Биатлон в школе
Все большую роль в современном мире на
воспитание подрастающего поколения оказывает
телевидение. Отражается это и на физическом
воспитании детей. Заметьте, что каждый раз после
очередных Олимпийских игр наблюдается прирост
числа пришедших на занятия в спортивные школы,
клубы и секции.
И особенно велик прирост числа
занимающихся именно в тех видах спорта, которым
телевизионщики уделяют повышенное внимание.
Среди зимних видов спорта на первом месте по
количеству и рейтингу телетрансляций – биатлон.
За что же так любят этот вид спорта работники
«голубых экранов»?
В первую очередь – за его
непредсказуемость. Судите сами. Мало интереса
вызывает футбольная встреча лидера чемпионата и
явного аутсайдера, так как результат игры
практически известен заранее. Поэтому на
телевидении вам такой матч и не предложат. Какой
зритель захочет терять два часа своего
свободного времени на это? Другое дело – биатлон.
За час – максимум полтора эфирного времени
можно наблюдать борьбу сильнейших биатлонистов
мира, где на победу при определенном стечении
обстоятельств могут рассчитывать не то что 2–3, а
20 и даже 30 спортсменов.
Во-вторых, это объективность
судейства. В этом виде спорта «человеческий»
фактор судейства никак не сможет повлиять на
перипетии борьбы. Быстро бежать, метко
стрелять – вот и все, что нужно уметь
спортсмену для достижения хорошего результата.
Биатлон – поистине интереснейший вид
соревнований. Он объединил два совершенно разных
вида спорта. С одной стороны – лыжные гонки,
требующие от спортсмена огромной
работоспособности, общей и специальной
выносливости. А с другой стороны – стрельба, где
нужно невыразимое хладнокровие, предельная
мышечная и координационная устойчивость,
выдержка. И время доказало, что сочетание таких
разных навыков дает положительный результат.
Более того, появляется все больше и больше
разновидностей биатлонных дисциплин и даже
новых видов спорта, похожих на биатлон. Например,
летний биатлон (кросс со стрельбой) или
арчери-биатлон (лыжная гонка со стрельбой из
лука).
А возможен ли биатлон в школе?
Поверьте, да. Конечно, это будут не такие
состязания, как у именитых спортсменов, но первые
шаги в этом направлении дети могут сделать на
школьных уроках физкультуры, на занятиях по
лыжной подготовке.
Я вспоминаю свое детство, когда вся
страна каталась на лыжах. «Лыжня России»
собирала 13 000 участников (не на 10 километров,
как сейчас, а на тридцати- и даже 60-километровые
дистанции). Соревнования «День лыжника»
проводились во всех классах, и участвовали в них
практически все учащиеся. Но мы завидовали тем
ребятам, в чьих школах проходили еще и
соревнования по биатлону. Конечно, не настоящему.
Но все равно было интересно принять участие в
чем-то новом. Попробовать себя. А как, например, у
меня получится сочетать гонку со стрельбой или
нет? Стрельба тогда была обязательной частью
комплекса ГТО, поэтому стрелять умели все. Но
сделать это по ходу лыжной гонки – это совсем
другое дело. Придется бежать штрафной круг или
нет? А если придется, то смогу ли я догнать тех,
кто отстрелялся без промаха? А, может, меня
догонит мой приятель из параллельного класса
даже с большим числом штрафных кругов? К
сожалению, ответы на эти вопросы мне в детстве
узнать не удалось. Спортивных школ по биатлону
было в Москве очень мало, а на уроках физкультуры
в школе биатлон не изучали. А жаль.
Количество спортивных школ в Москве,
культивирующих биатлон, за 20 лет не увеличилось.
Проблемы – те же. Нет стрельбищ, денег на
содержание и надлежащее хранение оружия,
поддержание трасс как в зимнее, так и в летнее
время. А на экранах спортивных каналов все чаще и
чаще можно видеть картинку с очередных
соревнований по биатлону, а также рекламу о том,
что нужно бы записать ребенка в спортивную
школу... Можем ли мы, учителя физкультуры, чем-то
помочь в этом? Отчасти, да. Конечно, мы не в силах
построить стрельбища, продвинутые лыжные трассы,
открыть новые спортивные школы. Но познакомить
детей поближе с этим видом спорта, дать им
возможность попробовать реализовать себя в
новом деле, привлечь внимание общественности,
это в наших руках.
С чего начать? Начинать нужно с лыжной
подготовки. Любому биатлонисту необходимо в
первую очередь иметь хорошую лыжную технику и
выносливость. Поэтому прежде всего надо
восстановить в школе уроки лыжной подготовки,
привлекая к регулярным занятиям лыжами всех
учащихся школы.
Второй этап – это стрельба. К
сожалению, у нас уже почти не осталось школ, в
которых были свои тиры. Но если в школе есть такие
условия, то условия для биатлона у них самые
подходящие. Можно приобрести для школы и
пневматические винтовки. Они не требуют
специального разрешения. Хорошо, если в школе
будет обустроен такой специализированный
кабинет для стрельбы из пневматической винтовки
или пистолета. Класс этот может также
использоваться для занятий по ОБЖ. При наличии
пневматического оружия можно создать и
специальный кружок стрельбы и биатлона в школе.
Третий этап – сочетание лыжной
подготовки и стрельбы. Проведение таких
занятий – мечта для школьников.
Четвертый этап – соревновательный.
Проведение соревнований как внутри классов, так
и внутри школы (например, ко Дню защитника
Отечества) является, с одной стороны, стимулом
для ребят в освоении биатлона, а с другой –
реальной возможностью проверить себя в новом
виде спорта. Следующим этапом соревнований может
быть состязание сильнейших биатлонистов школ
между собой. Хорошо, если, помимо вас, найдутся
такие же приверженцы биатлона в других школах,
желательно расположенных рядом с вами.
Да, на бумаге все получается гладко. А
на самом деле? Допустим, что уроки лыжной
подготовки в школе ведутся, есть желание у
учителя развивать и биатлон. Но тира нет. Нет и
винтовок, и денег, чтобы их приобрести. Что же,
опустить руки? Нет. Можно пойти и более простым
путем, заменив стрельбу в биатлоне чем-нибудь
еще. Например, метанием мячей в мишень или
дротиков – в мишень для дартса. Или выполнять
стрельбу из игрушечного пистолета или винтовки
(благо, что есть и такие современные игрушки).
Можно даже этап стрельбы заменить другим
заданием юмористического содержания (надуть
воздушный шарик пока он не лопнет; проткнуть
шарик булавкой с завязанными глазами; бросить
мяч в кольцо и т.п.). Какой же это биатлон, скажете
вы. На первый взгляд – ничего общего. Но
проведите подобное состязание и посмотрите в
детские глаза. Вы увидите, что интерес детей
только увеличится. Особенно если в случае
промаха (или неверного выполнения задания) детям
предстоит, как в настоящем биатлоне, пробежать
штрафной круг или к результату будет добавлено
штрафное время. А если подобные состязания
провести еще и в форме эстафеты, то накал
страстей будет не меньшим, чем у
профессиональных спортсменов.
Проведя такую игру-соревнование, можно
в дальнейшем ее совершенствовать. Каждый раз
придумывать различные задания на так называемом
«стрельбище». Главное на этом этапе – выработать
интерес у детей к биатлону, познакомить их с этим
видом спорта.
А там, глядишь, и удастся найти
средства для покупки пневматических винтовок,
хотя бы двух-трех, а затем и секцию биатлона в
школе создать. Все начинается с малого.
Попробуйте. И, поверьте, введение подобных
занятий, игр даст свои положительные результаты.
Даже если у вас и у ваших учеников в будущем не
сохранится интерес к биатлону, отдельные
фрагменты этого вида спорта, безусловно, внесут
разнообразие в порой монотонные уроки лыжной
подготовки. А это тоже дорогого стоит.
Алексей МАШКОВЦЕВ
Москва |