Игры на перемене
Для подростков 10–13 лет
Предлагаемые здесь подвижные игры
можно использовать не только при проведении
активных перемен, но и на прогулке в ГПД, во время
классных и школьных праздников, для организации
досуга детей в поездках и походах и т.д.
«Игра со звоночком»
Взявшись за руки, дети становятся в
круг, внутри которого должны находиться двое
играющих. Одному из них завязывают глаза, а
другому дают в руки звоночек. Ориентируясь на его
звук, первый должен ловить, а второй – убегать
от него, вовремя заглушая звон.
В игре требуется ловкость и
осторожность. Она доставляет большое
удовольствие не только играющим, но и зрителям.
«Выполни уговор строго»
Ведущий становится напротив играющих
и договаривается с ними о следующем: когда он
будет кланяться, дети должны отворачиваться;
когда будет простирать к ним руки, они будут
скрещивать их на груди; когда будет грозить им
пальцем, они ему будут кланяться; когда он топнет
ногой, они в ответ тоже топнут.
Перед началом провести с играющими
трехминутную «репетицию». Тот, кто допустит
ошибку, из игры выбывает.
«Изобрази без предмета»
Предложите детям, проявив воображение,
проделать публично следующее:
Вдеть нитку в иголку.
Пришить пуговицу.
Подбросить и поймать мяч (напоминаю –
без мяча).
Перебрасываться с товарищем мячом.
Наколоть дрова.
Обстругать доску рубанком.
Заточить карандаш.
Остричь ногти ножницами.
Перенести предмет с одного места на
другое.
Перелистать книгу с тонкими
страницами и альбом с толстыми.
Развернуть и сложить газету.
Несколько раз перелить воду из одного
стакана в другой.
Плеснуть в кого-либо водой из стакана
и суметь уклониться от того, чтобы тебя не облили.
Поднять вещи весом в 1, 2, 3, 4, 5 и 10 кг.
Брать поочередно в руки очень
холодный, теплый и горячий предмет.
Ощупывать бархат, шелк, шерсть.
Поставить несколько тарелок одна в
другую, не производя при этом ни малейшего шума.
Понюхать яблоко, апельсин, розу,
гвоздику, лук, нашатырный спирт.
Разрезать на ломти арбуз и съесть
один кусок.
Изобразить и «озвучить» мотоцикл,
трактор, голубятню, кипящий чайник.
Изобразить парикмахера, делающего
сложную женскую прическу; хирурга во время
операции; зубного врача, который выдергивает зуб;
хозяйку, которая чистит окуней; шофера, который
чинит автомобиль, лежа под ним.
Изобразить разозленного кота;
голодного поросенка; надменного индюка; ночную
сову; красавца-павлина; страуса; гордого петуха;
пингвина. Главное – передать характер животного
или птицы, изобразить их походку, «голос», манеры.
Сделать это весело.
Изобразить пешеходов на улице:
старушку с собачкой на поводке; постового
милиционера, у которого жмут ботинки;
влюбленного с цветами, у которого болит зуб;
многодетную маму с кучей разбегающихся детей;
девушку с раскрытым зонтиком в сильный ветер.
Показать, как ходят и бегают гуси,
верблюды, утки, кошки, слоны, жирафы, зайцы,
лягушки, кенгуру, крокодилы, медведи, утки, лиса и
др. (можно использовать карточки с изображением
животных).
Игра на внимание
– Я буду вставать и садиться,
одновременно подавая вам команду: «Встаньте»,
«Сядьте». Вы должны выполнять мою команду, не
обращая внимания на то, что делаю я сам. Начали!
«Не перепутай!»
– Попробуйте проделать такое
упражнение (демонстрирует). Оно только на первый
взгляд может показаться очень простым и легким.
На самом деле это не так. Положите руки на колени,
хлопните в ладоши перед грудью, правой рукой
возьмитесь за нос, а левой – за правое ухо, потом
опять хлопните в ладоши, возьмитесь левой рукой
за нос, а правой – за левое ухо. Повторите
упражнение в той же последовательности еще
несколько раз, постепенно убыстряя темп. Только
не перепутайте, где у вас нос, а где ухо, где
правая, а где левая сторона.
Игра на внимание «Три движения»
– Каждый должен запомнить 3
движения, которые я покажу. Первое: руки согнуть в
локтях, кисти на уровне плеч; второе – руки
вытянуть вперед на уровне плеч; третье – поднять
руки вверх.
Учитель показывает движения, все
повторяют за ним 2–3 раза, чтобы запомнить номер
каждого движения. Затем начинается игра. Учитель
показывает одно движение, называя при этом номер
другого.
«Быстрей шагай»
На одном конце коридора в одну шеренгу
выстраиваются играющие. На другом конце спиной к
играющим, лицом к стене становится водящий. Он
закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай,
смотри, не зевай! Стоп!» Пока водящий произносит
эти слова, все играющие стараются как можно
быстрее приблизиться к нему. Но по команде
«Стоп!» они должны немедленно остановиться и
замереть на месте. Водящий быстро оглядывается.
Если он заметит, что кто-то из играющих не успел
вовремя остановиться и сделал хоть одно
движение, водящий посылает его назад, за исходную
черту. После этого водящий отворачивается и
произносит те же слова. Так продолжается до тех
пор, пока одному из играющих не удастся
приблизиться к водящему и запятнать его раньше,
чем тот успеет оглянуться. После этого все игроки
бегут за свою черту, водящий гонится за ними и
старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный
становится водящим.
«Западня»
Играющие образуют два круга.
Внутренний круг, взявшись за руки, движется в
одну сторону, а внешний – в другую. По команде
учителя оба круга останавливаются. Стоящие во
внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота.
Остальные то вбегают в круг, проходя под
воротами, то выбегают из него. Неожиданно
подается вторая команда, руки опускаются, и те,
кто оказался внутри круга, считаются попавшими в
западню. Они остаются во внутреннем круге и
берутся за руки с остальными играющими, после
чего игра повторяется. Когда во внешнем круге
остается мало играющих, из них образуется
внутренний круг. Игра повторяется.
«Пройти бесшумно»
Нескольким игрокам завязывают глаза,
они становятся парами друг против друга на
расстоянии вытянутых рук. Каждая пара образует
ворота. Остальные играющие, разбившись на группы
(по числу ворот), стараются по одному пройти
сквозь ворота. Проходить надо бесшумно,
осторожно, можно пригнувшись или ползком. При
малейшем шорохе играющие, стоящие в воротах,
могут поднять руки, чтобы преградить путь,
задержать проходящего, но тут же должны их
опустить.
Побеждают игроки, сумевшие
благополучно пройти через ворота.
«Стой спокойно!»
Играющие образуют круг. Водящий ходит
внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь,
говорит громко: «Руки!» Тот, к кому он обратился,
должен стоять спокойно, а его соседи должны
поднять руки: сосед справа – левую, сосед слева –
правую. Кто ошибется, поднимет не ту руку или
зазевается, тот сменяет водящего.
«Вернись скорее»
На расстоянии 8–10 м один от другого
ставятся два стула. На них садятся двое играющих
с завязанными глазами. По команде «Марш!» они
должны как можно скорее подойти к
противоположному стулу, дотронуться до него и
вернуться. Не следует мешать друг другу.
Выигрывает тот, кто быстрее доберется до своего
стула и усядется на нем.
«Ветер и флюгеры»
Учитель выясняет, знают ли дети, где
север, юг, восток и запад, и предлагает после
этого игру. Учитель – ветер, ребята – флюгеры.
Когда учитель говорит: «Ветер дует с севера»,
флюгеры должны повернуться лицом к югу, если
ветер с запада – к востоку и т.д. Если учитель
говорит: «Буря», флюгеры должны закружиться на
одном месте; если он говорит: «Переменно»,
флюгеры начинают покачиваться на месте;
«Штиль» – все замирают.
Для усвоения правил проводится
репетиция. Игра ведется в быстром темпе. Можно 2 и
3 раза подряд называть одно и то же направление
ветра. Тогда никто из игроков не должен
поворачиваться. Победителями считаются те, кто
сделает меньшее число ошибок.
Шуточная эстафета «Гонки»
Когда-то это занятие было популярным
во всех странах. Теперь это вид спорта. Но
поклонников у него с тех пор не стало меньше.
Наверное, никто из ребят не откажется стать
«всадником» и покататься с ветерком на «лошади».
Правда, лошади в этой эстафете не совсем обычные.
Их заменяют табуретки или стулья. Желательно,
чтобы они были крепкие, кто же выводит на старт
хромую лошадь? Что делает настоящий всадник
перед забегом? Вскакивает в седло, берет поводья
в руки и, покрикивая: «Но! Пошла!», двигается
вперед. «Всадник» в этой эстафете тоже должен на
старте «оседлать» табуретку, взяться за ее края
вместо уздечки и, помогая себе ногами, проделать
путь от старта до финиша и обратно. Вслед за
первым «седоком» этот путь осиливает и вся
команда. Эта эстафета – хорошая тренировка,
после нее можно будет когда-нибудь пересесть и на
живую лошадь. А побеждают во всех «конных
забегах» самые выносливые и быстрые.
Подвижная
игра «Сантики-сантики-лим-по-по»
Играющие стоят в круге. Водящий на
несколько секунд отходит от круга на небольшое
расстояние... За это время играющие выбирают, кто
будет «показывающим». Этот игрок должен будет
показывать разные движения (хлопки в ладоши,
поглаживание по голове, притоптывание ногой и
т.д.). Все остальные играющие должны тут же
повторять его движения. После того как
показывающий выбран, водящего приглашают в центр
круга. Ему нужно определить, кто показывает все
движения. Движения начинаются с обыкновенных
хлопков. При этом на протяжении всей игры
произносятся хором слова:
«Сантики-сантики-лим-по-по». Незаметно для
водящего показывающий демонстрирует новое
движение. Все должны мгновенно его перенять,
чтобы не дать возможности водящему догадаться,
кто ими руководит. У ведущего может быть
несколько попыток для угадывания. Если одна из
попыток удалась, то показывающий становится
водящим.
«Поймай хвост дракона»
Ребята выстраиваются в колонну, каждый
держит впередистоящего за пояс. Они изображают
дракона. Первый в колонне – это голова дракона,
последний – хвост. По команде ведущего дракон
начинает двигаться. Задача «головы» – поймать
«хвост». А задача «хвоста», в свою очередь, –
убежать от «головы». Туловище дракона не должно
разрываться, т.е. играющие не имеют права
отцеплять руки. После поимки «хвоста» можно
выбрать новую «голову» и новый «хвост».
«Атомы и молекулы»
Все играющие беспорядочно
передвигаются по игровой площадке, в этот момент
они все являются «атомами». Как известно, атомы
могут превращаться в молекулы – более сложные
образования, состоящие из нескольких атомов. В
молекуле может быть и 2, и 3, и 5 атомов. Играющим по
команде ведущего нужно будет создать «молекулу»,
т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться
друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция
идет по три!», то это значит, что три
игрока-«атома» сливаются в одну «молекулу». Если
ведущий произносит: «Реакция идет по пять!», то
уже пятеро играющих должны схватиться друг за
друга. Сигналом к тому, чтобы молекулы распались
снова на отдельные атомы, служит команда
ведущего: «Реакция окончена!» Если ребята еще не
знают, что такое «атом», «молекула», «реакция», –
взрослый человек должен популярно им объяснить.
Сигналом для возвращения в игру временно
выбывших игроков служит команда: «Реакция идет
по одному».
«Музыкальная швабра»
Дети становятся парами и танцуют под
музыку. Один ученик в это время (под музыку же)
протирает шваброй пол. Как только музыка
останавливается, пары должны поменять своих
партнеров, а ученик со шваброй быстро кладет ее
на пол и тоже ищет себе партнера. Кто не успел это
сделать, тот и танцует со шваброй.
«С кочки на кочку»
1 вариант: каждый получает по 4
картонки размером 20ґ25 см, становится на две из
них, две другие кладет перед собой и переходит на
них. Соревнуется несколько человек.
2 вариант: каждому дать по 3
картонки (догадливый и ловкий может совершить
переход на двух картонках).
3 вариант: играющие разбиваются
на пары, каждая пара получает по 5 картонок. После
двух минут на размышление и пробу, они по сигналу
начинают соревнование с другими парами.
Передвигаться вдвоем на пяти картонках не
просто, ведь 2 ноги одновременно на картонку
ставить нельзя. Пара, пришедшая первой,
побеждает.
«Не рассыпь, не пролей!»
Ребята разбиваются на 2–3 команды с
одинаковым количеством играющих.
1 вариант: каждая команда
образует отдельный круг, все становятся лицом к
центру. Команды получают по 2 стакана (лучше
небьющихся), до краев наполненных водой, и по 2
тонкие книжки в переплетах с положенными на них
тремя горошинками.
Нужно быстро передавать по кругу
поочередно: стакан, книжка, стакан, книжка. Если
горошинки падают, кто-либо из играющих поднимает
их и кладет на книжку. Получается задержка в
движении. Все эти предметы должны пройти по кругу
5 раз. Команда, опередившая другие, получает 5
очков (если она не растеряла ни одной горошинки и
воды в стаканах осталось больше, чем у других
команд).
2 вариант: условия игры те же, но
все стоят спиной к центру.
3 вариант: условия те же, но
участники игры поворачиваются один лицом, другой
спиной к центру – поочередно.
Если команды повторяют соревнование, интереснее
провести игру во всех трех вариантах.
Ведущему нелегко следить сразу за всеми
командами, и он может назначить себе помощников.
«В шляпе не танцуют»
Для проведения игры требуются 4 шляпы,
желательно нарядные и красивые (две для
мальчиков и две для девочек). Перед началом танца
ведущий объявляет правила игры: «Со мной рядом
стоят мальчики и девочки, у которых на головы
надеты шляпы, они тоже хотят танцевать, но… в
шляпе не танцуют. Чтобы принять участие в танце,
они должны надеть шляпу на голову любого
танцующего – только в этом случае они получат
право танцевать с его партнером. Девочки будут
надевать шляпы девочкам, а мальчики – мальчикам.
Если вам наденут на голову шляпу, уступите своего
партнера и не огорчайтесь. Выбирайте другого,
пользуясь своим правом надеть шляпу. Если вам
надели шляпу, не снимайте ее, пока не выберете
себе нового партнера.
«Узнаешь ли по звуку?»
На столе стоят от 8 до 12 по-разному
звучащих предметов. Ведущий постукивает по
каждому предмету гвоздем (металлической
палочкой), а затем деревянным карандашом. Все
внимательно прислушиваются к тому, какой звук
издают предметы. Затем помощники загораживают
столик, а ведущий ударяет по одному из предметов
несколько раз деревянной, а затем металлической
палочкой. Кто может назвать предмет, поднимает
руку, и ведущий опрашивает по одному из разных
команд.
Любовь СТАЛБОВСКАЯ
Тюменская область |