Обучение футболу в разных странах
Система детско-юношеского футбола в
Германии
По мнению тренера футбольной школы ФК
«Айнтрахт» (Германия, Франкфурт-на-Майне) Игоря
Симонова, немецкая система подготовки
футболистов функционирует как единый комплекс
на основе разработанной специальной программы
развития детско-юношеского футбола
(«Футбол-Профи», 2005). Она включает в себя группы,
работающие под эгидой Федерации, футбольные
школы, работающие под эгидой профессиональных
клубов, а также группы подготовки
профессиональных клубов. Реализация Программы
развития детско-юношеского футбола началась с
того, что по всем 16 землям Германии были отобраны
387 полей для тренировок юных футболистов. В
группы, работающие по программе Федерации,
набираются дети с 10–12-летнего возраста. В
младших группах занимается не более 15 человек.
Тренировки проводятся по понедельникам и
начинаются для младших (10–12-летних) в 17.00, для
старших (13–16-летних) – в 18.30.
Принятые в группу юные футболисты
должны проживать не далее чем в 25 километрах от
места, где проходят занятия. Тренировки в каждой
группе проводят три тренера, имеющие специальные
лицензии национальной Федерации футбола. Они
работают без разделения на старшего и
помощников, обладают абсолютно равными
полномочиями. Каждую неделю один из тренеров
группы представляет свою программу занятий,
согласующуюся в основных положениях с
методиками, разработанными Федерацией.
Долгосрочные программы учебно-тренировочного
процесса, по которым работают тренеры групп,
предоставляются Федерацией футбола. Тренеры
ежемесячно готовят Федерации отчет о своей
работе, в котором выставляют оценки каждому
занимающемуся, анализируют «плюсы» и «минусы» в
технической и тактической подготовке каждого
ученика.
Динамику развития юного футболиста
отслеживают по тестам, проводимым два раза в год.
Под более пристальным контролем Федерации
футбола Германии находятся ребята от 12 (U-12) до 16
(U-16) лет. Для каждой возрастной группы расписаны и
регламентированы формы проведения занятий. В
обязательную программу обучения входят: 10
специальных тренировок для вратарей; 10
специальных тренировок от Федерации; 2
тестирования спортивными специалистами
(сотрудниками спортивных институтов). В Германии
есть специализированная фирма, которая
занимается разработкой и проведением тестов по
всем командам, включая профессиональные, для
чего привлекаются сотрудники спортивных
институтов земель и округов.
Важная составляющая комплексной
системы подготовки футбольной смены в Германии
– футбольные школы, которые, как правило,
организуют бывшие футболисты «с именем» под
эгидой профессиональных клубов. Дети обеспечены
всем необходимым для тренировочных занятий: на
каждого по мячу, всевозможный тренировочный
инвентарь, питание, освежающие напитки от
спонсоров школы, в числе которых могут быть не
только фирмы, финансирующие главную команду.
Можно сказать, что тренировочные поля для детей
ни в чем не уступают таким же газонам для
взрослых команд.
В группах занимаются дети от 7 до 14 лет.
Каждая тренировка рассчитана на полтора часа.
Все занимающиеся разбиты по возрастам –
7–8-летние, 9–10-летние, 11–12-летние и 13–14-летние.
Во время каждой тренировки дети разделяются на
четыре группы по видам упражнений:
1) развитие координации;
2) отработка технических приемов;
3) удары по воротам;
4) моделирование игровых ситуаций.
Схема занятий такова. На утренней
тренировке, к примеру, самые младшие первые 45
минут занимаются развитием координации, а
9–10-летние – отработкой технических приемов.
Вторую половину тренировки они меняются видами
упражнений. Та же схема и у старших. Одни
занимаются 45 минут ударами по воротам, другие –
моделированием игровых ситуаций. На вторые 45
минут они меняются упражнениями. За весь
недельный цикл каждая возрастная группа по
несколько раз занимается каждым видом
упражнений. С каждой группой работают два
тренера. В основном это бывшие футболисты.
Кстати, этому моменту уделяется очень большое
внимание: при прочих равных условиях на
должность тренера будет принят бывший футболист.
При школе имеется еще и академия, в которую
отбирают лучших детей по возрастным категориям
8–10 и 11–12 лет. В академии тренировки проходят три
раза в неделю.
Возрастная группа U-12
Основная направленность
учебно-тренировочного процесса:
1. Дриблинг, обманные движения
корпусом, финты.
2. Основы командной игры (передачи, прием мяча,
открывания).
3. Игры на укороченных полях.
Контрольные игры: полгода в формате
«7ґ7» между собой, следующие полгода – «11ґ11» с
командами других районов.
Возрастная группа U-13
Основная направленность
учебно-тренировочного процесса:
1. Освоение разминочной программы –
развитие координации, упражнения для вратарей,
развитие прыгучести.
2. Основы тактики – контроль защитником
перемещений мяча и партнеров при игре «1 в 1», «2 в
2», «3 в 3», «4 в 4», обучение зонной обороне при
четырех защитниках.
3. Открывания, «предложение» игроков атаки
«под пас» партнера.
Контрольные игры – в формате «11ґ11» с
командами других населенных пунктов района.
Базовая тактическая расстановка игроков – 3–4–3.
Должно практиковаться участие в окружных
турнирах, матчи против команд частных школ. Для
U-12 и U-13 в зимнюю паузу – участие в турнирах в
закрытых помещениях.
Возрастная группа U-14
Основная направленность
учебно-тренировочного процесса:
1. Закрепление разминочной
программы – техника и координация, упражнения
для вратарей, развитие прыгучести.
2. Современная игра в обороне (полгода) –
зонная игра в четыре защитника, контратаки,
первый пас из глубины, быстрый переход в защиту
после потери мяча, отработка тактического
элемента «игроки за линией мяча».
Контрольные игры – в формате «11ґ11» с
командами других населенных пунктов района.
Базовая тактическая расстановка игроков –
4–4–2.
Возрастная группа U-15
Основная направленность
учебно-тренировочного процесса:
1. Дальнейшее закрепление
разминочной программы – техника и координация,
упражнения для вратарей, развитие прыгучести.
2. Современная игра в обороне –
взаимопонимание линий защиты и полузащиты,
отработка действий защитников в игровых связках,
быстрая и надежная игра в обороне.
3. Созидательная игра – организация атак через
фланги, различные варианты комбинационной игры,
подключение к атакам игроков обороны и
полузащиты, игра в пас, перекрестные перемещения
в центральной зоне атаки.
Контрольные игры – в формате «11ґ11» с
командами других населенных пунктов района.
Базовые тактические расстановки игроков – 4–4–2,
4–3–3.
Возрастная группа U-16
Основная направленность
учебно-тренировочного процесса:
1. Разминочная программа – техника и
координация, разминка вратарей, развитие
прыгучести.
2. Тренировки с высоким игровым темпом.
3. Целевые тренировки игровых ситуаций.
4. Командная тактика в тренировочных занятиях
– организация игры при быстрых перемещениях
соперника, действия защитников в игровых
связках, сдерживание атак соперника, игра на
контратаках.
Контрольные игры – в формате «11ґ11» с
командами других населенных пунктов района.
Тактическая расстановка игроков – 4–4–2, 4–3–3.
Тренировки по программе Федерации завершаются
группами 16-летних. Наиболее одаренных юношей
просматривают тренеры групп подготовки команд
различных бундеслиг.
Принципы подготовки юных футболистов
в Азии
Юношеская политика
Принципы АФК по юношескому развитию
включают в себя:
Массовость.
Отсутствие дискриминации.
Честная игра.
Футбол – в радость.
Футбол как школа жизни.
Постепенное развитие игрока через
специальные возрастные программы.
Тренировки под наблюдением
квалифицированного персонала.
Возрастные группы (АФК/Международные
возрастные группы).
Постепенное развитие игрока через
специальные возрастные программы.
Возрастные группы.
Регламент.
Хороший менеджмент.
Взаимоотношения и групповая работа.
Футбол начинается в школе.
Изучение.
Основные принципы развития игрока
Индивидуальное развитие игрока
является основной целью на всех этапах.
На конечном этапе становится более
важным определение уровня развития (в АФК – до 15
лет, чемпионат мира ФИФА – до 17 лет и т.п.).
Тренеры должны оценить развитие
игроков, основываясь на их игре, а не на
результате матча или турнира.
Работа юношеских тренеров также не
должна оцениваться на основе результатов в
турнирах под их управлением. Они должны быть
оценены по результатам выступлений команды и
отдельных игроков.
Этап 1 – получение наслаждения игрой
(6–10 лет)
Дети вплоть до 9 лет приобретают
основные способности через игровые и обучающие
физические упражнения. Они должны быть более
разнообразны.
Характеристики игрока:
Советы тренеру:
Способствовать получению
наслаждения.
Давать только существенные
инструкции и основные правила.
Быть примером, образцом.
Никогда не копировать тренировки для
взрослых, даже отдельные упражнения.
Этап 2 – начальный (11–13 лет)
«Золотые годы для учебы» – развитие
умений у юных футболистов.
Фундаментальные умения владения
мячом.
Характеристики игрока:
Советы тренеру:
Чаще использовать похвалу, делать
акцент на то, что получается лучше.
Давать четкие объяснения.
Работать на развитие техники, умений.
Демонстрировать выполнение приемов.
Обучать систематически.
Давать простор для творчества.
Помогать юным спортсменам учиться на
своих ошибках.
Этап 3 – этап формации (14–16 лет)
Подростки в этом возрасте испытывают
значимые биологические изменения (медицинский
контроль за физическим, психологическим и
эмоциональным состоянием). Понимание этих
изменений и помощь игрокам приводит к успехам.
Этап 4 – заключительный (17–20 лет)
Игроки учатся быть независимыми и
ответственными за свое собственное поведение и
решения. Все должны оказать им поддержку.
Характеристики игрока
Советы тренеру:
Помочь обрести независимость.
Содействовать в решении проблемы.
Формировать индивидуальную и
групповую тактику на высокой скорости.
Проводить позиционные тренировки.
Разнообразить командную тактику.
Организовывать индивидуальные
занятия.
Работать над слабыми сторонами
каждого игрока.
Почему в 16-миллионной Голландии растет
такое большое количество классных футболистов?
1. В Голландии футболист не может в
одном сезоне закончить играть, а уже в другом
работать в статусе тренера в клубе. Получение
лицензии занимает шесть лет. Поблажки делают
только для тех, кто сыграл за сборную свыше 40
матчей или имеет внушительные международные
достижения на клубном уровне. Все остальные
включаются в долгий и качественный процесс
подготовки. После первого года обучения тренер
может работать с детскими командами, после
второго – с юношескими, после третьего – быть
ассистентом во взрослых. Потом два года практики,
и только после этого можно поступить на
последний курс, чтобы получить лицензию самого
высокого уровня. Таким образом, формирование
тренера проводится на очень качественном уровне.
Длительность обучения связана с тем, что
преподают не только чисто футбольные предметы
или физиологию, но даже правила поведения в
стрессовой ситуации или общения с прессой.
Широта тренерского образования в дальнейшем
воплощается в квалификацию его воспитанников.
2. В Голландии придерживаются
правила: тренер для игроков, а не игроки для
тренера. Это часто подтверждалось на самом
высоком уровне. Федерация футбола Голландии в
своей истории неоднократно шла на поводу, как
сказали бы у нас, у ключевых игроков сборной и
меняла тренера. Не подавлять личность, а
развивать ее! Вся ставка делается на развитие
яркой индивидуальности. Здесь тренер не может
себе позволить оскорбить игрока. Даже
тренировочные задания игрокам дают не приказным
тоном, а поясняют, какой цели они служат и какой
эффект дают. Думающие, развитые личности всегда
сильнее покорных исполнителей. Ведь именно они
делают своих тренеров плохими или хорошими.
3. Идеальные условия для занятий:
поля, экипировка, медицинское обеспечение.
Маленькие дети первое время играют более удобным
для них маленьким мячом (раза в полтора меньше
обычного).
4. Очень большой объем отборочной
работы. Детей набирают с 7 лет. Например, в 2005 году
в футбольную академию «Аякса» De Toekomst («Будущее»)
из 1100 детей, приехавших на набор, в академию был
принят лишь один. А в остальном комплектование De
Toekomst ведется посредством скаутинга. Основной
территорией поиска в «Аяксе» назначен радиус в 60
километров от академии – это максимальное
расстояние, позволяющее детям совмещать занятия
в академии с обычной жизнью. По мнению директора
аяксовской академии Йон ван ден Брома, все дети
должны жить с родителями и учиться в обычных
школах. Интернат он считает неэффективным. Жить в
таком инкубаторе для детей – слишком сильный
стресс, это противоестественно. Даже детей из-за
границы селят в амстердамские семьи. Помимо
тренеров и врачей, в штат De Toekomst входят учителя,
которые после тренировок помогают детям делать
домашние задания. В среднем 8 из 10 выпускников
этой академии становятся профессиональными
футболистами.
5. Наличие общей постановки задачи. У
тренеров и скаутов могут быть разные
предпочтения в футболе, но ключевые критерии
едины, что позволяет клубной структуре работать
с высокой эффективностью. Важнейшие направления
развития игроков зашифрованы как «TIPS» – то есть
«техника, интуиция, индивидуальность, скорость».
Этим направлениям отдают предпочтение.
6. Если обобщить слагаемые успеха
фантастического КПД работы юношеских академий,
то зачастую к ним в Голландии относят усердие и
рациональность. Покупать дорогих футболистов за
счет средств от продажи природных ресурсов нет
возможности – приходится растить самим.
7. В Голландии каждый год мальчик
занимается у нового тренера. В этой ситуации его
воспитывает не один тренер, как у нас (с 7 лет и до
выпуска), а система в целом.
Андрей ПОЛОЗОВ
г. Екатеринбург |