Главный критерий – работа в течение
года
Каждый год, когда приходит пора выбора
экзаменов, которые учащиеся будут сдавать по
итогам года, у меня возникает двойственное
чувство. С одной стороны, я радуюсь, если среди
моих учеников есть по-настоящему увлеченные
спортом, для которых урок физкультуры имеет
какой-то смысл. С другой, у меня всякий раз
возникает желание не допускать до экзамена тех,
кто ленится, пропускает занятия. В вузах,
например, несданный зачет лишает допускает к
сдаче экзаменов.
Не единичны случаи, когда ученик
согласен на все «тройки», лишь бы ничего не
сдавать. Но сдавать надо, и вот тут слышишь:
«Пусть хоть физкультуру сдаст». Ну пусть сдаст.
Только как его оценивать, если надо выставить
отметку за год? И что я как педагог должен
поставить в одном случае лентяю, выполнившему на
экзамене норматив, а в другом – ответственному
ученику, который работал целый год по своим
возможностям, но в силу каких-то физических
особенностей уложился лишь в норматив,
соответствующий «тройке»?
Конечно, за долгие годы работы личная
позиция к оцениванию выработана, для меня она,
например, более определенна в работе с детьми
основных групп здоровья.
Что касается оценивания и сдачи
экзамена по физкультуре учащимися
подготовительной группы и особенно специальной
медицинской, здесь, как мне кажется, единого
мнения нет. Конечно, наилучшим будет решение,
которое устраивает и администрацию школы, и
преподавателей.
Учащиеся специальной медицинской
группы, желающие заниматься физкультурой, – это
группа риска. В работе с ними должны быть
соблюдены все правила, начиная от отбора по
показаниям конкретного заболевания до освоения
специальных программ при помощи учителей,
прошедших целенаправленную переподготовку. В
нашей школе таких преподавателей нет.
Имея опыт работы, определенные знания,
разработки, можно составить программу для
занятий на основе несложных общеразвивающих
упражнений. Чаще именно так учителя и поступают.
Но освоение специальной программы, я убежден,
должно проводиться под контролем преподавателя,
который прошел курс подготовки для работы с этой
категорией учащихся и сумеет при необходимости
внести коррективы в ход занятий. При этом он
несет полную ответственность и за физическое
состояние ученика, которое у него будет после
урока.
Теперь о том, как я поступлю, если
учащемуся специальной медицинской группы нужна
отметка. Если ученик занимается в течение всего
года, четко представляет себе свои проблемы,
может решать и решает их с помощью физических
упражнений на уроке, я скажу, что такое отношение
к предмету, а самое главное, к себе, заслуживает
высокой оценки, и поставлю ее. Это, пожалуй, та
единственная ситуация, когда учащегося этой
группы я бы допустил до экзамена с защитой
собственной программы.
Во всех других можно поставить как
зачет, так и ту или иную положительную отметку,
опять же исходя из работы ученика в течение года.
Единого подхода к этому вопросу нет и в
тех документах, которыми учителя физкультуры
руководствуются. Например, в «Методических
рекомендациях для проведения экзамена (по
выбору) по предмету «Физическая культура» среди
обучающихся общеобразовательных школ г. Москвы в
2002–2003 учебном году» за подписью Ю.П. Пузыря
написано, что «к экзамену по физической культуре
(по выбору) учащиеся, отнесенные по состоянию
здоровья к подготовительной и специальной
медицинской группам, не допускаются. Итоговая
оценка этой группе учащихся выставляется по
результатам годовой аттестации. Учащимся,
освобожденным от занятий физической культурой,
итоговая оценка не ставится, и данный предмет в
аттестате не указывается».
В письме Минобразования РФ от 31.10.2003 г.
за подписью А.В. Баранникова говорится
обратное: «…выпускники общеобразовательных
учреждений могут участвовать в итоговой
аттестации по физической культуре, проводимой
как экзамен по выбору».
И я согласен – право выбора должно
оставаться за учеником, но при одном условии: что
он трудился для этого экзамена в течение года.
Но для учителя важно «не навредить»,
работая с ребенком, который по медицинскому
заключению освобожден от физкультуры. Поэтому он
должен информировать родителей о желании их
ребенка заниматься физкультурой, а сам –
ознакомиться с медицинским заключением, чтобы
подобрать соответствующую программу.
Но среди учащихся специальной
медицинской группы наверняка будут и такие, кто
по состоянию здоровья все-таки не занимался
физкультурой. Таким учащимся «освобождение»
будет внесено в графу итоговой аттестации по
физкультуре.
Станислав ПАЛЕХА,
учитель физкультуры школы № 771
Москва |