Крокет: игра для каждого
двора
Историческая справка
Крокет (croquet) – это
спортивно-развлекательная игра, в которую играют
на площадке из утрамбованного песка, на траве или
на специальном покрытии в помещении. Смысл игры
заключается в проведении деревянных шаров с
помощью деревянных же молотков через серию
расставленных «воротиков».
Почти два века назад крокет был
любимейшей игрой англичан. В 1867 году провели
первый открытый чемпионат Англии, а в 1869 году
создан Всеанглийский Уимблдонский
крокетный клуб. В 1900 году соревнования по крокету
проведены на II Олимпийских играх в Париже.
В Россию крокет пришел в середине XIX
века и сразу же стал игрой, наиболее
распространенной и любимой как в высшем
обществе, так и во всех образовательных
заведениях. «Нет ни одного порядочного учебного
заведения, где бы не был введен крокет», – так
писали русские газеты того времени. Горячими
приверженцами этой игры и искусными игроками
являлись Федор Шаляпин и Анна Павлова. Правда, в
России крокет претерпел значительные изменения,
и его стали называть «русским крокетом».
В годы советской власти игра стала
массовой. В предвоенные годы в крокет играли чуть
ли не в каждом дворе. Но в годы Великой
Отечественной войны людям было не до крокета, и
про эту игру почти все забыли. После войны в
крокет играли уже только те, у кого были
дачи, – партийная элита.
Недавно в Санкт-Петербурге
организована Межрегиональная федерация крокета.
В настоящее время силами Федерации крокета
возрождается и популяризируется эта
замечательная игра.
Основные правила
Современный русский крокет – это
спортивная, комбинационная, тактическая,
азартная игра с логически выстроенными ходами.
Количество игроков может быть разным: от двух до
восьми, но наибольший интерес игра приобретает,
когда участников четверо.
К поверхности крокетной площадки
предъявляются повышенные требования по
ровности, отсутствию уклонов и эластичности. Чем
ровнее площадка, тем меньше препятствий
встречает шар, тем он правильнее катится и тем
более точно может быть сделан расчет удара по
шару.
Задача игроков состоит в том, чтобы по
известным правилам провести свои шары через
расставленные в определенном порядке воротики.
Шары проводят ударами деревянного молотка на
длинной ручке.
При игре необходимо точное
обозначение границ площадки. Сначала поле для
игры ограждали земляным валом, который выполнял
функцию бортов; затем борта исчезли, и границы
поля стали обозначать канавкой или краской. В
современном крокете опять появились борта. В
случае отсутствия бортов шар, покинувший поле,
теряет дальнейшее право хода и устанавливается в
том месте, где он пересек границу поля.
Размеры игровой площадки могут
варьироваться. Стандартное поле имеет размеры
5ґ11 м. На рисунке 1 представлен один из вариантов
разметки поля.
Рис. 1. План крокетной площадки (один из
возможных вариантов)
На рисунке 2 представлен путь движения
красного шара по полю; схема движения черного
шара аналогична, но путь начинается от
противоположного (черного) колышка.
Рис. 2. Схема движения красного шара
Игроки делятся на две команды. У одной
– шары с красными полосками, у другой – с
черными. Начинает игру шар с одной красной
полосой (от красного колышка), затем играет шар с
одной черной полосой (от черного колышка), потом
– с двумя красными полосами, с двумя черными
полосами и т.д. После этого ход опять переходит к
шару с одной красной полосой.
При прохождении первых двух воротиков
одновременно, а также при прохождении
«мышеловки» игрок получает право на два
дополнительных хода.
Если шар оказался в воротцах (в
«масле»), то при следующем ходе его нужно ударом
вывести обратно из воротцев на позицию, а затем
уже следующим ходом отправить через воротца.
Если шар оказался в «масле мышеловки», то он
может выйти из этого состояния только с помощью
другого шара. Пока же шар игрока находится в
«мышеловке», игрок пропускает ходы.
Шар, который прошел весь путь и
ударился о свой колышек, после прохождения
последних воротиков считается «заколовшимся» и
заканчивает игру.
Шар, прошедший половину пути и
ударившийся о чужой колышек, выполняет для
противника функцию его колышка, т.е. является
«шаром-убийцей». Если шар, не пройдя
соответствующие последние воротца, по каким-либо
причинам коснется своего колышка или этого
шара-убийцы случайно (или специально будет
послан ударом чужого шара), то он будет «убит», и
ему придется начать игру сначала. «Шар-убийца»
имеет право передвигаться по полю только в
направлении первых ворот (то есть в обратном
направлении).
Если шар, пройдя последние воротики, не
коснется своего колышка, то он становится
«разбойником». «Разбойник» фактически закончил
игру, ему для ее окончания нужно лишь при
очередном ходе удариться о свой колышек. Его
задача – ставить на позиции шары своей команды и
сбивать с позиции шары противника.
«Рокировать» – значит при ударе
попасть своим шаром в шар противника. Рокировать
может только шар, прошедший «мышеловку».
Рокировать же можно только те шары, которые также
прошли «мышеловку». Простые шары могут
рокировать только непосредственно после
прохождения воротиков или мышеловки. Объявивший
и выполнивший рокировку игрок получает право на
два хода. При первом ходе выполняется крокетный
удар: игрок должен поднести свой шар и поставить
его вплотную с любой (нужной ему) стороны к
рокированному шару. Затем он может либо ударить
по своему шару и послать его в нужном
направлении, либо ударить таким образом, чтобы
оба шара двигались одновременно, либо прижать
носком ноги свой шар к земле (полу) и произвести
удар по своему шару выпуклой частью молотка
таким образом, чтобы свой шар остался на месте, а
шар противника направился в нужном направлении.
Второй ход игрок делает обычным образом. Не
разрешается рокировать шар, находящийся в
«масле», а также если между шарами расстояние
меньше длины всего молотка (с ручкой). Нельзя
рокировать от борта или дужек ворот. Игрок,
собирающийся делать рокировку, обязан об этом
объявить.
Игрок, который хочет пройти воротики
(«мышеловку») и при прохождении коснуться
каких-либо шаров (а те, в свою очередь, других),
обязан об этом объявить, причем должна
указываться последовательность касаний. Если он
не выполняет «заказ» (или выполняет не в той
последовательности), то лишается права
дополнительных ходов, т.е. при успешном
прохождении воротиков («мышеловки») прохождение
засчитывается, но дополнительные ходы не
предоставляются.
Партию выигрывает команда, чьи шары первыми
пройдут весь путь и коснутся своего колышка.
Некоторые отличия в разных вариантах
правил
Размеры площадки могут отличаться от
предлагаемого варианта (например, 7ґ14 м).
Площадка может быть без бортов (но
тогда игра становится менее динамичной, так как
шар будет часто выходить за пределы поля).
Игру можно вести и четырьмя, и шестью, и
восемью шарами. Количество игроков может быть до
8 человек. Но тогда команды должны быть очень
слаженными и состоять из хороших игроков, иначе
игра затягивается на очень длительное время. В
таких случаях желательно применять
соответствующие метки, которые крепятся к
воротцам для обозначения последующих ходов
каждого шара.
Понятие «рокирование» не используется
и заменяется «крокированием».
При прохождении воротец от борта не
дается дополнительного хода.
При «вылете» шара через борт шар
устанавливается не у края борта, а на расстоянии
ударной части биты от борта.
Шары проходят путь не до своего
колышка, а до колышка противника.
После завершения игры проигравшая
команда имеет еще один ход (в этом случае может
быть ничья).
Крокировать может простой шар, который
прошел мышеловку не в первый раз, а после второго
раза, когда он возвращается назад.
Из «мышеловочного масла» шар
следующим ходом выходит так же, как и из
положения «масла воротец», а не от постороннего
вмешательства (пропуская ходы).
Крокет-АП
Разработка нового элемента техники
игры принадлежит Алексею Борисовичу
Порай-Кошицу, специалисту и пропагандисту игры в
крокет из Санкт-Петербурга, настоящему мастеру
крокета и талантливейшему конструктору.
Под названием «крокет-ап» имеется в
виду особая техника удара битой по шару, при
которой шар может быть поднят в воздух над
поверхностью корта (на высоту до 0,7–0,8 м) и
пролететь значительное расстояние. «Крокет-ап»
обычно используется для прохождения мышеловки
или воротец, в зоне которых стоит шар противника,
который остается на месте («в масле»), а играющий
шар проходит данный элемент без касания шара
противника, оставляя его в том же положении, «в
масле». Эффект «крокет-ап» достигается с помощью
специальных бит, у которых ударная часть имеет
слегка вогнутую поверхность, как показано на
рисунке (точка А).
В истории развития игры различными
правилами запрещалось отрывание шара от
поверхности площадки: он должен был только
катиться. Однако демократичность современной
игры позволяет с успехом использовать элемент
техники «крокет-ап», особенно на кортах с
травяным покрытием или с покрытием из
искусственной травы.
При игре, в которой возникает эффект
«крокет-ап», должны использоваться воротца и
«мышеловка» высотой более двух шаров.
|