Продолжение. Начало см.
в №№ 2, 3, 4/2006 г.
Наслаждение движением
Общеразвивающие упражнения
К общеразвивающим упражнениям (ОРУ)
подвожу детей с большой осторожностью, исходя из
интереса детей, их образного восприятия мира,
используя проблемно-эвристический метод,
принцип детского открытия. Из урока в урок мы
вместе с детьми словно раскручиваем кольца по
затронутым ранее темам – весь материал
осваивается концентрически, повторяющимися
частями. В ходе такой работы увеличиваем фонд
двигательных навыков, разучивая новые движения,
придуманные детьми, совершенствуем технику
(детали) основных жизненно необходимых
двигательных навыков, развиваем основные
физические качества (ОФК). Пробуждаем родителями
и богом заложенные задатки.
Итак, «Мы едем, едем, едем...» и
подъезжаем к остановке «Мы везем с собой кота».
Однажды, это было давно, кто-то из детей расставил
руки в стороны, поднял предплечья вверх, широко
расставив пальцы, как когти, зашипел, как кот. На
что я, молодой специалист, «зашипел» на него.
Познакомившись с работами К.С. Станиславского
«Работа актера над ролью», «Работа актера над
собой», анализируя тот случай, пришел к выводу: у
меня нет «чувства партнера», его надо развивать.
Ребенок «вошел в роль» кота, он играет эту роль,
значит, мне «надо дойти до уровня его понимания»,
играть вместе с ним кота, чижика, собаку,
петьку-забияку, развить этот спектакль.
Решил реализовать на практике
задуманное. Строчку «Мы везем с собой кота»
повторил несколько раз, используя прием «старой
пластинки» (намекал детям легким шипением, что
сейчас песня повторится). Но не видел того
единственного и неповторимого проявления
индивидуальности, которое дало бы возможность
сопричастности к детскому открытию, к проявлению
таланта. Дети продолжали напевать дальше песню.
Вновь повторил строчку с шипением. Дети
недоуменно смотрят на меня: «Ну что ему надо от
нас?» Не нашлось того, кто смог бы войти в роль
кота.
Прекратил отбивать ритм, замолчал.
Начинаю «пугать детей» – становлюсь «котом» и
набрасываюсь на детей с шипением. Один
отскакивает, другой замирает, третий улыбается. И
вот находится тот, который, в зависимости от
реакции на это действо других, проявляет
сознательно свою индивидуальность. Так же
вскидывает руки и, изображая свирепого кота,
набрасывается на меня. Я уже «чувствую партнера»,
отскакиваю от него с испуганным видом и
возгласом «А-а-а!».
Как правило, это у детей вызывает
положительные эмоции. Останавливаю детей другим
приемом: протягиваю «коту» руку со словами: «Вот
смелый котяра, вот напугал меня, дай, я пожму твою
лапу, будем теперь друзьями, – под аплодисменты
детей заключаем договор. – Я буду петь песенку
про кота, а после каждой строчки вы будете меня
пугать, шипеть, грозить когтями. А пока будем
играть, вы вспомните стихи, песни о коте, кошечке,
котенке».
Отбиваю ритм, напеваю: «Жил да был
черный кот за углом». Дети, встав в
соответствующую позу, угрожающе шипят. «И кота
ненавидел весь дом». На угрозу сжимаю кулаки,
«ненавидя» – угрожаю. «Только песня совсем не о
том» – размахиваю указательным пальцем из
стороны в сторону. «Как обидно быть черным котом»
– тру глаза кулаками, изобразив на лице обиду.
Это все раньше придумали сами, но
другие дети. Повторяем этот куплет, меняемся
ролями. Я напеваю, в конце строчки вскидываю руки
и угрожающе шиплю, что вызывает у детей восторг.
Дети играют роль обиженного кота, изображая
ненависть к нему, грозят кулаками, трут глазки
кулачками, кое-кто начинает театрально хныкать.
Подаю команду: «Без задания марш». Рассказываю
байку:
«Жили-были на свете два ученых. Одного
звали Кирилл, а другого – Мефодий. Ко всему-то они
прислушивались (кисти ставлю за уши), ко всему-то
они приглядывались (кисти ставлю на глаза, как
бинокль). Посмотрел Кирилл на злого кота,
послушал его Мефодий, и говорит один другому: «А
ведь люди тоже умеют шипеть!» «Да, – ответил ему
другой, – но шипят-то они по-человечески, а
изобразить этот звук можно по-кошачьи». «Как
это?» – удивился Кирилл. «А вот так!» – тут
Мефодий вскинул руки. Пальцы расставил, как
когти, да как зашипит на Кирилла громко
по-кошачьи. Но Кирилл не испугался, а предложил
Мефодию: «А давай-ка, братец Мефодий, будем с
тобой выделять звуки человеческой речи.
Приглядываться ко всему да прислушиваться, как
эти звуки человеческой речи изображать можно».
На том и согласились. Только спор зашел у них,
сколько будет палочек у этой буквы».
Поднимаю кисти рук, изображая злого
кота, и задаю вопрос детям: «Помогите ученым
сосчитать палочки у буквы». Как правило, мнения у
детей расходятся. Одни говорят: три, другие –
четыре. Приглашаю того, кто придерживается
первого мнения. Он начинает счет. Показывая на
одну мою «лапу», считает: «Раз». Показывая на
другую «лапу», считает: «Два». Показывая на мою
голову, считает: «Три» и, замолкая, смотрит на
меня. Неожиданно для него я играю роль собаки и
«тявкаю» на него. От неожиданности он
отпрыгивает, к радости и общему ликованию других.
Жмем друг другу «лапы», он занимает свое место.
Приглашаю того, кто думает по-другому. Он так же
начинает вести счет, но уже с осторожностью
показывая на мою голову, считает: «Три». В это
время наклоняю голову и начинаю мурлыкать, он
резко отстраняется, но, поняв шутку, улыбаясь,
смеется со всеми вместе. Показывая на прямые
предплечья и грудь, считает: «Четыре». Так
приходим к общему мнению: у буквы «ш» четыре
палочки.
Развиваем тему дальше. Какие звуки издает
кошка? Когда кошка злая, она шипит, когда добрая –
мурлычет; мяукает, когда хочет есть. Издавая
звуки, дети принимают соответствующие позы и
выполняют движения. Что умеет кошка делать? То,
что ей нравится: охотиться на мышей и птичек,
любит понежиться на мягком. Все звуки, позы,
движения, фантазия детей – это наш арсенал, поле
ближайшей деятельности. Составляем коротенькие
предложения, собираем их в куплетик, рифмуем,
подбираем мотив. Напеваем и исполняем. При этом
выполняем два вида ОРУ: «Русский алфавит» и
«Кошкина зарядка» одновременно. К сожалению,
одновременно описать эти два процесса трудно.
Поэтому расскажу о них по очереди, начиная с
«Кошкиной зарядки».
Игра «Кошкина зарядка»
Кисти превращаются в «блюдце», котенок
лакает молочко. Все детские находки вводим в нашу
роль-каркас. Изображаем различные угощения в
движениях, позах, жестах. Несмотря на то, что у
детей богатая фантазия, и у них она имеет пределы.
Расширить их можно лишь ненавязчиво, на уровне
детского понимания.
После того как в детях пробудилась
интеллектуально-мышечная радость, через интерес
можно ставить ОРУ «на научной основе».
Воздействуя на сердечно-сосудистую систему,
сокращаю строчку до минимума: «Мышка, птичка,
прыг, скок», что в переводе на спортивную
терминологию означает: упор лежа, упор присев,
прыжок вверх с хлопком над головой, упор присев,
упор лежа. Ускоряя темп (аччелерандо), использую
свой прием – «вилка». То есть когда дети осознают
что надо делать, но физически не в состоянии
исполнить комбинацию в заданном темпе, и это, как
всегда, вызывает у них положительные эмоции.
Подобные роли-каркасы есть для каждого
живого существа из песенки «Мы едем, едем, едем».
«Чижик, чижик, где ты был? Плавать я в бассейн
ходил! Брассом, кролем, на спине плавал быстро по
воде». Собаки разных пород должны уметь нести
разную службу. Проходят Общий Курс Дрессировки
(ОКД), Курс Специальной Подготовки (КСП).
Петька-забияка защищает своих курочек-девчонок.
Обезьяна позволяет пробудить инициативу,
активность, фантазию, творчество детей.
После знакомства со всеми живыми
существами из этой песенки переходим к теме: «Кто
там следующий в купе?» Дети сами предлагают свое
любимое живое существо, сами придумывают для
него приключения. Так, используя элементы
различных видов искусства, прививаю
интеллектуально-мышечную радость во время
выполнения ОРУ.
После короткого знакомства можно
перейти к элементам различных научных и
гуманитарных дисциплин. На старт приглашаются
«Русский Алфавит» и «Русская алфавитная
зарядка» (РАЗ).
Борис БУЯНОВ
г. Озерск,
Челябинская обл. |