определенном стечении обстоятельств могут рассчитывать не то что 2–3, а 20 и даже 30 спортсменов.

Во-вторых, это объективность судейства. В этом виде спорта «человеческий» фактор судейства никак не сможет повлиять на перипетии борьбы. Быстро бежать, метко стрелять – вот и все, что нужно уметь спортсмену для достижения хорошего результата.

Биатлон – поистине интереснейший вид соревнований. Он объединил два совершенно разных вида спорта. С одной стороны – лыжные гонки, требующие от спортсмена огромной работоспособности, общей и специальной выносливости. А с другой стороны – стрельба, где нужно невыразимое хладнокровие, предельная мышечная и координационная устойчивость, выдержка. И время доказало, что сочетание таких разных навыков дает положительный результат. Более того, появляется все больше и больше разновидностей биатлонных дисциплин и даже новых видов спорта, похожих на биатлон. Например, летний биатлон (кросс со стрельбой) или арчери-биатлон (лыжная гонка со стрельбой из лука).

А возможен ли биатлон в школе? Поверьте, да. Конечно, это будут не такие состязания, как у именитых спортсменов, но первые шаги в этом направлении дети могут сделать на школьных уроках физкультуры, на занятиях по лыжной подготовке.

Я вспоминаю свое детство, когда вся страна каталась на лыжах. «Лыжня России» собирала 13 000 участников (не на 10 километров, как сейчас, а на тридцати- и даже 60-километровые дистанции). Соревнования «День лыжника» проводились во всех классах, и участвовали в них практически все учащиеся. Но мы завидовали тем ребятам, в чьих школах проходили еще и соревнования по биатлону. Конечно, не настоящему. Но все равно было интересно принять участие в чем-то новом. Попробовать себя. А как, например, у меня получится сочетать гонку со стрельбой или нет? Стрельба тогда была обязательной частью комплекса ГТО, поэтому стрелять умели все. Но сделать это по ходу лыжной гонки – это совсем другое дело. Придется бежать штрафной круг или нет? А если придется, то смогу ли я догнать тех, кто отстрелялся без промаха? А, может, меня догонит мой приятель из параллельного класса даже с большим числом штрафных кругов? К сожалению, ответы на эти вопросы мне в детстве узнать не удалось. Спортивных школ по биатлону было в Москве очень мало, а на уроках физкультуры в школе биатлон не изучали. А жаль.

Количество спортивных школ в Москве, культивирующих биатлон, за 20 лет не увеличилось. Проблемы – те же. Нет стрельбищ, денег на содержание и надлежащее хранение оружия, поддержание трасс как в зимнее, так и в летнее время. А на экранах спортивных каналов все чаще и чаще можно видеть картинку с очередных соревнований по биатлону, а также рекламу о том, что нужно бы записать ребенка в спортивную школу... Можем ли мы, учителя физкультуры, чем-то помочь в этом? Отчасти, да. Конечно, мы не в силах построить стрельбища, продвинутые лыжные трассы, открыть новые спортивные школы. Но познакомить детей поближе с этим видом спорта, дать им возможность попробовать реализовать себя в новом деле, привлечь внимание общественности, это в наших руках.

С чего начать? Начинать нужно с лыжной подготовки. Любому биатлонисту необходимо в первую очередь иметь хорошую лыжную технику и выносливость. Поэтому прежде всего надо восстановить в школе уроки лыжной подготовки, привлекая к регулярным занятиям лыжами всех учащихся школы.

Второй этап – это стрельба. К сожалению, у нас уже почти не осталось школ, в которых были свои тиры. Но если в школе есть такие условия, то условия для биатлона у них самые подходящие. Можно приобрести для школы и пневматические винтовки. Они не требуют специального разрешения. Хорошо, если в школе будет обустроен такой специализированный кабинет для стрельбы из пневматической винтовки или пистолета. Класс этот может также использоваться для занятий по ОБЖ. При наличии пневматического оружия можно создать и специальный кружок стрельбы и биатлона в школе.

Третий этап – сочетание лыжной подготовки и стрельбы. Проведение таких занятий – мечта для школьников.

Четвертый этап – соревновательный. Проведение соревнований как внутри классов, так и внутри школы (например, ко Дню защитника Отечества) является, с одной стороны, стимулом для ребят в освоении биатлона, а с другой – реальной возможностью проверить себя в новом виде спорта. Следующим этапом соревнований может быть состязание сильнейших биатлонистов школ между собой. Хорошо, если, помимо вас, найдутся такие же приверженцы биатлона в других школах, желательно расположенных рядом с вами.

Да, на бумаге все получается гладко. А на самом деле? Допустим, что уроки лыжной подготовки в школе ведутся, есть желание у учителя развивать и биатлон. Но тира нет. Нет и винтовок, и денег, чтобы их приобрести. Что же, опустить руки? Нет. Можно пойти и более простым путем, заменив стрельбу в биатлоне чем-нибудь еще. Например, метанием мячей в мишень или дротиков – в мишень для дартса. Или выполнять стрельбу из игрушечного пистолета или винтовки (благо, что есть и такие современные игрушки). Можно даже этап стрельбы заменить другим заданием юмористического содержания (надуть воздушный шарик пока он не лопнет; проткнуть шарик булавкой с завязанными глазами; бросить мяч в кольцо и т.п.). Какой же это биатлон, скажете вы. На первый взгляд – ничего общего. Но проведите подобное состязание и посмотрите в детские глаза. Вы увидите, что интерес детей только увеличится. Особенно если в случае промаха (или неверного выполнения задания) детям предстоит, как в настоящем биатлоне, пробежать штрафной круг или к результату будет добавлено штрафное время. А если подобные состязания провести еще и в форме эстафеты, то накал страстей будет не меньшим, чем у профессиональных спортсменов.

Проведя такую игру-соревнование, можно в дальнейшем ее совершенствовать. Каждый раз придумывать различные задания на так называемом «стрельбище». Главное на этом этапе – выработать интерес у детей к биатлону, познакомить их с этим видом спорта.

А там, глядишь, и удастся найти средства для покупки пневматических винтовок, хотя бы двух-трех, а затем и секцию биатлона в школе создать. Все начинается с малого. Попробуйте. И, поверьте, введение подобных занятий, игр даст свои положительные результаты. Даже если у вас и у ваших учеников в будущем не сохранится интерес к биатлону, отдельные фрагменты этого вида спорта, безусловно, внесут разнообразие в порой монотонные уроки лыжной подготовки. А это тоже дорогого стоит.

Алексей МАШКОВЦЕВ
Москва

Рейтинг@Mail.ru