Фитнес в школе
Фитнес-аэробика – командный,
полиструктурный вид спорта, состоящий из
гимнастических и танцевальных элементов. Это
очень зрелищное, эффектное и эффективное
воплощение идеи здорового образа жизни
населения страны, особенно молодежи.
Второй год в нашей школе преподается фитнес.
Теперь уже не только на уроках, но и как секция во
внеурочное время.
Почему именно фитнес?
Фитнес в переводе с английского –
пригодный, подготовленный, способный.
Используя разнообразные виды фитнеса,
можно получить максимальную пользу за
минимальное количество времени.
В результате занятий фитнесом
происходят положительные изменения в состоянии
здоровья:
Защита от сердечных заболеваний.
Увеличение жизненной емкости легких
– это влияет на продолжительность жизни.
Укрепление опорно-двигательного
аппарата (кости и мышцы становятся толще и
сильнее).
Регулирование веса тела.
Регулирование психологического
состояния (снимает стрессы).
Улучшение физической и
интеллектуальной работоспособности.
(Кеннет Купер)
В школе урок – основная форма
обучения. Как и в любом виде двигательной
активности, в занятиях фитнесом решаются три
основных типа педагогических задач:
воспитательные;
оздоровительные;
образовательные.
Структура урока
1. Подготовительная часть
Сюда входит разминка предварительный
стретчинг (stretching – растягивание).
Цель: подготовить организм к основной
нагрузке.
Физиологические воздействия разминки:
Увеличение метаболизма.
Высокая интенсивность обмена
кислородом между кровью и мышцами.
Быстрая передача нервных импульсов.
Постепенное перераспределение крови
в работающие мышцы.
Высокая скорость и сила мышечных
сокращений.
Повышение эластичности мышц.
2. Основная часть
Плавное повышение нагрузки.
Доведение интенсивности до параметров
60–80% от максимальной частоты сердечных
сокращений:
3. Заключительная часть
В эту часть урока входит заминка и
заключительный стретчинг.
В заминке совершаются действия,
обратные разминке:
Заключительный стретчинг – это
целый ряд упражнений, направленных на
совершенствование гибкости и развитие
подвижности в суставах.
Шаг за шагом
На первых занятиях мы разучиваем
основные (базовые) шаги, такие, как:
Marсh (марш) – ходьба на месте.
Walking (вокинг) – ходьба в продвижении.
Step (степ) – шаг.
Step touh (степ тач) – шаг в сторону.
V-step (ви-степ) – шаг врозь, назад.
Heel touch (хил тач) – касание пола пяткой.
Toe touch (тоу тач) – касание носком пола.
Mambo (мамбо) – шаги на месте с переступанием
вперед, назад.
Slide (слайд) – скользящий шаг в сторону.
Open step (оупэн степ) – открытый шаг.
Grape wine (грейп вайн) – «виноградная лоза» –
скрестный шаг в сторону.
Scoop (скуп) – шаги с прыжком на две ноги с
продвижением вперед или назад.
Leg curl (лэг кел) – «захлест» голени.
Knee up (ни ап) – взмах правой вперед, голень
внизу.
После изучения шагов приступаем к
разучиванию танцевальных связок. Сначала более
легкие, затем усложняем как комбинацию, так и
шаги. Например: V step turn = V step с поворотом на 180°.
При этом используются следующие
методы построения хореографических комбинаций.
Свободный стиль – не предполагает
возврата к началу («что хочу, то и делаю»).
Линейный стиль – переход в другое движение
без специальной последовательности.
Комбинация – соединение двух или более
движений в определенном порядке.
Структурированный (комбинированный) стиль – соединение
движений в комбинацию, которая является итогом
урока. Получается законченная хореографическая
комбинация. Повторяется несколько раз.
Преимущества этого метода:
Возможность легкой подачи сложных
хореографических комбинаций.
Существует несколько способов
построения хореографических комбинаций.
Обозначим буквами А, В, С, D отдельные
элементы комбинации.
– метод соединения – (А + В) + (С + D);
– метод добавления – (А + В) + (А + В + С) + (А + В + С +
D).
– удаление количества повторов;
– прерывание шага;
– ритмические вариации;
– замена внутри блока.
Метод соединения наиболее эффективен
в том случае, если учащиеся работают в группах.
Одна группа придумывает комбинацию (А + В), а
другая – (С + D). После выступления двух групп
комбинацию объединяем в одну (А + В + С + D).
При выборе комбинации надо учитывать,
чтобы движение было:
Рекомендуется при проведении занятий:
– счет;
– направление;
– лидирующую ногу;
– название шага.
– жесты;
– рука на ноге определяет ведущую ногу;
– пальцами – счет.
Использовать ориентиры в зале.
Использовать счет в обратном порядке:
3, 2, 1.
Избегать команд, которые имеют
несколько значений.
Прекрасно дополняют наши комбинации
мячи из особо прочной резины – фитболы.
Упражнения с фитболами способствуют развитию
гибкости, равновесия, координации, силы мышц
всего туловища. Дети с большим удовольствием
занимаются с ними как на уроках, так и в секциях.
Современность, доступность,
актуальность и массовость – так можно
охарактеризовать новый для России вид спорта.
Татьяна РАСПОНОМАРЕВА,
учитель физической культуры школы № 2
г. Лесосибирск,
Красноярский край |