Круговая тренировка в физическом
воспитании детей старшего дошкольного возраста:
Учебно-методическое пособие / С.Б.Шарманова,
А.И.Федоров, Е.А.Черепов. – М.: Советский спорт, 2004.
– 120 с.
Интервальные варианты комплексов
круговой тренировки с предметами
КОМПЛЕКС № 1 «ПАЛОЧКА-ИГРАЛОЧКА»
Создание у детей игровой мотивации
Преподаватель показывает детям
гимнастическую палку, украшенную цветной
блестящей бумагой, постукивает палкой о бубен в
такт словам:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будет палочка стучать,
Будет палочка стучать –
Приглашать ребят играть!
Раз, два, три –
Играть на станции пройди.
Дети расходятся по станциям, и
круговая тренировка начинается.
1. «Вправо-влево наклонись – крепче
палочки держись»
Оборудование и инвентарь:
гимнастические палки по количеству занимающихся
на станции.
Частные задачи – укрепление
мышц туловища.
Описание упражнения:
И.п.: стоя, ноги врозь, палку на лопатки.
1 – наклон вправо; 2 – и.п.; 3–4 – то же влево.
Организационно-методические
указания: ноги прямые; наклон точно в сторону;
лопатки прижаты к палке; постепенно увеличивать
амплитуду движений.
Способы дифференцирования нагрузки:
варьировать продолжительность выполнения
упражнения.
2. «Кузнечики»
Оборудование и инвентарь:
гимнастические палки по количеству занимающихся
на станции.
Частные задачи – укрепление
мышц ног, развитие ловкости.
Описание упражнения:
И.п.: стоя, ноги врозь, руки на пояс,
палка на полу между ногами. 1 – прыжком над палкой
стойка скрестно, правая впереди; 2 – прыжком над
палкой, и.п.; 3–4 – то же, левая впереди.
Организационно-методические
указания: спина прямая; постепенно увеличивать
темп.
Способы дифференцирования нагрузки:
1) варьировать количество повторений; 2)
варьировать темп выполнения упражнения; 3)
облегченный вариант – прыжки боком толчком
двумя через палку, лежащую сбоку на полу.
3. «Ноги поднимай, носками палку
задевай»
Оборудование и инвентарь:
гимнастические палки по количеству занимающихся
на станции.
Частная задача – укрепление
мышц живота.
Описание упражнения:
И.п.: лежа на спине, палка вверху. 1–2 –
поднимая ноги вперед, палку вперед, коснуться
палки носками ног; 3–4 – и.п.
Организационно-методические
указания: носки, колени вытянуты; ноги вместе;
руки прямые.
Способы дифференцирования нагрузки:
1) варьировать количество повторений; 2)
облегченный вариант упражнения – поднимать ноги
вперед поочередно.
4. «Палочку покрути – руки скрести»
Оборудование и инвентарь:
гимнастические палки и коврики по количеству
занимающихся на станции.
Частная задача – укрепление
мышц груди и плечевого пояса.
Описание упражнения:
И.п.: сидя на пятках, палка впереди. 1 –
поворачивая палку вправо, скрестить руки, левая
рука сверху; 2 – и.п.; 3–4 – то же влево.
Организационно-методические
указания: руки прямые; сидя на пятках,
сохранять положение правильной осанки.
Способы дифференцирования нагрузки:
варьировать количество повторений.
5. «Через палочку шагай – выше ноги
поднимай»
Оборудование и инвентарь:
гимнастические палки по количеству занимающихся
на станции.
Частные задачи – развитие
ловкости, укрепление мышц ног.
Описание упражнения:
И.п.: стоя, ноги вместе, палка внизу. 1–2
– поочередно перешагнуть через палку правой и
левой ногой; 3–4 – стойка ноги вместе, палка
сзади; 5–8 – то же в обратном направлении.
Организационно-методические
указания: в положении стоя ноги вместе, палка
впереди или сзади, спина прямая, сохранять
правильную осанку.
Способы дифференцирования нагрузки:
1) варьировать количество повторений; 2)
облегченный вариант упражнения – перешагивать
вперед и назад через палку, лежащую на полу.
6. «Спину прогибай – лопатки к палке
прижимай»
Оборудование и инвентарь:
гимнастические палки и коврики по количеству
занимающихся на станции.
Частные задачи – укрепление
мышц спины, развитие гибкости.
Описание упражнения:
И.п.: лежа на животе, палка на лопатках.
1–2 – поднять голову, плечи, прогнуться; 3–4 – и.п.
Организационно-методические
указания: прямые ноги прижаты к полу, пятки
вместе; постепенно увеличивать амплитуду
движения.
Способы дифференцирования нагрузки:
варьировать количество повторений.
Дополнительная станция, позволяющая
снизить нагрузку
7. «Палочку стопой катаем – мышцы стоп
мы укрепляем»
Оборудование и инвентарь:
гимнастические палки и коврики по количеству
занимающихся на станции.
Частные задачи – укрепление
мышц стопы и живота, профилактика плоскостопия.
Описание упражнения:
И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре
сзади, палку под стопы. 1–2 – разгибая ноги,
прокатить палку вперед; 3–4 – то же назад.
Организационно-методические
указания: спина прямая, сохранять положение
правильной осанки.
Способы дифференцирования нагрузки:
1) варьировать количество повторений; 2)
облегченный вариант упражнения – катать палку
поочередно правой и левой ногой.
КОМПЛЕКС № 2 «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»
Создание у детей игровой мотивации
Преподаватель загадывает детям одну
из загадок:
Очень любят молодца,
А бьют, колотят без конца.
Я разноцветен и упруг,
Хоть неживой,
А все же друг!
Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
Хоть надут он всегда –
С ним не скучно никогда.
После того как дети отгадали загадку,
преподаватель предлагает им разойтись по
станциям и начать играть и выполнять упражнения
с мячами.
1. «Точно бросай – в цель попадай»
Оборудование и инвентарь: стена с
обозначенными мишенями; разметка на полу,
определяющая расстояние до стены, мячи среднего
диаметра по количеству занимающихся на станции.
Частные задачи – развитие
ловкости, глазомера; совершенствование навыка
отбивания мяча о стенку.
Описание упражнения: бросая мяч
двумя руками, отбивать его о стенку, стараясь
попасть мячом в обозначенную мишень.
Организационно-методические
указания: не заступать за линию разметки; из
положения стоя, ноги врозь, удерживая мяч двумя
руками на уровне груди, полуприседая, описать
мячом небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя
руки вверх, бросить мяч в цель с одновременным
разгибанием ног.
Способы дифференцирования нагрузки:
1) варьировать продолжительность выполнения
упражнения; 2) варьировать расстояние до стены; 3)
варьировать способы ловли мяча – с ударом и без
удара об пол, с хлопком, поворотом и т.п.
2. «Мой веселый, звонкий мяч»
Оборудование и инвентарь: мячи
среднего диаметра по количеству занимающихся на
станции.
Частные задачи – укрепление
мышц ног, развитие ловкости.
Описание упражнения: из положения
стоя, ноги врозь, зажав мяч между ног, руки на
пояс, прыжки на месте.
Организационно-методические
указания: спина прямая, затылком тянуться
вверх; приземляться мягко.
Способы дифференцирования нагрузки:
варьировать продолжительность выполнения
упражнения.
3. «Об пол отбивай – упасть не давай»
Оборудование и инвентарь: мячи
среднего диаметра по количеству занимающихся на
станции.
Программная задача –
совершенствовать навык отбивания мяча об пол
двумя руками, стоя на месте.
Описание упражнения: отбивать мяч
об пол двумя руками, стоя на месте.
Организационно-методические
указания: отбивать мяч двумя руками, мягким и
плавным движением пальцев; встречать мяч после
отскока от пола мягкой, а не напряженной ладонью,
с разведенными пальцами, как бы обхватывая и
задерживая мяч, мягко давить на него сверху;
выполнять движение подряд, без остановки.
Способы дифференцирования нагрузки:
варьировать продолжительность выполнения
упражнения.
4. «Мяч ногами поднимай, да, смотри, не
упускай»
Оборудование и инвентарь: коврики
и мячи среднего диаметра по количеству
занимающихся на станции.
Частная задача – укрепление
мышц живота.
Описание упражнения:
И.п.: лежа на спине, руки за головой, мяч между
стопами. 1–2 – поднять ноги вперед, удерживая мяч;
3–4 – и.п.
Организационно-методические
указания: лопатки, плечи и локти прижаты к
опоре; таз не поднимать.
Способы дифференцирования нагрузки:
варьировать продолжительность выполнения
упражнения.
5. «Мяч поднимаем – мышцы рук
укрепляем»
Оборудование и инвентарь: коврики
и мячи среднего диаметра по количеству
занимающихся на станции.
Частная задача – укрепление
мышц рук.
Описание упражнения:
И.п.: сидя на пятках, мяч за головой. 1–2 – мяч
вверх, вдох; 3–4 – и.п., выдох.
Организационно-методические
указания: спина прямая; выпрямляя руки,
посмотреть на мяч.
Способы дифференцирования нагрузки:
1) варьировать продолжительность выполнения
упражнения; 2) хорошо подготовленным детям можно
предложить выполнять упражнение с набивным
мячом.
6. «Спину прогни – мяч подними»
Оборудование и инвентарь: коврики
и мячи среднего диаметра по количеству
занимающихся на станции.
Частная задача – укрепление
мышц спины.
Описание упражнения:
И.п.: лежа на животе, мяч вверху. 1–2 –
прогнуться, поднять мяч; 3–4 – и.п.
Организационно-методические
указания: прямые ноги прижаты к опоре, пятки
вместе.
Способы дифференцирования нагрузки:
варьировать продолжительность выполнения
упражнения.
Дополнительные станции, позволяющие
снизить нагрузку
7. «Сидя, мяч катаем – гибкость
развиваем»
Оборудование и инвентарь: коврики
и мячи среднего диаметра по количеству
занимающихся на станции.
Частная задача – развитие
гибкости.
Описание упражнения:
И.п.: сидя, руки внизу, мяч справа на
полу. 1–2 – глубокий наклон вперед, прокатить мяч
правой рукой вперед, передать за носками ног в
левую руку; 3–4 – и.п., мяч слева; 5–8 – то же в
другую сторону.
Организационно-методические
указания: ноги вместе, колени прямые;
наклоняться вперед с прямой спиной до касания
грудью бедер; в положении сидя, спина прямая
смотреть вперед.
Способы дифференцирования нагрузки:
варьировать продолжительность выполнения
упражнения.
8. «Быстро мяч передавай – свою
ловкость развивай»
Оборудование и инвентарь: коврики
и мячи среднего диаметра по количеству
занимающихся на станции.
Частная задача – развитие
ловкости.
Описание упражнения: из положения
сидя на пятках передавать мяч из одной руки в
другую на уровне пояса (вокруг талии).
Организационно-методические
указания: спина прямая, смотреть вперед;
постепенно увеличивать темп выполнения
упражнения; менять направление передачи мяча.
Способы дифференцирования нагрузки:
варьировать продолжительность выполнения
упражнения.
КОМПЛЕКС № 3 «ЧУДЕСНАЯ СКАКАЛКА»
Создание у детей игровой мотивации
Преподаватель показывает детям
нарядную скакалку, украшенную цветным
серпантином, и говорит:
Чудесная скакалка!
Веселая скакалка!
С ребятами сегодня,
Пожалуйста, сыграй-ка!
Раз, два, три –
Играть на станции пройди.
Дети расходятся по станциям, и
круговая тренировка начинается.
1. «Выше ноги поднимай – через
скакалочку шагай»
Оборудование и инвентарь: скакалки
по количеству занимающихся на станции.
Частные задачи – развитие
ловкости, укрепление мышц ног.
Описание упражнения:
И.п.: стоя, ноги вместе, сложенная
вчетверо скакалка внизу. 1–2 – перешагнуть
вперед через скакалку поочередно правой и левой
ногой; 3–4 – выпрямиться, скакалка сзади;
5–8 – то же назад.
Организационно-методические
указания: в положении стоя, ноги вместе,
скакалка впереди или сзади, спина прямая,
сохранять правильную осанку.
Способы дифференцирования нагрузки:
1) варьировать количество повторений; 2)
облегченный вариант упражнения – из положения
стоя, ноги вместе, скакалка хватом за два конца
впереди, перешагивать вперед и назад через
свободно висящую скакалку.
2. «Скакалку натяни – вперед-назад
переведи»
Оборудование и инвентарь: коврики
и скакалки по количеству занимающихся на
станции.
Частные задачи – развитие
гибкости.
Описание упражнения:
И.п.: сидя на пятках, сложенная втрое
скакалка внизу. 1–2 – выкрутом вперед перевести
скакалку назад; 3–4 – выкрутом назад, и.п.
Организационно-методические
указания: спина прямая, смотреть вперед; руки
прямые.
Способы дифференцирования нагрузки:
1) варьировать количество повторений; 2)
облегченный вариант упражнения – скакалка
сложена вдвое, усложненный – скакалка сложена
вчетверо.
3. «Ноги сгибай – скакалку поднимай»
Оборудование и инвентарь: коврики
и скакалки по количеству занимающихся на
станции.
Частные задачи – укрепление мышц
живота.
Описание упражнения:
И.п.: сидя, сложенная вчетверо скакалка
вверху. 1–2 – согнуть, ноги вперед, скакалку
вперед на колени; 3–4 – и.п.
Организационно-методические указания:
спина прямая, смотреть вперед; в исходном
положении колени, носки вытянуты.
Способы дифференцирования нагрузки: 1)
варьировать количество повторений; 2)
облегченный вариант упражнения – поочередно
сгибать вперед и выпрямлять то правую, то левую
ногу.
4. «Я в руках ее кручу и скачу, скачу,
скачу!»
Оборудование и инвентарь: скакалки
по количеству занимающихся на станции.
Программная задача –
совершенствовать навык прыжков через короткую
скакалку, вращая ее вперед.
Описание упражнения: из положения
стоя, ноги вместе, скакалка сзади хватом двумя
руками за концы, прыжки на двух, вращая скакалку
вперед.
Организационно-методические
указания: при выполнении прыжков скакалку
следует держать между большим и указательным
пальцами, не напрягая рук; ее вращают вперед
движениями в лучезапястных суставах при слегка
согнутых локтевых; движение скакалки должно быть
непрерывным и достаточно быстрым; полуприсед
перед толчком должен совпадать с положением
скакалки вверху; в момент отрыва ног от опоры
скакалка находится впереди, а по достижении
высшей точки прыжка – внизу; толчок перед
вылетом должен быть энергичным и коротким; в
полете следует сохранять положение правильной
осанки, предельно разгибать колени и носки;
приземляться необходимо на носки с перекатом на
всю стопу в полуприсед.
Способы дифференцирования нагрузки:
1) варьировать продолжительность выполнения
упражнения; 2) облегченный вариант – из положения
стоя, ноги вместе, скакалка хватом за два конца
впереди, перепрыгивать вперед и назад через
свободно висящую скакалку.
5. «Спину прогни – назад скакалку
натяни»
Оборудование и инвентарь: коврики
и скакалки по количеству занимающихся на
станции.
Частные задачи – укрепление мышц
спины.
Описание упражнения:
И.п.: лежа на животе, сложенная вчетверо
скакалка сзади. 1–2 – прогнуться, натягивая
скакалку, руки назад; 3–4 – и.п.
Организационно-методические
указания: ноги прямые, пятки вместе; натягивая
скакалку назад, сводить лопатки.
Способы дифференцирования нагрузки:
варьировать продолжительность выполнения
упражнения.
6. «Скакалку вращай – мышцы рук
укрепляй»
Оборудование и инвентарь: коврики
и скакалки по количеству занимающихся на
станции.
Частные задачи – укрепление мышц
кисти и предплечья, развитие мелкой моторики.
Описание упражнения:
И.п.: сидя на пятках, сложенная вчетверо
скакалка впереди. 1–8 – вращать скакалку кистями
вперед; 1–8 – то же, вращая скакалку назад.
Организационно-методические
указания: спина прямая, смотреть вперед;
скакалку следует держать между большим и
указательным пальцами, не напрягая рук; ее
вращают вперед и назад движениями в
лучезапястных суставах при слегка согнутых
локтевых; движение скакалки должно быть
непрерывным и достаточно быстрым.
Способы дифференцирования нагрузки:
варьировать продолжительность выполнения
упражнения.
Дополнительная станция, позволяющая
снизить нагрузку
7. «Скакалкой ногу выпрямляй –
гибкость развивай»
Оборудование и инвентарь: коврики
и скакалки по количеству занимающихся на
станции.
Частные задачи – развитие
гибкости.
Описание упражнения:
И.п.: сидя, сложенная вчетверо скакалка
впереди. 1 – сгибая правую ногу вперед, поставить
стопу на скакалку; 2 – натягивая скакалку,
выпрямить правую ногу вверх; 3–6 – держать; 7 –
согнуть правую ногу вперед; 8 – и.п. 1–8 – то же с
левой ноги.
Организационно-методические
указания: спина прямая; выполнять движение
плавно, без рывков, не задерживая дыхание.
Способы дифференцирования нагрузки:
варьировать продолжительность выполнения
упражнения.
|