Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2006

НОВОСТИ ШКОЛЬНО-СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ


Спартакиада: высота планки – по выбору

Трудно возражать тому, что именно школьные спартакиады разных уровней являются сегодня визитной карточкой как развития школьного спорта, так и отношения к нему. Спартакиада по сути представляет спортивную работу школ второй, послеурочной, половины дня.
Конечно, рамки спартакиад ограничены и, прежде всего, предлагаемым выбором дисциплин. Но, с другой стороны, например, классические игровые виды спорта включены не только в спартакиаду, но и в школьную программу обучения как виды по выбору. Спортивные секции позволяют учащимся освоить многие дисциплины на более высоком уровне, а значит, повысить интерес и надолго приобщиться к спорту. Поэтому главный результат спартакиады – это появление новых школ-участниц, открытие новых спортивных секций, увеличение числа ребят, регулярно занимающихся спортом.

Марафон столичных школ

В V Спартакиаде столичных школ городского подчинения приняли участие полторы тысячи школьников, которые в течение четырех месяцев оспаривали звание сильнейших в пяти видах программы. На старт вышли 52 футбольные команды мальчиков среднего и старшего возраста, 38 волейбольных команд юношей и девушек, 31 – баскетбольная, почти 200 участников соревновались в плавательных дисциплинах.

Несмотря на то, что соревнования спартакиады постоянно проводятся по двум возрастным группам, командам предоставлено право включать в состав и участников младшего возраста. Некоторые из них успешно выступили в соревнованиях по настольному теннису и плаванию и в составе своих команд стали призерами.

Неожиданно приятным итогом оказалось большое число новых команд, ставших призерами. Из 43 школ-участниц спартакиады 18 имеют команду-призера хотя бы в одном виде программы. У каждого своя высота. А в первые годы спартакиадного марафона и школ-участниц, и школ-призеров было вдвое-втрое меньше. Кроме медалей и командных кубков, все призеры получили памятные подарки: пловцы – полотенца, волейболисты – наколенники, баскетболисты – мячи, футболисты – гетры.

Все соревнования – с общего старта

Особенностью спартакиады является то, что она не имеет предварительных этапов: все команды-участницы стартуют практически одновременно по олимпийской системе.

– Такая система обязывает уже к первому старту подходить в полной готовности, – говорит главный судья соревнований Татьяна Титова. – Проиграл – выбываешь. А ребята хотят играть. Например, стартовый день для всех команд в соревнованиях по настольному теннису был общий: 28 команд – 90 участников, ряды столов и – почти четыре часа борьбы, завершившейся поздно вечером. Судьи валились с ног, но такой и должна быть спартакиада.

...Финальная игра по баскетболу между ЦО № 1953 «Москва-98» и школой № 654 слегка удивила. Даже не столько упорной, особенно в первой половине, игрой, сколько хорошей технической подготовкой многих игроков. Если верить на слово учителям физкультуры, то никто из игроков баскетболом профессионально не занимается. Это – обязательное условие для участников.

К спорту в школе – с профессиональным подходом

– Сегодня многие ребята хотят заниматься спортом там, где учатся, но на более профессиональном уровне: с тренером, – рассказывает Александр Данилец, учитель физкультуры центра образования № 1953 «Москва-98». – Это действительно новый подход к спорту сегодняшней молодежи: быть в какой-то спортивной области профессионалом, но при этом не связывать свою жизнь со спортом. Наша школа имеет возможность ребятам в этом помочь.

Возвращаясь к баскетболу, можно сказать, что помощь выглядела убедительно. Школьная сборная юношей вместе с тренером «Тринты» Натальей Диановой, работающей здесь педагогом дополнительного образования, стала победителем.

Но и вторая команда-финалист выглядела достойно. Бессменный тренер и учитель физкультуры Марина Борисовна Селиверстова преподает баскетбол в школе как вид по выбору и на уроках, и после уроков до позднего вечера. Но самая горячая спортивная пора – в дни школьных каникул, когда и соревнований много, и подготовка к финальным играм спартакиады в разгаре. Девушки из 654-й школы повторили «серебряный» успех юношей, а победила очень симпатичная команда гимназии № 1504 под руководством Гудилевой Натальи Анатольевны.

Самым массовым оказался турнир по мини-футболу, проходивший на базе лицея № 1501. Более 500 юных футболистов стартовали в этом марафоне. Победно завершили его команда среднего возраста 760-й школы и старшие ребята из лицея № 1550, с которыми работает Вангели Дмитриевич Демирчов. Его коллега по футбольной дисциплине и одна (!) из постоянных судей подобных соревнований уже не первый год – учитель физкультуры и одновременно тренер хозяев поля Екатерина Юрьевна Джолоц. Что ж, выбор вида спорта – тоже в особенности характера, и дело, как говорится, личное.

Хорошая инициатива – дело нелегкое

А вот взять на себя ответственность – даже не за спартакиаду, а за развитие новой инициативы, заранее зная, что это дополнительный груз проблем и забот для твоих коллег и сотрудников, – значит быть уверенным в полезности начинания и в понимании со стороны коллектива. Именно так пять лет назад по инициативе Владимира Львовича Чудова, директора лицея № 1502 и председателя Совета директоров школ городского подчинения, и родилась спартакиада. Но будь сам лицей «голым» для спорта местом, вряд ли бы это произошло. Два спортивных зала, тренажерный, педагоги (в прошлом – спортсмены-профессионалы), возглавляющие спортивные секции, активность в занятиях спортом самих учащихся – это та база, на основе которой здесь решаются вопросы оздоровления, физического воспитания, спортивной подготовки. Последняя на длинной дистанции очередной спартакиады больше удалась волейболистам: девушки заняли первое место, юноши – второе.

Школа – не просто дом. Это – жизнь

– Что мы без них! – сказала Марина Борисовна Селиверстова после торжественного закрытия, когда можно было уже немного расслабиться. – Мы работаем для них, но мы есть, пока есть ребята.

Посмотрите, кто сегодня в командах? Не те, кому нечем заняться, а те, кто действительно выбирает занятие по душе. Многие идут на медаль, у них времени, кроме как на учебу, нет. Но они его находят. У них и к спорту, если они его выбирают, подход более ответственный.

Соревнования, на которые приходишь ради нужного кому-то зачета, зная при этом, что обречен на поражение, оставляют неприятный осадок. Совсем другое дело, когда соперники могут достойно посоревноваться, почувствовать удовлетворение от выполненной спортивной работы. На этапах районных спартакиад сегодня этого нет, а этап по-прежнему проводится, чтобы все-таки одна из школ вышла на округ. Наверное, это тоже традиционный подход. Только неужели наблюдать невзрачную игру районных команд-победителей на округе интереснее, чем, например, сборных районов? И разве проиграют спорт и наши дети, если станут зрителями финального турнира на первенство города, где увидят игру сборных команд своих округов? Скорее, наоборот: именно после таких турниров и приходят дети в спорт.

Валентина РЕПИНА
Фото Андрея Кузьменко

Рейтинг@Mail.ru