Юный друг Российской армии
Проект программы оздоровительной
смены
Суть идеи: организация при школе
оздоровительной смены военно-патриотической
направленности по типу военно-спортивного
лагеря, с охватом ребят 11–13 лет (пока только
своей школы), особенно мальчиков из «группы
риска» – с дневным пребыванием (без тихого часа,
до полдника, если это будет возможно). В
дальнейшем, если детей устроит подобная форма
организации их досуга, можно будет сделать его с
привлечением ребят других школ или микрорайона.
Ностальгия по прошлому, или Шаг в
будущее
Идея организации такой оздоровительной
смены возникла не на пустом месте. Поводов
достаточно: это ностальгия по прошлому (сама я
много раз в школьные годы была в подобном лагере,
опыт работы в лагере имею большой).
На протяжении последних пяти лет,
работая в должности начальника лагеря,
проанализировав нашу деятельность, я пришла к
выводу, что ребята из 5–7-х классов как-то
самоустранились от его посещения. Опрос показал,
что их не устраивает длительное пребывание –
в течение всего дня (утомительно), они не желают
идти на тихий час, им неинтересно с малышами, не
чувствуется дух соревновательности,
соперничества, не в чем проявить себя. К тому же
военно-патриотическое воспитание стало сейчас
острой проблемой, и все начинания, все усилия,
направленные на ее решение, заслуживают самой
активной поддержки.
Актуален вопрос подготовки к жизни, к
службе в армии. Сейчас резко увеличилось число
юношей, не желающих служить в ней. Одна из причин,
по которой ребята не хотят идти в армию, – слабая
физическая подготовленность. Между тем,
готовность к армейской службе – это и
свидетельство способности молодого человека
войти без жестких проблем во взрослую жизнь
вообще.
Поэтому подготовку ребят к воинской
службе и к жизни нужно начинать как можно раньше
и, помимо обычных методов, приемов и средств,
проводить ее, например, в пришкольном лагере. А
поскольку ежегодно мы организуем две лагерные
смены, предлагаю сделать одну – для учеников
начальной школы, другую – основной.
Условия реализации программы смены:
– составление плана работы смены;
– подготовка методической литературы в
соответствии с программой;
– определение основных направлений работы
(готовимся к жизни и армейской службе);
– подбор кадров из числа учителей среднего
звена с привлечением учителей физкультуры и ОБЖ,
вожатых – лидеров детского движения;
– проведение подготовительных занятий с
педколлективом;
– договоренность с воинской частью,
интернатом для престарелых;
– анализ реализации.
Цели программы:
– военно-практическое воспитание;
– создание благоприятных условий организации
разумного оздоровительного досуга;
– охват учащихся-мальчиков 11–13 лет («группа
риска»), отвлечение подростков от пагубных
тлетворных влияний;
– пропаганда здорового образа жизни;
– школа подготовки к жизни.
Учитывая возрастные особенности
участников смены, предполагается
сюжетно-ролевая игра «Юнармеец».
Логика развития смены: каждый взвод
или рота (в зависимости от количества ребят), будь
то связисты, артиллеристы либо танкисты и т.д.,
занимаясь общей физической подготовкой, а также
военно-прикладной и психологической, начинают
готовиться к службе в армии. Результаты занятий
ребята реализуют в военно-спортивных играх,
спортивных соревнованиях, общественно-полезных
делах и других мероприятиях.
Цели на смену:
– военно-патриотическое
воспитание;
– создание благоприятных условий для
укрепления здоровья детей, организация
разумного оздоровительного досуга;
– отвлечение подростков от бесцельного
болтания по улицам, от пагубных тлетворных
влияний;
– подготовка к жизни и знакомство со службой в
армии (военной и альтернативной гражданской).
Учитывая возрастные особенности
участников смены, предлагается следующая
методика: сюжетно-ролевая игра «Юнармеец». К
работе с ребятами привлекаются учителя
физкультуры и ОБЖ и, по возможности, –
военнослужащие в/ч 3377, с которой у нас налажены
тесные дружеские связи. Ребята организуются в
роты, те, в свою очередь, подразделяются каждая на
три взвода. Командиры взводов –
вожатые-лидеры школьного детского движения.
Воспитатель – командир роты. Девиз смены – «Нет
задач невыполнимых». Из атрибутики: нагрудная
нашивка «Юный патриот», погоны со знаками
отличия родов войск (например: связисты,
артиллеристы) и пилотка.
Задачи смены:
– содействие укреплению здоровья;
– содействие в формировании навыков по
самообслуживанию;
– формирование навыков по оказанию первой
доврачебной помощи;
– профилактика вредных привычек, пропаганда
здорового образа жизни;
– развитие физических качеств через общую
физподготовку и упражнения прикладной
направленности;
– информирование ребят об основах подготовки
и прохождения воинской службы;
– знакомство с армейским бытом и службой в
армии;
– воспитание чувства патриотизма,
взаимопомощи и взаимовыручки через общественно
полезные дела.
Формы организации досуга:
– практические занятия,
организованные своими силами: обучение одному из
способов плавания, знакомство с приемами
оказания помощи пострадавшему на воде, стрельба
из пневматического оружия, сборка и разборка
автомата, изучение устройства и принципа
действия полевой рации с ее применением на
практике в подвижных играх на местности;
– помощь в обработке огородов
ветеранам и престарелым, одиноким жителям
микрорайона (с разрешения и письменного согласия
родителей);
– уборка территории детского сада,
прилегающего к школе, покраска малых
архитектурных форм и т.п.;
– посильная помощь жильцам дома престарелых
(по предварительной договоренности с его
администрацией).
Ольга КОСОВА
г. Железногорск,
Красноярский край
Фото Николая ЗУЕВА |