Продолжение. Начало см.
№ 2/2006 г.
Наслаждение движением
В предыдущем материале Б. Буянова,
опубликованном в № 2, мы начали рассказывать о
новой программе физического воспитания для
начальной школы. В центре программы Буянова, в
первую очередь, развитие разнообразных
практических, то есть прикладных, двигательных
навыков. Обогащение и расширение двигательного
опыта учащихся при работе по этой программе
происходит за счет включения в урок элементов
различных видов искусств, а также имитации в
движениях и позах флоры, фауны, явлений и
процессов в природе и технике. За счет этих
игровых имитационных действий малыши и
осваивают основные жизненно необходимые навыки
и физические качества, одновременно расширяя
круг доступного им возрастного и
индивидуального развития.
Одним из важнейших жизненных навыков, с точки
зрения автора программы, является ходьба, в
первую очередь ритмичное движение строем. Ритм
при работе по этой программе создается с помощью
звукового сопровождения (отстукивание, пение
маршевых песен). Кроме разнообразия ритмов,
осваиваемых детьми, большую роль играют образы,
представляемые и придумываемые самими учащимися
(например, солдаты, моряки и т.п.). Сейчас мы
представляем вашему вниманию опыт Буянова по
освоению детьми навыка ускоренной спортивной
ходьбы. Наиболее интересным, с нашей точки
зрения, в этой авторской программе является то,
что огромное внимание уделяется эмоциям детей.
Работа по этой программе несет радость.
Учение с «ускорением»
Осваивая спортивную, ритмичную ходьбу
в одном спокойном и достаточно комфортном темпе,
мы с ребятами пробовали различные ритмы (см.
предыдущий материал). Однако для того, чтобы
осваивать новое, нужно иногда возвращаться к
старому, хорошо знакомому. Возвращаемся к
первому простейшему ритму 4/4 с акцентом на первую
долю. Увеличивается темп, и дети с радостью
реагируют на эти изменения. Но темп становится
выше, выше. Наступает момент, когда дети осознают,
что надо делать, но физически не могут исполнить,
и эта «вилка» вызывает у них напряжение, интерес,
положительный эмоциональный отклик. Чтобы
разрешить противоречие, прибегаем к личному
опыту детей. Обращаюсь к детям с вопросами:
«Что же это? Что такое? В жизни можно с
чем сравнить?
Кто придумает название? Первым кто сообразит?»
Все детские находки записываю в
«Бадем». Как правило, это ускорение большинство
детей сравнивают с паровозом, а это уже
путешествие («сквозное действие» по
Станиславскому). Раскручиваем концентрическое
кольцо (то есть сначала идет новый вид движения,
до тех пор, пока он не утратил характера новизны и
дети не перешли к «аморфному» исполнению, затем
мышцам дается отдых, и в это время дети переходят
к интеллектуальной и образной деятельности – см.
предыдущий материал). Закрепляем увеличение
темпа. Вновь обращаюсь к детям с вопросом: «Кто из
вас знает стихи, песни о паровозе?» По ответам
детей определяем репертуар, ближайшее поле нашей
актерской деятельности.
«Руку держишь ты красиво, рад я этому,
дружок.
Расскажи сам перед группой, какой знаешь ты
стишок».
Рассказывая стишок, ребенок входит в
роль паровоза, двигает ногами, руками, пыхтит,
гудит.
Остальные дети не могут остаться
равнодушными, начинается «путешествие».
Ускоренный темп, ускоренная ходьба (спортивная
ходьба), исполнение песни задают тон всему
действию. Одновременно мы вытаптываем ритм
ногами, издаем звукоподражания, комментируем
каждое слово движением, жестом.
Все это – согласованное
синкретическое действо. Теперь из него
необходимо выделить элементы: техника движения
рук, ног, согласование движений, ритм, ускорение
темпа (темпо-ритм), звукоподражания паровозу.
Огромное поле деятельности. Барабанными
палочками отбиваю основной ритм, наращиваю темп.
По детским лицам вижу: «процесс пошел». Все в
прекрасном настроении.
На высоком эмоциональном фоне
вычленяем элемент «движение рук». Для этого,
во-первых, необходимо выбрать ученика, технично
исполняющего нужный элемент. Во-вторых,
исполнитель должен быть авторитетной личностью
в данном коллективе, чтобы он мог привлечь к себе
внимание всех детей и своим авторитетом повлиять
на качество восприятия и исполнения.
Ура! Есть такой. Исполняю один громкий
удар по барабану. Дети замирают. Подбегаю к
избранной кандидатуре, с восхищением говорю:
«Посмотрите, посмотрите, как вот этот паровозик
двигает руками». Исполнитель в центре внимания.
Для того, чтобы еще больше сконцентрировать
внимание всех детей на нем, наклоняюсь к нему и
шепчу ему на ушко: «Когда я подам сигнал – вот
тогда отправишься в путешествие». В знак
согласия он молча кивает головой. Остальные дети
полны внимания, тишина, каждый прислушивается:
хочется узнать, о чем это они там секретничают.
Звучит ритм, исполнитель, слегка стесняясь,
демонстрирует свой успех. Ответственный момент.
Необходимо определить, когда восхищение,
удивление, восприятие достигнут пика, и «сыграть
на опережение». Вот тогда можно применить приемы
педагогического воздействия из моей
«педагогической кухни».
Исполняю громкий удар, роняю
преднамеренно палочки, начинаю аплодировать.
Ребята хлопками поддерживают исполнителя, а он
стоит, слегка смущенный, весьма довольный
признанием. От остальных детей струится радость,
их лица пылают белой завистью.
Для того чтобы ребенок смог достойно
перенести ощущение первого признания, применяю
прием педагогического воздействия «Кукловод».
Становлюсь за спиной исполнителя, взяв его за
запястья, кладу его кисти ему же на грудь. Сам
делаю легкий наклон и таким образом обучаю
исполнителя в знак признания его мастерства быть
благодарным публике. Повторяем наклоны вправо,
прямо, влево. После поклонов исполняю хлопки его
же ладонями. Применяю «рукопожатие»,
«подбрасывание вверх» и другие стимулирующие
приемы педагогического воздействия (СППВ). Одним
из стимулирующих приемов, который дорого ценится
детьми, являются слова педагога: «Становись в
строй, ты будешь первым. Ты паровозик, все
остальные ребята вагончики и помчатся за тобой
под любимую песенку “Голубой вагон”». Тот, кто
был первым, легко переносит потерю лидерства.
Примерно по такой же схеме строится
следующее «ритмическое кольцо». В нем
вычленяется техника работы ног и отрабатывается
согласование движений. Таким образом мы ставим
технику спортивной ходьбы, а помогает нам
технорифмовка:
Расправляем грудь пошире, руки согнуты
в локтях,
Мягко с пяточки на пальцы исполняем перекат.
Применение таких технорифмовок
позволяет не только ставить технику, но и
экономить при этом время и энергозатраты как
педагога, так и, самое главное, детей.
Когда дети научатся воспринимать,
исполнять ускорение, переходим к замедлению
темпа. Ускорение, замедление, равномерный ход –
все эти представления, сформированные в
действиях на житейском, бытовом уровне, позволят
в будущем выработать научные понятия о движении
в физике. Играем в игру: «Поезд подъезжает или
уезжает?» По изменению темпа дети дают ответ.
После ответа исполняем, закрепляем это изменение
темпа: «Мы едем, едем, едем».
В этом виде движения – свой репертуар,
обширный как по возрастам, так и по тематике.
Все детские находки рифмуются в
куплеты, дифференцируются по тематике
(«тематизм» по Кабалевскому), и на этот вид
движения у нас есть наша «роль-каркас» –
зарифмованная речь.
Таким образом, по мере овладения
двигательными навыками в единстве с
совершенствованием решаются задачи по
направленному воздействию на развитие
определенных физических (двигательных)
способностей: силы, ловкости, координации,
скорости, выносливости разного типа.
Борис БУЯНОВ |