Продолжение. Начало см.
в №№ 2, 3/2006 г.
Наслаждение движением
Дети любят рифму, она не пугает их. Напротив,
манит своим детским содержанием – тем, которое в
ней находят сами ребята. В будущем это поможет
воспринимать настоящую поэзию. Пока это игра.
Беговая подготовка
В своей педагогической практике я
широко использую ритм. По мнению Г.Д. Гачева,
ритм является организующей, координирующей,
общественно значимой единицей.
В ритме мы получаем ощущения: что-то
движется, и движется прекрасно, согласованно, но
что именно движется, не ясно. Именно потому, что
ритм наиболее элементарен и всеобщ, он еще и
наименее богат конкретным содержанием.
Многолетний опыт работы с детьми позволяет
высказать предположение о других качествах
ритма. Ритм пробуждает дремлющий, генетически
заложенный в детях путь возникновения и развития
человеческой культуры.
Отстукиваю первый основной ритм 4/4 с
акцентом на первую долю. Постепенно наращиваю
темпоритм, дети переходят на спортивную ходьбу.
Взвинчиваю темпоритм до максимального. Дети
понимают, что именно следует делать, но физически
не в состоянии выполнить, поэтому входят в особое
психофизическое состояние (ОПСИФИС). На волне
бурных эмоций перехожу на дробь. Как правило,
дети при этом начинают бежать: они сами для себя
открыли новый жизненно-необходимый вид движения
– бег. Ответственный момент – увидеть, кто
первым перешел на бег. Это нужно мне как педагогу
в определении индивидуальных особенностей
ребенка. Но дети на эмоционально-чувственном
всплеске этого не замечают.
Создается педагогическая ситуация, и я
вправе принять решение:
– выбрать слабого, «выдать ему
аванс»;
– притормозить «егозу»;
– стимулировать инициативу у «равнодушного».
Важно пробудить
эмоционально-чувственное восприятие нового
движения, преподнести его всем как проявление их
собственной инициативы, фантазии, творчества.
В данном случае пришли к движению через ритм и
таким образом открыли для себя новое движение –
бег.
Громко бью по барабану. Дети замирают
(это тоже ритм, ритм урока).
Следующий этап – наполнение ритма
(дробь) содержанием, поиск образов для новых
движений.
В этом нам помогает стандартный
куплетик, который мы уже напеваем вместе с
детьми:
Что же это? Что такое? Что же это может
быть?
Кто придумает название? Первым кто
сообразит?
Дети сами наполняют ритм и движение
содержанием: «Придумал название – вспомни
стишок или песню». Все детские находки разносим
по темам.
«Явления природы»
Ветер. Бег с вращением руками перед
грудью то вправо, то влево.
Инсценируем песню «Веселый ветер».
Тучи. Бег, руки дугами вверх в
замок, руки извиваются вправо, влево.
Инсценируем строчки из «Сказки о царе Салтане»
А.С. Пушкина: «Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь
стаи туч...»
Море. «Ты волнуешь сине море», –
изображаем руками «сине море». Волны, шторм, гром:
кисти в кулаки, гром гремит то справа, то слева,
под аккомпанемент барабана: «Тра-тата»...
Дождь. Семенящий бег (это наше
открытие), руки расслаблены – это струйки дождя.
«Дождик капнул на ладошку, на цветы и на
дорожку...»
Молнии каждый изображает
движениями кистей со звуками «дзинь-дзинь».
«Животные»
Птицы. На стене висит репродукция
картины Айвазовского «Девятый вал». В фоновом
режиме звучит ария варяжского гостя из оперы
Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Рассматриваем
картину, видим черных птиц. Это буревестники.
Читаю произведение А.М. Горького
«Буревестник»: «Только гордый буревестник реет
смело и свободно над седым от пены морем».
Представляем, как движется над морем
буревестник. Переходим к другим птицам: «Летят
перелетные птицы…»
Темы переходят одна в другую в
зависимости от нашего настроения, от фантазии
детей. «Ветер по морю гуляет и кораблик
подгоняет...» Ставим кисти «лодочкой», имитируем
«бег по волнам», лавируя вправо, влево, вверх,
вниз. Плывем на кораблике и приплываем в тему
«Транспорт». Другой заход в эту тему –
произведение Корнея Чуковского «Тараканище».
Это просто Клондайк, открывающий новую тему
«Транспорт». Образ лошадки. Бег с высоким
подниманием бедра, «рысью», ритм – две четверти.
Скачок, шаг – галоп, ритм – 1/8 плюс
четверть с точкой. Быстрый бег – аллюр, ритм
дробь. Используем знакомый репертуар песен,
ретро («Песня старого извозчика») или
современные песни («Мои мысли, мои скакуны»).
Во время отдыха прослушиваем каждую
песню до конца, переживаем.
Быстрый бег – летим на самолете. Во
время отдыха знакомлю с подвигами Николая
Гастелло, Виктора Талалихина и других военных
летчиков. Подражая им, дети, увлеченные своими
«подвигами», значительно легче переносят
физическую нагрузку и переживают подвиги наших
героев. В этом виде движения тема «Транспорт»
позволяет каждому выбрать для себя репертуар в
соответствии с возрастом, темпераментом, опытом.
Машины – «Песня фронтового шофера»
или итальянская шуточная песня «Мой пичерилле»,
песни из детского репертуара и другие песни,
которые дети приносят из дома от своих родителей,
бабушек и дедушек.
Мотоцикл. Этому виду транспорта
придумали свои приключения: «Мотогонки», «Гвоздь
и шина». На все эти сюжеты зарифмованы куплетики,
которые помогают легко переключаться от темы к
теме. Плывем, летим и «Едем, едем, едем...»
На своих двоих, под ритмы, стихи, песни,
танцы. По маршруту «Фандозерки» – фантазии
детей Озерска.
Отдыхаем после бега
Ни для кого не секрет, что после
физической нагрузки необходим отдых, который
может быть пассивным (сидя, лежа – в это время
развиваем интеллект) или активным, в виде
шествия. Кстати, ходьба в умеренном темпе тоже
способствует умственной деятельности.
Дети воспринимают окружающий мир и
выражают свои ощущения словами (вербально) или в
позах, жестах, движениях, в звукоподражании
(невербально). Такое отражение окружающего мира
называю «синкретинками» – это «случайная деталь
целого без предварительного анализа» (по
Люблянской). Наши синкретинки как частицы
мозаики: с их помощью мы можем «слепить»
окружающий мир из деталей в двигательной
деятельности «на уровне их понимания» (Корчак).
Благо синкретинок у нас огромное богатство,
недостающие детали мы можем «с листа» найти по
ходу реализации затронутой темы.
Синкретинки разбиваются по темам.
Слова составляются в коротенькие предложения.
Предложения формируются в зарифмованные
куплеты. Это не стихи, это наша рабочая рифма,
добытая в поте лица и напряжении детской мысли.
Это зарифмованная речь. Роль-каркас, которая
позволяет легко входить в роль, экономить время,
энергию как педагога, так и детей.
При этом мы легко следуем за детской
импровизацией и вновь возвращаемся к затронутой
теме. Такая работа способствует и
эмоциональному, и логическому восприятию. Дети
любят рифму, она не пугает их. Напротив, манит
своим детским содержанием – тем, которое в ней
находят сами ребята. В будущем это поможет
воспринимать настоящую поэзию. Пока это игра.
С помощью синкретинок мы не только
создаем свои шедевры, но и инсценируем стихи,
песни, басни, репродукции картин и многое, многое
другое. «Идем вперед, расширяя область
доступного их пониманию» (Шацкий). К знакомству с
«ролью-каркасом» следует подходить не с точки
зрения критики и анализа поэзии, а с точки зрения
детскости.
Для экономии места и времени приведу
только один пример подобного урока. А таких
примеров за тридцать семь лет работы накопилось
достаточное количество. Упражнение проводится в
движении – семенящий бег.
К сожалению, в эпистолярном жанре
сложно передать атмосферу детскости,
зрелищность детской игры, которую высоко ценил
К.С. Станиславский. Он советовал своим
ученикам учиться играть роль у детей. Мне,
педагогу, предоставлена непосредственная
возможность «учиться, учиться, учиться» у самых
талантливых учителей – детей.
Невозможно описать восприятие,
переживания, мимику и, самое главное,
индивидуальное проявление души и ума каждого
ребенка. В процессе шествия задаю вопросы по
теме. Дети сами отвечают на них: они знают, где
спит ветер, кто его росой укрыл. Они ставят новые
вопросы, сами ищут на них ответы. Так, отражая
окружающий мир в деталях и их взаимосвязи,
познавая его, воспитываем
интеллектуально-мышечную радость.
Слова учителя |
Действия учеников |
Заалел с зарей восток,
Просыпается денек.
Солнце поднимается,
Роса испаряется.
Птички весело поют,
Светло, радостно вокруг.
Роса испаряется,
Облачко рождается.
«Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду реешь на просторе».
Облачка сгоняешь в тучи.
Вот поник последний лучик.
Гром гремит: «Ба-бах, ба-бах!»
Птички прячутся в кустах.
Капли первые повисли,
По асфальту дождик брызжет.
Дождик чаще, гуще, гуще,
Дождик, ливень пуще, пуще.
Часто дождик моросит,
Лужа-зеркальце лежит.
Тучки гонит ветерок,
Заалел опять восток.
Солнце появляется –
Асфальт нагревается.
Асфальт нагревается –
Лужа испаряется.
Лужа испаряется –
Облачко рождается.
Солнце тоже спать ложится,
Что же солнышку приснится?
Спят на небе облака,
Светит яркая луна.
Где же ветер ночью спит?
Под росой в траве лежит.
Чтобы ночью не простыл,
Кто росой его укрыл? |
Кисть ставим как козырек,
любуемся восходом солнца
Кулачками трем глаза, исполняем «потягушки»
Руки дугами внизу, пальцы в замок, поднимаем над
головой
Вращаем кистями, пальцы врозь, поднимаем выше,
выше
Кисти – клювы, открываем, закрываем большие
пальцы и мизинцы
Кисти на груди, разводим руки в стороны
Вращаем кистями, пальцы врозь, поднимаем выше,
выше
Пальцы в кулак, указательный и большой пальцы
ставим «колечком»
Вращая кисти, поднимаем руки, демонстрируем
бицепсы
Руки дугами над головой в «замок», наклоны в
стороны
Руки в стороны, волнообразное движение рук с
наклонами
Руки в стороны прямые, наклоны и вращения
туловища
Два облачка объединяем в одно, кисти полусогнуты
Руки вверх прямые, поочередное расслабление рук
Кисти в кулак за головой, опускаем руки резко с
наклоном
«Кусты» – полусогнутые пальцы расставлены,
широко касаясь пола
Расслабленные руки внизу, наклон вперед
В том же положении семенящий бег
Семенящий бег, руки вниз расслаблены, легкий
наклон вперед
Семенящий бег, темп исполнения возрастает
Семенящий бег, темп исполнения возрастает
Руки дугами перед собой, кисти в «замок»,
заглянуть в «лужу»
Вращение кистями, руки над головой дугами, легкие
наклоны
Кисть ставим как козырек, любуемся восходом
солнца
Руки дугами внизу, пальцы в «замок», поднимаем
над головой
Пальцы шире, веером машем на лицо
Пальцы шире, веером машем на лицо
Руки в стороны, сводим дугами, вращаем кистями,
поднимаем вверх
Руки в стороны, сводим дугами, вращаем кистями,
поднимаем вверх
Пальцы в кулак, указательный и большой пальцы
ставим «колечком»
Руки дугами над головой, пальцы в «замок»,
опускаем руки
Руки в стороны-вниз, поднимание-опускание плеч
Кисти под щечку
Как и «солнце», только выражение лица «тусклое»
Кисть ставим как козырек, любуемся восходом
солнца
Лечь на пол, расслабиться
Закрыть глаза ладошками |
Борис БУЯНОВ
г. Озерск,
Челябинская обл.
Продолжение следует |