Модели организации профильного обучения
Предложенная ниже структура
позволяет выстроить единую систему общего
среднего образования в области физической
культуры, включающую в себя начальное, основное
общее, среднее (полное) общее и профильное
обучение, определить ориентиры на создание
условий для сохранения и укрепления здоровья
обучающихся, на увеличение объема времени,
отводимого на занятия физической культурой и
спортом. Прежде всего нужно определить модель
организации профильной школы, оптимальную для
условий данной школы или города.
1. Модель внутришкольной
профилизации
Общеобразовательное учреждение может
быть однопрофильным (реализовывать только один
избранный профиль) и многопрофильным
(организовать несколько профилей обучения).
В рамках внутришкольной профилизации
школа при наличии квалифицированного
педагогического персонала и учебно-материальной
базы может создавать профильные классы.
Например, педагогический,
физкультурно-педагогический,
спортивно-педагогический, оборонно-спортивный и
т.д.
В спортивно-педагогических классах
общеобразовательных школ наряду с физической
подготовкой учащихся происходит
целенаправленное накопление знаний о будущей
профессии и формирование
мотивационно-ценностного отношения к
педагогической профессии в области физической
культуры.
Решение о создании профильных классов
принимает учредитель – по представлению от
администрации и органа самоуправления школы. При
этом обязательным условием введения того или
иного профиля должно стать предварительное
изучение мнения старшеклассников и их родителей.
2. Модель сетевого взаимодействия
образовательных учреждений и организаций
В данной модели профильное обучение
учащихся старших классов в области физической
культуры осуществляется за счет
целенаправленного и организованного
привлечения и использования образовательных
ресурсов иных образовательных учреждений и
организаций. Оно может строиться в двух основных
вариантах.
Первый вариант связан с объединением
нескольких школ вокруг одной школы, обладающей
достаточным материальным и кадровым
потенциалом, способной стать «ресурсным
центром» для других школ. В этом случае каждая
школа обеспечивает преподавание в полном объеме
базовых учебных предметов и ту часть профильного
обучения (профильные предметы и элективные
курсы), которую она способна реализовать в рамках
своих возможностей. Остальную профильную
подготовку берет на себя «ресурсный центр».
Второй вариант основан на паритетной
кооперации школы с учреждениями дополнительного
образования, среднего и высшего
профессионального физкультурно-педагогического
образования.
В числе таких образовательных
учреждений могут быть:
общеобразовательные школы с
профильными классами (спортивные,
физкультурно-педагогические и т.д.);
педагогические лицеи, школы
спортивного профиля и др.;
ДЮСШ, ДЮКФП, центры детского
творчества и др.;
физкультурно-педагогические
колледжи, техникумы, УОР;
вузы физкультурного профиля,
педагогические вузы.
В своей совокупности они составят
образовательную сеть, ресурсный потенциал
которых можно будет в той или иной мере
использовать для последующего введения
профильного обучения в школе.
Данная образовательная модель
особенно актуальна в условиях создания
университетских комплексов.
Предложенный подход не исключает
возможности существования и дальнейшего
развития других образовательных моделей. Выбор
конкретной модели организации профильного
обучения определяется, прежде всего, ресурсами,
которыми располагает школа и ее партнеры,
муниципальная система образования в целом.
Анализ и изучение опыта работы
инновационных учебных заведений позволили нам
сделать некоторые обобщения, характеризующие
перспективные образовательные модели
учреждений в системе непрерывного
физкультурно-педагогического образования.
На наш взгляд, в целях формирования
единого образовательного пространства,
апробации новых моделей профильных
образовательных учреждений, реализующих
принципы преемственности и непрерывности
физкультурно-педагогического образования, для
особо мотивированных и физически одаренных
детей особенно актуальным становится создание
специального вида образовательных учреждений –
средней общеобразовательной школы спортивного
профиля и физкультурно-педагогического лицея.
Цель новых типов учебных заведений –
выявление и всестороннее развитие способностей
и склонностей каждого обучающегося, создание
условий для самореализации молодого человека
через физическую культуру и спорт, обеспечение
допрофессиональной подготовки учащихся,
проявивших способности к педагогической
деятельности в сфере физической культуры и
спорта.
В рамках экспериментального
исследования мы исходили из того, что общеобразовательная
школа спортивного профиля призвана стать
подлинно базовым звеном в непрерывном
профессиональном образовании в сфере физической
культуры. Функционирование школы спортивного
профиля, по нашему мнению, должно быть
направлено:
– на создание благоприятных
условий для разностороннего развития личности и
более полного удовлетворения образовательных
запросов и потребностей детей в формах получения
образования;
– на формирование общей культуры
личности учащихся на основе оптимального
сочетания среднего (полного) общего образования
с элементами профессиональной подготовки;
– на создание условий для развития
индивидуальных способностей обучающихся и
эффективной подготовки спортивного резерва из
числа физически одаренных детей;
– на формирование
мотивационно-ценностного отношения к профессии
и допрофессиональное образование учащихся в
области физической культуры в рамках профильной
дифференциации обучения;
– на повышение качества подготовки
выпускников в выбранных ими учебных предметах и
видах деятельности, разрешение проблем перехода
от одной ступени обучения к другой в системе
непрерывного физкультурного образования;
– на сохранение и укрепление
здоровья учащихся средствами физической
культуры, формирование
ценностно-ориентированного отношения к
физической культуре и спорту, внедрение
здорового образа жизни.
Физкультурно-педагогический лицей
– тип среднего общеобразовательного учреждения
повышенного уровня среднего общего образования,
спрофилированного на педагогическую
деятельность в сфере физической культуры и
спорта, обеспечивающий непрерывность общего и
профессионального образования.
Предназначение
физкультурно-педагогического лицея – выявление
и всестороннее развитие способностей и
склонностей каждого обучающегося, формирование
устойчивой профессиональной мотивации на
педагогическую профессию, обеспечение
допрофессиональной подготовки учащихся,
проявивших способности к педагогической
деятельности в сфере физической культуры.
Физкультурно-педагогический лицей
полностью реализует концепцию непрерывного
физкультурно-педагогического образования в
системе «лицей – вуз», обеспечивает
преемственность среднего общего и высшего
профессионального образования.
Предлагаемая нами Концепция
профильного обучения в области физической
культуры предполагает создание профильных и
лицейских классов с физкультурно-педагогическим
и спортивным уклоном во всех школах, обладающих
необходимой материально-спортивной базой и
квалифицированным педагогическим составом.
Последовательность перехода
традиционной школы в режим профильного обучения
Осуществление ориентации учащихся на
физкультурно-педагогический профиль возможно
еще в начальной школе, хотя обучение в этом
случае и не носит ярко выраженного профильного
характера. На первой и второй ступенях средней
школы ориентация на дальнейшее обучение в
классах спортивно-педагогического профиля
реализуется через уровневую дифференциацию,
поэтому в целом этап допрофессионального
образования в области физической культуры на
всех этапах обучения можно представить в
следующей структуре построения
учебно-воспитательного процесса:
Начальная школа (1–4-е классы) –
обучение строится на основе дифференциации
между классами по условиям обучения с учетом
физического развития и физической
подготовленности учащихся.
Цель – выявление и развитие
индивидуальных способностей детей. В связи с
этим осуществляется комплектование первых
классов по уровню физической подготовленности
обучающихся.
Целью физкультурного образования на
первой ступени обучения является физическое
развитие личности школьников, укрепление их
здоровья, формирование потребностей учеников в
регулярных занятиях физической культурой и
спортом.
В качестве основных задач по
реализации данной цели выступают:
освоение учащимися доступных им
знаний в области физической культуры;
формирование жизненно важных
двигательных умений и навыков, закрепление и
совершенствование их в процессе учебной
деятельности; освоение доступных форм техники
физических упражнений и отдельных видов спорта;
содействие гармоническому
формированию растущего организма, укреплению
здоровья, всестороннему развитию двигательных
способностей;
разносторонняя физическая
подготовка детей и формирование стойкого
интереса к занятиям физической культурой;
формирование моральных и волевых
качеств, привитие навыков культурного поведения.
Основная школа (5–9-е классы) – обучение
строится на основе внутренней дифференциации по
условиям обучения и образовательным целям с
учетом спортивных интересов учащихся.
Цель – развитие интереса к
педагогической профессии на уроках физической
культуры и через различные формы
дополнительного образования.
Целью общего образования в области
физической культуры на второй ступени обучения
является всестороннее развитие способностей и
склонностей каждого обучающегося, повышение
уровня физической подготовленности и спортивных
результатов с учетом индивидуальных
особенностей, формирование
ценностно-ориентированного отношения к
физической культуре и спорту, внедрение
спортивного стиля жизни.
Реализация данной цели предполагает
решение следующих задач:
освоение комплекса
систематизированных знаний по истории
физической культуры, о функциональной
направленности занятий физической культурой и
спортом для укрепления здоровья, развития
двигательных способностей, повышения
спортивного мастерства; о роли и значении
занятий физической культурой и спортом в
подготовке к профессиональной деятельности и
формировании здорового образа жизни;
укрепление здоровья и разностороннее
физическое развитие подростков средствами
базовых видов спорта;
повышение общей и специальной
физической подготовленности, развитие
индивидуальных двигательных способностей с
целью достижения спортивных успехов в
соответствии с возрастом и полом;
создание прочного фундамента
технической подготовленности, соответствующей
специфике избранного вида спорта, и постепенный
переход к целенаправленной подготовке в
избранном виде спорта;
формирование устойчивого интереса к
целенаправленной спортивной тренировке и
овладение навыками соревновательной
деятельности по одному из базовых видов спорта;
ознакомление с основными видами
деятельности учителя физической культуры и
тренера по выбранному виду спорта, особенностями
организации и проведения занятий физическими
упражнениями и спортивных соревнований с
учащимися разных возрастных групп.
В этих классах, кроме классно-урочной
системы обучения, вводится групповая система
(комплектование учебно-тренировочных групп по
уровню физической подготовленности и спортивным
интересам учащихся).
Старшая школа (10–11-е классы) –
обучение строится на основе профильной
дифференциации по образовательным целям.
Профильное обучение реализуется в гомогенных
группах учащихся, сформированных по принципу их
профессиональной ориентации.
Старшая ступень общего образования
является тем важнейшим звеном в системе
непрерывного физкультурно-педагогического
образования, которое связывает, с одной стороны,
основную школу, с другой – профильную и
профессиональное образование.
Содержание образования в 10–11-х
классах является личностно-значимым для каждого
учащегося. При этом профильная составляющая
образования не поглощает базовую часть, а
является вариативной (дополнительной) и
расширяет сферу применимости общего образования
к профилю обучения, связывает общее образование
и профессиональное.
Физкультурное образование
обучающихся в 10–11-х классах направлено на
достижение следующих целей:
формирование стойкого интереса к
профессиональной деятельности специалиста по
физической культуре, ознакомление с основными
формами и видами его педагогической
деятельности;
освоение основ теории и методики
обучения двигательным действиям и развития
физических качеств, формирование начальных
педагогических умений и навыков;
закрепление навыков организации и
проведения самостоятельных занятий по развитию
основных двигательных способностей и
совершенствованию техники двигательных
действий;
повышение уровня индивидуальной
физической, технической подготовленности и
спортивных результатов в избранном виде спорта;
воспитание личностно значимых
качеств социальной адаптации, культуры
поведения в коллективном общении и
взаимодействии; умения адекватно оценивать
индивидуальные возможности и способности в
сфере физической культуры и спорта.
Ильдар ЛАТЫПОВ,
к.п.н., РГУФК
Москва |