Физическая культура в
профильном обучении
Концепция профильного обучения на
старшей ступени общего образования была
одобрена на заседаниях Федерального
координационного совета по общему образованию
24.04.2002 и 28.06.2002. В концепции приводятся примерные
учебные планы для возможных профилей:
естественно-математический,
социально-экономический, гуманитарный и
технологический. Однако появляются и новые
профили обучения в зависимости от потребностей
общества и рынка труда.
Ильдар Латыпов предлагает ввести профильное
образование в области физической культуры, чтобы
ученики могли понять закономерности развития и
укрепления собственного тела и серьезно
заинтересоваться этим предметом. По мнению
автора данной статьи, именно такая профилизация
поможет решить одну из важнейших проблем
современной школы – недостаток
высококвалифицированных преподавателей
физической культуры.
За последние годы сложилось
устойчивое отставание сферы физкультурного
образования от других образовательных
направлений. Подрастающее поколение в
большинстве своем сравнительно успешно
овладевает естественно-научными и гуманитарными
знаниями, осваивает производственные и
информационные технологии и в то же время
физически не готово к трудовой и воинской
деятельности, часто не способно противостоять
стрессовым воздействиям социума на принципах
здорового образа жизни. Эти проблемы стали
общенациональными. Очевидно, что такое
положение во многом связано с низкой
продуктивностью работы системы образования в
данном направлении.
От модернизации – к физической
культуре
В соответствии с Концепцией
модернизации российского образования на период
до 2010 года на старшей ступени
общеобразовательной школы предусматривается
профильное обучение, цель которого – повысить
качество общего образования, обеспечить
глубокую и специализированную подготовку
учащихся с учетом их индивидуальных склонностей
и способностей. Выделены следующие основные
профили, которые являются сегодня наиболее
востребованными: естественно-математический;
гуманитарный; социально-экономический;
технологический.
Однако эти профили не исчерпывают
всего перечня возможных вариантов. В ряде школ, в
зависимости от потребностей учащихся,
возможностей школы и местной образовательной
сети, вполне могут открываться и другие профили.
Физическое воспитание и спорт в
современных условиях охватывают широкую сферу
жизнедеятельности человека. Это предъявляет
особые требования к уровню профессионализма
специалистов, обслуживающих систему физического
воспитания и спорта.
По данным Федерального агентства по
физической культуре и спорту, на сегодня
существует острая проблема обеспечения
учителями физической культуры образовательных
учреждений. Фактическая средняя нагрузка
учителя физической культуры в московской школе
составляет более 40 часов в неделю. Сократилось
количество детских тренеров, среди них сегодня
практически отсутствуют молодые специалисты.
Имеется также острая потребность в специалистах
по физической культуре в дошкольных учреждениях.
Не прекращается отток физкультурных кадров в
негосударственные организации. Как следствие,
ослабевают и утрачиваются традиции
отечественной школы, теряет престиж профессия
педагога по физической культуре и спорту.
Предлагаемая нами концепция
предполагает, что профильное обучение в области
физической культуры в общеобразовательной школе
будет способствовать профессиональному
самоопределению учащихся в соответствии с
профилем избранной специальности и
индивидуальными особенностями, формированию
устойчивой профессиональной мотивации к
овладению педагогической профессией.
Переход к профильному обучению в
области физической культуры преследует
следующие основные цели:
создание условий для самореализации
и самоутверждения личности для овладения
профессией и включения молодого человека в
систему непрерывного профессионального
образования в области физической культуры в
соответствии с его интересами, способностями и
возможностями;
обеспечение углубленного изучения
образовательной области «Физическая культура»;
формирование интереса к
профессиональной деятельности специалиста по
физической культуре и разработка системы
допрофессионального образования учащихся в
области физической культуры в рамках профильной
дифференциации обучения;
обеспечение повышения уровня общей
физической подготовленности учащихся, внедрение
здорового образа жизни;
расширение возможности социализации
учащихся; обеспечение преемственности между
общим и профессиональным образованием и
разрешение проблем перехода от одной ступени
обучения к другой в системе непрерывного
образования;
внедрение в учебный процесс
инновационной технологии обучения, физического
воспитания и спортивной подготовки учащихся.
Сегодня можно утверждать, что в
качестве ведущего компонента учебного предмета
«Физическая культура» должны выступать не
только способы деятельности, но и
соответствующие научные знания. Без понимания
сущности явления не может быть и ценностного
отношения к нему. Отсутствие понимания такого
единства является в настоящее время одной из
причин низкой физкультурной активности
школьников и должного ее проявления в их образе
жизни в целом.
Учебный план школы
Принципы построения рабочего учебного
плана школы, реализующей профильное обучение в
области физической культуры в 10–11-х классах,
основаны на идее двухуровневого (базового и
профильного) федерального компонента
Государственного стандарта общего образования.
Базовый уровень ориентирован на
формирование общей культуры и в большей степени
связан с мировоззренческими, воспитательными и
развивающими задачами общего образования, а
также с задачами социализации.
Профильный уровень стандарта учебного
предмета выбирается исходя из личных
склонностей, потребностей учащегося и
ориентирован на его подготовку к последующему
профессиональному образованию и
профессиональной деятельности.
Обязательными для изучения на базовом
уровне для классов спортивно-педагогического
профиля являются следующие базовые
общеобразовательные предметы: русский язык,
литература, иностранный язык, математика,
история, физика, химия, интегрированный курс
обществознания. Остальные учебные предметы
изучаются по выбору.
Физическая культура, основы
безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и биология
преподаются как профильные общеобразовательные
предметы и ориентированы, в первую очередь, на
подготовку выпускников к последующему
профессиональному образованию в сфере
физической культуры и спорта, педагогического,
военного образования и др.
Немалую роль в обеспечении
преемственности образования может сыграть
введение в школьное образование на старшей
ступени новых компонентов (элективные курсы,
проектная и исследовательская деятельность),
которые определяют необходимость использования
новых для школы организационных форм (лекции,
семинары, учебные проекты и т.д.) и способов
учебной деятельности, во многом характерных для
вузовского образования.
Элективные курсы – обязательные для
посещения курсы по выбору учащихся, входящие в
состав профиля обучения на старшей ступени
школы. Перечень и содержание элективных курсов
определяются самой школой. Элективные курсы
реализуются за счет школьного компонента
учебного плана и выполняют несколько функций.
Одни из них могут быть «надстройкой»
профильного курса. Тогда такой дополненный
профильный курс становится в полной мере
углубленным. Другие элективные курсы могут
развивать содержание одного из базисных курсов,
изучение которого в данной школе (классе)
осуществляется на минимальном
общеобразовательном уровне. Это позволяет
поддерживать изучение смежных учебных предметов
на профильном уровне, а интересующиеся школьники
могут удовлетворить свои познавательные
потребности и получить дополнительную
подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по выбранному
предмету на профильном уровне. Третий тип
элективных курсов ориентирован на
познавательные интересы отдельных школьников в
областях деятельности человека, выходящих за
рамки выбранного ими профиля, но способствующих
их разностороннему личностному развитию.
На занятиях по элективным курсам
преобладают вузовские формы их организации и
виды учебной деятельности: обзорные и
установочные лекции, семинары, коллоквиумы,
лабораторно-практические занятия, зачеты.
Элективные курсы в профильной школе наряду с
собственно профильными предметами становятся
базой для понимания программ вузовского
обучения и научной литературы. Первый опыт
создания элективных курсов показывает, что они и
по содержанию, и по методам обучения, как правило,
тесно связаны с вузовским образованием. Их
изучение в старших классах будет способствовать,
в частности, подготовке выпускников школы к
обучению в вузе, развитию их профессионального
самоопределения.
По элективным курсам единый
государственный экзамен не проводится. При этом
примерное соотношение объемов базовых
общеобразовательных, профильных
общеобразовательных предметов и элективных
курсов определяется пропорцией 50:30:20.
Элективные курсы
Рассмотрим примерные элективные курсы
для классов спортивно-педагогического профиля,
изучающих образовательную область «Физическая
культура» как профильный предмет.
1. Основы профориентации и введение
в педагогическую деятельность. Цель курса –
формирование интереса школьников к
профессиональной деятельности специалиста по
физической культуре и ознакомление с основными
формами и видами его педагогической
деятельности.
2. Изучение элективного курса
«История физической культуры и основы
олимпийского образования» охватывает разделы:
«История развития физической культуры и спорта в
России» и «Основы олимпийского образования».
Основные задачи курса:
– раскрыть значение, роль и место
физической культуры и спорта в жизни общества на
разных этапах развития;
– показать становление и развитие физической
культуры в России в разные периоды существования
государства;
– способствовать повышению общей культуры,
расширению кругозора, углублению олимпийских
знаний учащихся.
3. Психолого-педагогические основы
физического воспитания. Цель курса –
формирование у школьников общих основ
психолого-педагогических знаний в области
физической культуры.
Программой предусмотрено изучение следующих
разделов курса: «Введение в психологию
физического воспитания», «Психологические
особенности воспитания школьников в процессе
занятий физической культурой», «Общие основы
педагогики», «Основы теории обучения и
воспитания».
4. Основы анатомии, физиологии и
гигиены физического воспитания. Цель курса – на
основе системного подхода ознакомить учащихся с
основами научных знаний о целостности организма
человека, сформировать понимание общих и
наиболее важных закономерностей
функционирования организма в различные
возрастные периоды жизнедеятельности, научить
комплексно и целенаправленно применять
гигиенические факторы и естественные силы
природы в оздоровительных целях и при занятиях
физической культурой и спортом.
5. Основы теории и методики
физического воспитания и спорта. Цель курса –
формирование у школьников целостного
представления о профессиональной деятельности
специалиста в области физической культуры и
спорта.
Изучение данного курса позволит углубить знания
учащихся в области физической культуры, даст им
возможность понять особенности формирования
двигательных умений и навыков, развития
двигательных способностей в процессе
физического воспитания. В программе
рассматриваются общие черты и закономерности
физического воспитания и спорта как
педагогически направленного процесса
использования факторов физической культуры в
образовательно-воспитательных целях, основные
задачи, решаемые в процессе физического
воспитания и спорта; используемые для этого
средства и методы, принципы построения занятий и
управления их эффектом и т.д. В то же время,
содержание курса имеет выраженный
пропедевтический характер, что предполагает
особенно тщательную адаптацию сложного
теоретического материала (с оправданным
упрощением) применительно к уровню подготовки
учащихся спортивно-педагогического класса.
6. Приобщение школьников к
исследовательской деятельности позволяет с
успехом решать многие образовательные проблемы,
например, связанные с индивидуальным подходом,
уровневой дифференциацией, созданием
положительной учебной мотивации, более глубоким
и неформальным усвоением программы обучения,
профессиональной ориентацией.
Исследовательская работа учащихся позволяет
выявить задатки и склонности, развить их и
сформировать способности.
Именно поэтому в классах
спортивно-педагогического профиля
целесообразен элективный курс «Введение в
научное исследование в физическом воспитании»,
рассчитанный на 34 учебных часа в 11-м классе. Цель
курса – познакомить школьников с основными
методами организации и проведения научного
исследования в физическом воспитании, обучить
умениям и навыкам исследовательской работы в
области физической культуры.
Ильдар ЛАТЫПОВ,
к.п.н., РГУФК
Москва |