Спортивные игры: сквош
История возникновения игры
История сквоша уходит своими корнями в
далекое прошлое Англии, где он до сих пор
является одним из самых престижных и популярных
видов спорта.
По одной теории сквош появился около 150
лет назад в школе Харроу, где мальчики, ожидающие
своей очереди сыграть в реал-теннис,
тренировались вне корта в открытой области с
тремя стенами. Возможно, из-за шума или разбитых
окон от них потребовали воздержаться от этой
практики. «Если вы хотите играть, – говорили им,
– используйте мягкий мяч, типа «сквош» (squash – в
переводе с английского «раздавленный»)».
Мальчики послушались и обнаружили, что с этим
мячом можно делать такие вещи, которые
невозможны при игре твердым теннисным мячом.
Игра неожиданно стала настолько популярной, что
для нее начали использовать все подходящие
надворные постройки и части домов.
После Первой мировой войны многие
социальные клубы Лондона начали активно строить
корты для игры в сквош, который из забавы
превратился в настоящее спортивное увлечение.
Стали проводить основные первенства, появились
международные организации и лиги сквоша. В 1929 г.
была организована Ассоциация сквоша, которая
стала руководящим органом игры не только в
Англии, но и во всем играющем в сквош мире. Одним
из первых ее действий стало проведение открытых
чемпионатов. Перед Второй мировой войной в них
доминировали египтяне.
В 1950 г. чемпионат мира выиграл один из
знаменитых пакистанцев – Хашим Хан. Этот
семейный клан свои победы в 50-х с некоторым
перерывом продолжил в 80-е годы. Промежуток
пришелся на годы чемпионства британца Джонаха
Баррингтона и австралийца Джефа Хунта: первый
шесть раз, а второй – восемь завоевывали титул
сильнейших в мире.
В 1969 г. была сформирована
Международная федерация сквоша. Первоначально в
нее входили семь членов-основателей: Англия,
Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Южная
Африка, Индия и Египет.
Игра полностью изменилась после
изобретения стеклянной задней стены, которая
позволила намного большему количеству зрителей
наблюдать матчи, что также увеличило доходы
хозяев клубов и ассоциаций. Сплошная стеклянная
стена была разработана для всех прозрачных
кортов, в дальнейшем называемых «Золотая рыбка».
Сегодня в сквош играют более чем в 130
странах мира, и на это есть ряд веских причин.
Во-первых, сквош – одна из наиболее
интенсивных по физической нагрузке спортивных
игр с мячом и ракеткой. Энергетические затраты
при игре в сквош в два-три раза превышают
энергозатраты в теннисе.
Во-вторых, сквош наиболее эффективно
развивает выносливость, координацию движений,
положительно воздействует на
кардиореспираторные функции.
В-третьих, он нетребователен к экипировке;
освоить его проще, чем теннис, главное – быстро
бегать и реагировать на мяч.
Сквош-корт и основные правила
Современный сквош-корт состоит из 4-х
стен: фронтальной, двух боковых и задней. Игровое
пространство ограничивается сверху линиями аута
по всем четырем стенам, снизу – акустической
панелью фронтальной стены. Линия на фронтальной
стене является линией подачи, а квадраты на полу
корта – зонами подачи, которые задействованы
только при подаче, а в дальнейшем отношения к
игре не имеют.
Размеры сквош-корта
Длина корта между игровыми
поверхностями – 9750 мм; ширина – 6400 мм; расстояние
по диагонали – 11 665 мм; высота от пола до нижнего
края линии аута передней стенки – 4570 мм; высота
от пола до нижнего края линии аута задней стенки
– 2130 мм; высота от пола до нижнего края линии
подачи на передней стенке – 1780 мм; высота от пола
до верхнего края линии акустической панели
передней стенки – 480 мм; расстояние от задней
стенки до ближнего края поперечной линии – 4260 мм;
внутренние размеры квадратов подачи – 1600 мм;
ширина всех игровых линий и линии акустической
панели – 50 мм; минимальная высота свободного
пространства от пола корта – 5640 мм.
Цель игры
Ударяя ракеткой по мячу, заставить
соперника совершить ошибку или лишить
возможности отбить мяч. Удары совершаются
поочередно. Можно бить с лету или после одного
отскока от пола. Обычно мяч посылают прямо на
фронтальную стену, но он может быть направлен в
любую из стен. Боковые и «угловые» удары в сквоше
как раз и позволяют сделать игру острой и
непредсказуемой.
Подача
Кому подавать первым, решается
раскручиванием ракетки, на одной стороне которой
написано «моя подача», на другой – «твоя подача».
Если на ракетке такой пометки нет, подбросьте
монетку.
Перед тем как начать матч, подающий
решает, из какого квадрата подачи (левого или
правого) он будет подавать. В дальнейшем
подающий, выигрывая очко, каждый раз меняет
квадрат подачи на противоположный.
Правильной признается такая подача,
при которой мяч ударяется о фронтальную стену
выше линии подачи и ниже линии аута, а после
отскока от стены попадает в большой квадрат
игровой зоны соперника. При подаче мяч не может
сначала удариться о какую-либо другую стену на
пути к фронтальной стене. В случае ошибки
происходит переход подачи. Помните: в сквоше, в
отличие от других игр, все линии на стенах корта
– линии аута; при попадании мячом в любую из
линий подающий теряет подачу.
Подающий должен стоять, по крайней
мере, одной ногой полностью в квадрате подачи.
При неправильной постановке ног подача
переходит к сопернику. В сквоше не так, как в
теннисе: при потере подачи второй попытки уже не
будет.
Подсчет очков
Очки в игре начисляются одному из
соперников, если другой допускает ошибку или не
может отбить мяч. Первый набравший 15 очков
выигрывает гейм, если только предыдущий счет не
был 14:14. В этом случае за принимающим подачу
игроком остается право решить – до 15 или 17 очков
будет продолжаться гейм. Матч может играться из 3
или 5 геймов.
Игровые ситуации
Постоянная близость двух игроков,
бегающих, прыгающих, поворачивающихся,
размахивающих ракетками, создает очевидную
опасность. Поэтому всегда помните, что
безопасность вашего соперника – в ваших руках.
Учитесь делать замах правильно с самого начала
обучения игре. Если вы чувствуете, что или
ракеткой или мячом можете ударить своего
партнера, остановитесь и попросите Let –
апелляцию (просьбу) к судье или сопернику
переиграть розыгрыш очка в случае возникновения
помехи или препятствия для дальнейшей игры.
Правила в сквош были бы более
простыми, если бы не то обстоятельство, что двум
игрокам нужно делить одну и ту же территорию в
очень быстрой и конкурентной игре. Поэтому в
течение игры могут возникать различные помехи.
Правила игры в сквош разработаны таким образом,
чтобы обеспечить максимально безопасную и
честную игру.
В случае возникновения помехи игрок
должен остановиться и попросить Let. Игрок не
вправе просить Let, если он отбил мяч или ударил по
мячу и промахнулся. Судья определяет, был ли это
Let, No let или Stroke. В отсутствии судьи (в дружеском
поединке) игроки сами разрешают подобные
ситуации по взаимному согласию.
No let судья называет в следующих
ситуациях:
– если игрок не смог отбить мяч;
– если игрок не приложил достаточных усилий,
чтобы отбить мяч;
– если игрок ударил по мячу и промахнулся
(исключением является ситуация, когда игрок,
задев ракеткой соперника при замахе, пропустил
удар намеренно; в этом случае позволяется Let).
Stroke – «чисто» выигранный розыгрыш
очка при помехе со стороны соперника.
Очко засчитывается игроку,
ударившему по мячу:
– если соперник загородил ему путь или
находился на одной линии с мячом;
– если соперник помешал сделать хороший замах
ракеткой, своевременно не отошел в сторону,
создал помеху.
В процессе игры часто возникают
ситуации, когда оба игрока намеренно или
случайно создают помеху друг другу. Правила игры
в сквош разработаны таким образом, чтобы в
максимальной степени сохранить честную и
справедливую игру, а также уберечь игроков от
возможных столкновений и травм. Одно из главных
правил гласит: если вы ударили по мячу, приложите
максимум усилий, чтобы не мешать своему
сопернику его отбить.
Но даже тогда, когда игроки стараются
не мешать друг другу и играть честно, в процессе
игры могут возникать ситуации, когда им
приходится решать, был ли результат данного
розыгрыша правильным и справедливым, не
попросить ли Let или не было ли Stroke для одного из
игроков.
Let всегда принимается и
позволяется переиграть розыгрыш в следующих
случаях:
– если мяч порвался во время игры
(после замены мяча игроки имеют право
«разогреть» новый мяч до необходимого состояния
в течение не более 5 минут, как при разминке);
– если в момент подачи соперник не был готов к
приему мяча и не сделал ни единой попытки ударить
по мячу (если вы хотя бы взмахнули ракеткой, это
уже означает, что вы были готовы принять подачу,
но почему-то передумали; поэтому, если вы не
готовы принять подачу, просите Let до совершения
любых действий);
– если судья не уверен в том, как правильно
разрешить ситуацию.
Let может быть принят в ситуациях,
когда:
– игрок намеренно пропустил удар,
заметив, что сопернику не избежать столкновения
с мячом;
– игрок намеренно пропустил удар, боясь задеть
соперника ракеткой;
– мяч в игре коснулся какого-либо предмета,
лежащего на полу;
– игрока отвлекло какое-либо происшествие на
корте или за кортом;
– изменение игровых условий повлияло на
результат розыгрыша.
Let может быть принят после удара по
мячу, если:
– мяч коснулся предмета на полу;
– что-то произошло на корте или за кортом и
отвлекло игрока;
– изменились игровые условия;
– мяч порвался;
– судья не уверен в правильности разрешения
ситуации.
Предметами, создающими помехи в игре,
могут оказаться личные вещи участников (часы,
ключи и т.п.), оставленные на полу.
В числе игровых условий, которые могут
повлиять на результат, могут рассматриваться,
например: изменение освещения, смена корта,
разлитая вода, разбитые очки, оказавшиеся на
полу. В этих случаях позволяется переиграть
розыгрыш мяча. Но это правило не относится,
например, к неровностям стен и пола, деталям
дверных ручек, которые существовали до начала
игры.
Let не может быть принят после удара по
мячу, если игрок:
– продолжает игру;
– не был готов к приему подачи.
Главным условием получения разрешения
переиграть розыгрыш (Let принимается) является
прекращение игры до удара по мячу и четкое
обозначение помехи или препятствия дальнейшей
игре.
Основные термины
Knock-up – разминка перед матчем через
обмен ударами.
Service (подача) – удар, которым мяч
вводится в игру.
Hand out – потеря подачи.
Drive — движение мяча, при котором
мяч летит параллельно стене.
Cross court – движение мяча,
направленного из одной части корта в другую
после отскока от фронтальной стены.
Lob (свеча) – движение мяча по
высокой траектории, целью которого является
перекинуть мяч через соперника.
Volley – удар с лету.
Boast (рикошет) – удар о ближайшую
боковую стену с расчетом попадания во
фронтальную.
Reverse boast (обратный) – удар по мячу,
направленный в дальнюю боковую стену, с расчетом
попадания во фронтальную.
Drop shot – укороченный удар о
переднюю стенку.
Kill shot – сильный удар с целью
завершения розыгрыша.
Smash – удар из положения «над
головой». |