Выбор системы тренировок
Одной из важнейших задач на
сегодняшний день является сохранение и
укрепление здоровья подрастающего поколения. В
связи с ухудшением экологической обстановки, а
как следствие, и здоровья населения, особую
актуальность приобретает разработка программ
занятий оздоровительной физической культурой с
использованием ее наиболее рациональных и
доступных средств и методов.
Физические упражнения все шире
применяются как средство профилактики и лечения
многих недугов, и прежде всего
сердечно-сосудистых: гипертонической болезни
сердца, атеросклероза, ишемической болезни
сердца, в развитии которых главную роль играют
нетренированность и неприспособленность сердца
современного человека.
Физическая культура может принести
пользу только при научно-обоснованном,
методически правильном ее применении.
Занятия физической культурой можно
еще назвать тренировкой. Решив тренироваться,
человек должен ответить на три вопроса:
– цель тренировки;
– cредства;
– cпособы.
Цель
Цели у каждого человека свои: от
поддержки тонуса организма до достижения
высоких спортивных результатов. Перед началом
тренировок каждый спортсмен должен определить,
что он «имеет» и что он хочет «получить».
«Для воплощения целей тренировки в
жизнь важны два критерия (фактора успеха):
разносторонние физические качества (сила,
быстрота, выносливость) и правильная спортивная
техника и тактика».
Средства
«Основными средствами тренировки
являются физические упражнения». В зависимости
от поставленной цели тренировки разные
физические упражнения могут быть доступны для
спортсмена в той или иной степени. Если спортсмен
готовится к высоким спортивным результатам, ему
следует выполнять соревновательные упражнения
(основная нагрузка приходится на мышцы,
работающие во время соревнований), специальные
упражнения (отдельные элементы соревновательных
упражнений), общеразвивающие упражнения.
Как средство тренировки можно
рассматривать нагрузку, имея в виду ее
оптимальность при тренировках. Нагрузка
определяется именно в зависимости от цели
тренировки.
Способы
К способам тренировки относятся
разные методы применения нагрузки. «Основными
методами являются: непрерывный метод, повторный
метод и интервальный метод».
«Различают единый по
продолжительности отрезок нагрузки при
непрерывном методе или много коротких отрезков
нагрузки при повторном и интервальном методах».
Пауза между отдельными отрезками
нагрузки при интервальном методе короче, чем при
повторном.
Для достижения наивысшего результата
нужно составить план тренировки. Он должен быть
разумно продуман и содержать цели, средства и
методы тренировочной программы, включать в себя
отдельные тренировочные периоды, отрезки и
занятия.
Целесообразно вести дневник
самоконтроля и точно записывать все детали
тренировки: точные данные о нагрузке на разных
этапах тренировки, видах упражнений,
самочувствии спортсмена с фиксированием пульса,
порогов усталости и т.д.
Для примера привожу личный дневник
самоконтроля.
Физические упражнения, используемые
для тренировок, могут быть аэробными и
анаэробными.
Аэробные физические упражнения
«Аэробика по К. Куперу – это
систематическое применение продолжительных,
умеренных по интенсивности физических
упражнений для укрепления здоровья. Слово
«аэробика» произошло от термина «аэробный»,
которым обозначают энергетические процессы,
основывающиеся на использовании кислорода, то
есть на окислении».
Под «аэробикой» понимают
систематическое выполнение только тех
физических упражнений, которые охватывают
работой большую группу мышц (до 2/3) и являются
продолжительными (15–40 минут), но «самое главное
– обеспечиваются энергией за счет аэробных
процессов. Важна оптимальная интенсивность
мышечной работы».
К типичным аэробным процессам
относятся процессы, проходящие во время бега,
быстрой ходьбы, езды на велосипеде, ходьбы на
лыжах, катания на коньках, гребли, плавания,
спортивных игр и прыжков со скакалкой.
Основные результаты, которых можно
достичь при таких занятиях, – разгрузка
центральной нервной системы: укрепление мышц
брюшного пресса и спины, обеспечивающих
правильную осанку и тем самым правильное
положение внутренних органов; совершенствование
двигательной координации; развитие гибкости;
достижение антисклеротического эффекта.
Влияние аэробных упражнений на
организм и на процессы в организме
Аэробная тренировка улучшает
деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой
систем, благоприятно влияет на их функции.
«Совершенствуется функция дыхания:
увеличивается сила и мощность дыхательных мышц,
жизненная емкость и максимальная вентиляция
легких, создаются благоприятные условия для
мышечной работы. Увеличиваются размеры и
мощность сердца».
Тонизируются нервные центры мозга,
нормализуется соотношение процессов
возбуждения и торможения, снимается утомление.
Анаэробные упражнения
Обеспечение организма энергией без
участия кислорода называется анаэробным
процессом. «Так как анаэробные процессы
протекают быстрее, чем аэробные, они способны
обеспечить более высокую мощность работы». Но
возможности использования анаэробных процессов
ограничиваются, с одной стороны, незначительными
запасами источников энергии (гликоген), а с
другой – накоплением отрицательно действующих
продуктов анаэробного обмена (молочная кислота).
Поэтому бескислородные процессы не могут
обеспечить энергией продолжительную мышечную
активность.
Наблюдается резкий прирост мышечной
массы и увеличение объема мышц наряду с резким, в
отличие от аэробных упражнений, подъемом
максимума силы.
На разные системы организма
анаэробные упражнения действуют в той или иной
степени так же, как и аэробные.
На основе сказанного выше можно
сделать вывод, что аэробные физические
упражнения больше подходят для людей, решивших
укрепить свое здоровье и поддержать физическое
состояние за счет постепенного, равномерного
повышения своей тренированности.
Аэробные физические упражнения более
эффективны для молодых спортсменов, решивших
заняться спортом всерьез, так как помогут
создать хороший задел в их физической форме,
подготовят к длительным тренировкам.
Дневник самоконтроля
Список использованной литературы
1. Виру А.А. и др. Аэробные
упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
2. Дворкин А.С. Юный тяжелоатлет.
– М.: Физкультура и спорт, 1982.
3. Егер К., Оельшлегель Г. Юным
спортсменам о тренировке. – М.: Физкультура и
спорт, 1975.
4. Кофман Л.Б. Настольная книга
учителя физкультуры. – М., 1998.
Андрей ВАХРАМЕЕВ,
школа № 335, 10 класс
г. Москва |