Продолжение. Начало см. в № 3/2006 г.
Нестандартное оборудование
Навесная перекладина с площадкой
Рис. 1. Навесная перекладина с
площадкой:
1 – трубчатая конструкция; 2 – площадка; 3 –
собственно перекладина; 4 – откос;
5 – трубки жесткости; 6 – зацеп; 7 – бобышка; 8 –
упорные планки.
Используется в комбинации с
гимнастической стенкой и как отдельный снаряд (рис.
1) – перекладина, а также как кронштейн для
подвешивания различных снарядов (канатов,
шестов, колец, лестницы и др.).
Включает в себя трубчатую конструкцию
(1) и деревянную площадку (2).
Конструкция сваривается из
тонкостенной стальной трубы диаметром 20 мм.
Она состоит из собственно перекладины (3) шириной
40 см, приваренной к трапециевидным откосам (4),
имеющим размеры по вертикали 55 см и выносы
вперед 45 см. Откосы для жесткости конструкции
соединяются между собой двумя трубами (5).
Установка снаряда осуществляется за счет
выступающих от вертикальных трубок откосов на
40 мм, зацепов (6) длиной 50 мм. На концах
зацепов имеются деревянные бобышки (7). Примерный
расход труб на одну конструкцию составляет
480–500 см.
Деревянная площадка представляет
собой лист 10-миллиметровой фанеры размером
45х35 см. Снизу площадки, на расстоянии 10 мм от
ее краев, закрепляются упорные планки (8) размером
405х30х15 мм, которые крепятся шурупами.
Перекладина и деревянные бобышки зацепов
покрываются ярко-красной нитроэмалью, остальные
детали – эмалью голубого цвета.
Содержание упражнений
Перекладина
1. Вис, повороты туловища
вправо-влево.
2. Вис, размахивание в висе вправо-влево.
3. Вис, вращение туловищем вправо-влево.
4. Вис, подтягивание в висе с попеременным
переступанием ногами по рейке стенки.
5. Влезть по стенке сбоку конструкции, пролезть
между откосами, принять положение виса и
соскочить вперед.
Упражнения на площадке
1. Влезть по стенке на площадку,
установленную на высоте 60 см. Из упора сидя на
краю площадки (для упора руками использовать
откосы) соскочить вперед на маты.
2. То же, что и упражнение № 1, но из упора
присев.
3. То же, что и упражнения №№ 1 и 2, но с
площадки, установленной на высоте 80–100 см.
4. Переход от одной площадки на другую
(установленные в линию или на разных уровнях),
держась за рейки стенки, и прыжок в глубину.
5. Влезание на площадку с помощью ребристой
доски, скамейки и т.д. с последующим прыжком в
глубину.
Тренажер-упор
Устройство снаряда. Данный снаряд (рис. 2)
является альтернативой мужским параллельным
брусьям. В школах, где их нет или спортивный зал
слишком маленький, этот снаряд незаменим.
Рис. 2. Тренажер-упор
Изготавливается рама (1), имеющая трубы
диаметром 48–50 мм со втулками на концах. Рама
устанавливается на вертикальные стойки (2) –
трубы, имеющие меньший диаметр. Верхние концы
вертикальных труб крепятся к стене с помощью
кронштейна, а своим нижним концом через буж
устанавливаются в отверстия в полу.
На раме также имеется устройство –
кронштейн, верхняя часть которого заменяет жердь
(3) длиной 2000–2500 мм. Жердь целесообразно
покрыть резиновой оболочкой. Нижняя часть
кронштейна – труба, верхний и нижний концы
которой соединены с жердью шарнирно (5) и верхний
конец удален от рамы на 1000 мм. Нижний конец
этой трубы съемный. При окончании работы на
снаряде нижний конец снимается и вместе с жердью
приводится в вертикальное положение. Вся
конструкция выступает от стены не более чем на
150 см. Оба кронштейна вместе с жердью скользят
по горизонтальной перемычке рамы (4), что дает
возможность их сводить и разводить. Вся рама
скользит по вертикальным стойкам, что
обеспечивает регулировку высоты жердей при
работе на них. При изготовлении конструкции
особое внимание следует обратить на отсутствие
люфта в креплении кронштейнов к скользящим
деталям рамы.
Содержание упражнений
На данном снаряде выполняются
практически все элементы школьной программы,
выполняемые на параллельных брусьях.
Трос-равновесие
Устройство. Трос диаметром 9 мм
натягивается между стенами зала с помощью крюков
(2) и талрепа (3) (рис. 3).
Рис. 3. Трос-равновесие
Высота от пола равна 40 см с удалением
от стены не менее 1,5 метра. Талрепы должны быть
изготовлены с правой и левой резьбой с М не менее
20–24 мм. Общая длина талрепа с крюками – 50 см.
При натяжении троса желательно пользоваться
блоками. Для большей жесткости троса при
занятиях на нем желательно использовать
конусообразные подставки под трос в середине или
в любых трех его точках.
Содержание упражнений
1. Ходьба с постановкой ноги на свод
стопы с носка, опираясь на руки партнера.
2. То же, что и упражнение 1, но двигаясь спиной
вперед.
3. Различные повороты во время ходьбы.
Сетка разделительная
Назначение: позволяет делить
спортивный зал на части, в которых могут
проводиться занятия по различным тематическим
направлениям разных спортивных дисциплин
одновременно. Такое деление позволяет
занимающимся не мешать друг другу.
Устройство оборудования. Под
потолком на расстоянии 80–100 мм от него
подвешивается трос (рис. 4).
Рис. 4. Сетка разделительная.
Для этого на продольных стенах зала на
этом же расстоянии с помощью закладных в стенах
монтируются две пластины с блоками, через
которые проходит трос диаметром 6–8 мм. Под
одной пластиной с блоком крепится крюк к стене
также с помощью закладных. Диаметр крюка не менее
16 мм с петлей 45–60 мм на расстоянии от блока
500–600 мм. Под другой пластиной крепится такой
же крюк, но на расстоянии 1000 мм. Это позволяет
поместить муфту (диам. 16–18 мм) с крюками с
правосторонними и левосторонними резьбами (М
16–18). Общая длина муфты не должна превышать
600 мм. Для устранения провисания троса в центре
потолка между плитами укладывается пластина
Т-образной формы, имеющая на своем нижнем конце
отверстие диаметром 12 – 16 мм, которое должно
выступать от потолка не менее 40–50 мм. С
помощью этого отверстия трос фиксируется
дополнительно, что и позволяет устранить его
провисание при нагрузке на него.
Следует учесть, что до начала
изготовления петель на концах троса необходимо
вдеть звенья цепи, не менее 15 штук на каждый из
них.
На смонтированный трос на звенья цепи
подвешивается футбольная сетка вертикально, по
одной на каждую сторону. Ввиду того, что остается
незаполненный пролет от сетки до пола, для его
заполнения разрезается пополам третья сетка,
половины которой закрепляются с вертикальными.
Эффективность применения на занятиях
подобных сеток апробирована в школах г.
Стрежевого, Томска, сел Томской области
(Кафтанчиково).
При необходимости, натянув второй
параллельный трос на расстоянии 80–100 мм друг
от друга, на него можно подвесить «театральную»
шторку из прочного материала высотой 2,5–3 м.
Она значительно устраняет шумовой фон и не
отвлекает занимающихся на противоположных
сторонах зала. В исключительных случаях это не
мешает проводить занятия одновременно с детьми
разных классов, особенно в сибирских условиях
при нестабильной погоде.
Целесообразно нижние концы сеток и шторок
фиксировать снизу к полу.
Валерий БАРСУКОВ,
Олег ЗАГРЕВСКИЙ
г. Томск
Продолжение следует
|