Морфологические основы
индивидуальных различий и возможности их
использования
Целью многолетней исследовательской
работы явился поиск путей использования
морфогенетических различий в практике
физической культуры и спорта для повышения
эффективности педагогического воздействия.
В исследовании приняли участие 822 человека –
мальчики и девочки младшего и среднего школьного
возраста.
Изучался уровень развития координационных
способностей девочек младшего и среднего
школьного возраста, были выделены сенситивные
периоды развития координационных способностей,
проявляющихся в упражнениях скоростно-силового
типа, с учетом типа телосложения и уровня
биологической зрелости. Результаты показали, что
во всех возрастных периодах выявлена
гетерохронность в развитии различных видов
координационных проявлений у школьниц 7–14 лет.
Периоды ускоренного развития сменяются
периодами замедленного роста и стабилизации.
Возрастная динамика развития координационных
способностей у школьниц 7–14 лет взаимосвязана с
морфологическими особенностями.
Сенситивными периодами развития ритмического
характера у школьниц 7–14 лет с различным типом
телосложения являются: с 7 до 12 лет – у девочек
торакального и астенического типов
телосложения; с 7 до 10 и с 11 до 14 лет – у девочек
мышечного, дигестивного и неопределенного типов
телосложения.
Сенситивными периодами – в упражнениях
скоростно-силового характера у школьниц
являются: с 7 до 10 лет и с 11 до 14 лет у девочек
мышечного, астенического и торакального типов
телосложения, с 11 до 14 лет – у школьниц
дигестивного типа телосложения; с 7 до 12 лет –
у девочек неопределенного соматипа.
Сенситивными периодами – в упражнениях
баллистического характера у школьниц 7–14 лет
являются: с 7 до 10 – у девочек дигестивного и
мышечного типов, с 7 до 12 лет – у девочек
торакального типа телосложения, с 9 до 14 лет – у
школьниц астенического и неопределенного типов
телосложения. Результаты исследований показали,
что во время пубертатного периода уровень
развития снижен. Был выявлен ряд особенностей
физического развития и темпов полового
созревания у девочек 14–15 лет разных типов
телосложения:
а) наименьшие показатели физического развития
и наибольший процент отстающих в половом
созревании (80%) были выявлены у девочек 14–15 лет
астенического типа телосложения;
б) наибольшие показатели физического развития
в сочетании с низкими относительными
показателями определены у девочек дигестивного
типа телосложения. Темпы полового созревания у
данного типа соответствовали возрасту;
в) средние показатели физического развития, а
также наименьшее количество девочек с
отставанием полового созревания (38%) выявлены
среди девушек мышечного типа телосложения;
г) также средние показатели физического
развития были выявлены у девочек торакального
типа телосложения. Отставание в темпах полового
созревания наблюдалось у 54% девочек торакального
типа телосложения.
Выявлено, что у хоккеистов 8–14 лет различного
типа телосложения уровень развития
координационных способностей неодинаков. Более
высокие результаты выявлены у юношей
торакального и астенического соматипов развития
ориентационной и тактильно-кинетической
способностей. У хоккеистов мышечного и
дигестивного типов телосложения были выявлены
высокие результаты в уровне развития
дифференцировочной и реагирующей способностей.
И.Ю. ГОРСКАЯ,
д.п.н., проф.,
«Теория и практика физической культуры»,
№ 10, 2005
Развитие физических
способностей в подростковом возрасте
Подростковый возраст определяется
важным биологическим фактором – половым
созреванием. Процесс полового созревания
сопровождается существенными изменениями в
деятельности всех физиологических систем
организма. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин,
Д.А. Фабер выделяют 5 стадий полового
созревания с 7 до 17 лет (табл. 1).
Таблица 1
С 10 до 13 лет (II стадия полового
созревания по таблице 1) происходит временное
снижение функциональных показателей и
работоспособности, что, в свою очередь, ведет к
снижению развития выносливости, силы,
скоростно-силовых качеств.
Половое созревание, сопровождающееся
значительным усилием симпатических и
эрготропных воздействий, вызывает изменение
кровяного давления, ритма сердечной
деятельности и дыхания.
С 13 до 16 лет работоспособность увеличивается, что
объясняется выраженным развитием вторичных
половых признаков. К 17–18 годам
работоспособность возрастает еще в 10 раз. За весь
период обучения в школе работоспособность
человека, занимающегося физической культурой и
спортом, увеличивается в 40 раз. В этом возрасте в
ЦНС усиливается концентрация процессов
возбуждения и торможения. Все более значительнее
становится тормозящая, регулирующая функция
коры больших полушарий головного мозга. Нервные
процессы отличаются большей подвижностью,
однако возбуждение еще преобладает над
торможением. В этом возрасте интенсивны процессы
полового созревания, но протекают они у
подростков достаточно индивидуально.
Необходимо знать, что темпы полового созревания
во многом определяются наследственностью, а
также типом телосложения. У представителей
астенического и астеноторакального типов
половое созревание происходит медленнее, а
половая зрелость наступает в 16–17 лет. У
подростков мышечного и дигестивного типов
половое созревание завершается в среднем на 1,5–2
года раньше. Подростки с разными типами
телосложения имеют также различные
физиологические системы. Определение типа
телосложения имеет важное значение для
индивидуальной характеристики подростков.
Определить тип телосложения подростка можно,
зная его вес тела и рост. Индекс определяется по
формуле: вес разделить на рост (в метрах), взятый в
кубе (табл. 2).
Таблица 2. Весовой индекс детей
школьного возраста с разным телосложением
Наибольший прирост показателей
биологического созревания приходится на возраст
13–16 лет, в то же время и в 17-летнем возрасте этот
процесс еще не заканчивается.
В этом возрасте более экономичными становятся
кислородные режимы организма при физических
нагрузках, увеличивается способность к
выполнению длительной работы, повышается
анаэробная производительность.
Мышечная работа сопровождается большим
напряжением вегетативных функций.
Восстановительный период при малых и средних
нагрузках протекает быстрее, что обусловлено
большой лабильностью вегетативных процессов.
Быстрыми темпами развивается мышечная система.
Суставно-связочный аппарат мышц, сухожилий и
тканевая дифферентация в скелетных мышцах
достигают высокого уровня.
В этом возрасте происходит интенсивный прирост
двигательных качеств. Этот период является
«чувствительным» – сенситивным.
Однако развитие двигательных качеств происходит
не одновременно и не однонаправленно, темпы
прироста в значительной степени зависят от
индивидуальных особенностей и биологического
возраста подростков.
Развитие физических качеств находится в явной
зависимости от того, в какой из периодов
осуществляется их воспитание.
Скоростные качества имеют тенденцию к
увеличению от 11 до 17 лет. Скоростно-силовые
качества в большей мере проявляются в прыжковых
тестах и увеличиваются в возрасте 9–17 лет.
Развитие силы, проявляющейся в различных
движениях, имеет место в возрасте от 14 до 17 лет.
Наиболее плодотворными по темпам роста
показателей физических способностей (на основе
научных исследований) являются следующие
возрастные периоды: быстрота – 11–13 и 16–17 лет,
скоростно-силовые качества – от 9–10 лет и 14–17
лет, абсолютная сила – 14–17 лет, выносливость –
13–17 лет, гибкость – 7–17 лет.
М.М.БЕЗРУКИХ, В.Д.СОНЬКИН, Д.А.ФАРБЕР
«Возрастная физиология», М., 2003
Технические навыки в лыжном
ориентировании
Основная задача спортсмена в лыжной
гонке с ориентированием, по мнению автора,
состоит в поддержании такой скорости, на которой
он способен справляться с задачами
ориентирования, включающими выбор вариантов
движения на этапах дистанции, постоянное
сопоставление фрагментов карты с участками
местности, контроль точки своего движения по
карте. При превышении оптимальной скорости гонки
по дистанции ориентирования увеличивается
вероятность некорректного выполнения
технических приемов и ошибочного ухода от
выбранного пути движения, поэтому регулирование
скорости гонки в зависимости от индивидуального
уровня технического мастерства – одно из
ведущих качеств лыжников-ориентировщиков.
Автор отмечает необходимость овладения
техническими навыками в лыжном ориентировании и
выделяет следующие навыки:
1) выбор вариантов движения на этапах
дистанции в процессе гонки;
2) чтение карты на разной скорости движения;
3) запоминание отрезков варианта движения с
фрагментом карты;
4) сопоставление информации карты с местностью
и наоборот;
5) контроль и оценка расстояний;
6) контроль направления движения –
ориентирование карты относительно местности;
7) контроль направления при движении вне
лыжной сети.
На этих составляющих мыслительной деятельности
спортсмена, на качественном выполнении каждой из
них строится успешное прохождение дистанции.