Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2006

УЧИТЕЛЬ

 

Спорт учебе не помеха

Сергей Иванович Панов, в прошлом – учитель физкультуры с 23-летним стажем, сегодня работает директором ДЮК физической подготовки. Он всегда совмещал работу учителя и тренера и уверен, что это – необходимый союз двух профессий. Тренер приносит свои интересные мысли, свой опыт в учебный процесс, и тогда физкультура становится для детей радужной, интересной.

Работать в школу пришел сразу после армии, полный энергии и сил. Мечтал дать почувствовать своим ученикам радость спортивных побед – какой же тренер об этом не мечтает? А еще решил, что вырастит своих учеников гармоничными людьми, способными многого добиться в жизни – какой учитель к этому не стремится?

Сам Сергей Иванович научился плавать поздно, из-за чего в детстве очень переживал. Вывод? Его ученики обязательно должны уметь плавать, и он их научит. А еще ему всегда было обидно, когда кто-то говорил о спортсменах: «Сила есть – ума не надо», – и он решил сделать все, чтобы его ученики стали не только самыми сильными в школе, но и самыми умными и никогда не чувствовали себя ущемленными в интеллектуальной сфере.

А повод для переживаний у многих изначально был. Как и во многих других школах России, первоклашек, с которыми и стал работать Сергей Иванович, разделили на три класса: два «интеллектуальных» (один обучали по программе Занкова, второй – по программе Эльконина-Давыдова), а третий…

Нет, этот класс сначала никто не называл спортивным. Просто всем было понятно, что туда попали дети, не отобранные в «сильные» классы «развивающего обучения». И тогда учитель предложил – детям, родителям, администрации – сделать третий класс спортивным, пообещав приложить все свои силы для того, чтобы ученики этого класса были всесторонне развиты. С его предложением согласились, и на протяжении 10 лет ребята занимались физкультурой у Сергея Ивановича на уроках и спортом – в лыжной секции, а родители, администрация и коллеги помогали и ему и его ученикам. Результат: 6 золотых медалистов в «спортивном» классе…

Уроки… после уроков

Лыжные гонки – это узкая спортивная специализация. Но настоящий спортсмен (и любой человек) должен быть развит всесторонне. Спортивные игры – баскетбол, волейбол, футбол – развивают координацию движений, пространственное мышление, умение работать в команде. Гимнастика дает человеку свободу движений. Плавание учит правильно дышать. Каждый вид спорта дает человеку определенные навыки, нужные для жизни.

Все три класса занимались физкультурой в рамках общеобразовательной школы по одной программе, разработанной учителем. В младших классах два урока в неделю финансировались за счет школы (уроки физической культуры), а два – за счет учреждений дополнительного образования (посещение бассейна). Кроме того, по субботам-воскресеньям все классы периодически ходили в походы, лыжные и пешие, катались на коньках.

Когда ребята повзрослели и перешли в старшую школу, был открыт эксперимент.

Занятия физкультурой 10-х классов одной параллели (это была очень большая школа) вынесли за сетку общего расписания и предложили всем выбрать ту группу, в которой ребенок будет чувствовать себя наиболее комфортно. Объем нагрузки в группах определялся уровнем подготовки детей.

Статья опубликована при поддержке центра по обучению языкам в формате тренинга "Свобоda слова". Иностранные языки для взрослых и детей - разговорный интенсив, деловой английский, для начинающих, корпоративный, индивидуальный, а также онлайн. Высококвалифицированные преподаватели, подбор курса в зависимости от уровня знаний, доступные цены, удобное расположение. Узнать подробную информацию о центре, посмотреть список доступных курсов, цены и контакты Вы сможете на сайте: www.lingvo-svoboda.ru/blog/temy-po-angliyskomu-yaz.

«Физкультура, которой приходится заниматься между другими уроками, вызывает массу проблем. Наши школы, к сожалению, не могут обеспечить нормальные условия для уроков, оборудовать хорошие раздевалки, дать возможность принять душ. Дети от этого страдают: пришли, позанимались, вспотели... звенит звонок, и они идут на другие уроки – потные, перевозбужденные. Дети, естественно, становятся менее внимательными, при этом нервничают и они, и учителя. А потом ребята получают двойки, простужаются, и все уверены, что все эти беды только из-за физкультуры. Я считаю, что, ставя учеников в такое положение, мы сами дискредитируем свой предмет. Когда ребенок идет целенаправленно на физкультуру (после того как закончились остальные уроки), он одевается соответственно, не загружен тем, что ему нужно после этого идти на другой предмет, о котором нужно думать. Кроме того, многоуровневая система, которую мне удалось внедрить в школе, возможна только вне общего расписания – дети на занятия приходят не классами, где, естественно, все разного уровня, а равноуровневыми группами», – так считает Сергей Иванович. С его позицией можно спорить. Например, многие педагоги считают, что дети после уроков просто-напросто не придут на занятия. Скорее всего, дело не в том, когда назначать занятия, а что на них делать. Если ребятам нравится, они придут заниматься в любое время. Когда же детям на уроках плохо, скучно, неинтересно, они сделают все, чтобы их не посещать. А вот прогуливать действительно проще «после уроков»: никто тебя не видит, от родителей можно записку принести или справкой запастись. У Сергея Ивановича Панова все три класса с удовольствием занимались физкультурой, а один класс еще продолжал тренироваться в лыжной секции.

Выбор, а не отбор

Итак, ученикам одной параллели разрешили заниматься физкультурой в соответствии со своим уровнем физической подготовки и организовали для них такую возможность. Распределения по группам не было: каждый выбрал сам тот коллектив, в котором ему было комфортнее заниматься.

И это, пожалуй, еще один принципиальный момент. Если бы ребят протестировали и определили в конкретные места для занятий педагоги, у многих могло бы возникнуть желание сменить группу, у детей появилось бы чувство дискомфорта, раздражения. Именно такие ситуации часто возникают в школах, в которых создают так называемые классы выравнивания, куда учителя отсылают тех, кто по каким-то причинам не справляется со школьной программой.

Если же детям предоставить возможность выбирать самим, где они хотят заниматься, таких конфликтов не бывает.

Спорт или физкультура?

Лишь на первый взгляд кажется, что система, организованная Сергеем Ивановичем Пановым, является разновидностью «спортизации» обучения в школе. В томской школе дети продолжали заниматься физкультурой, каждый на уровне своих возможностей, а те, кто хотел, посещали еще и спортивные секции.

«Отказываться в школе от уроков физкультуры ни в коем случае нельзя, потому что наши дети находятся под влиянием родителей, а те, к сожалению, уверены, что спорт существует только для отдельных, особенных людей. Дело в том, что у нас в стране часто путают понятия «физкультура» и «спорт». Люди думают, что физкультура – это сумасшедшие нагрузки, и боятся им подвергать своих детей. Именно поэтому родители предпочитают пойти в больницу, взять справку и освободить детей от этих вымышленных физических перегрузок. Но страдания-то начинаются именно оттого, что ребенок, плохо развитый физически, чувствует дискомфорт в жизни.

На самом деле, устойчивый физический навык получить гораздо сложнее, чем в любой другой учебной сфере. Выучить стихотворение можно за час-полтора. За это можно получить не только отметку, но и всеобщее уважение. А чтобы сыграть на волейбольной или на баскетбольной площадке, нужно год-полтора как минимум. Ни за день, ни за месяц ты никакого весомого результата не получишь. Это не понимают обыватели и инстинктивно выбирают для детей то, что считают более приемлемым, простым, выгодным. Они не понимают, что спорт – это всестороннее развитие.

Пока дети не научатся получать удовольствие от физической нагрузки, они не смогут выбирать осознанно спортивные секции и диктовать родителям условия своего физического развития. Чтобы такая мотивация возникла, с ребенком должен поработать специалист. Без предварительной работы дети не пойдут на тренировки по одной простой причине: потому что родители их туда не приведут, а скорее выберут художественную школу, изучение языков, что-нибудь более современное, модное, чем спорт. Выбор же осуществляется только на базе собственного опыта, тогда, когда появляется потребность в занятиях спортом», – объясняет Сергей Иванович.

Послесловие

К чему же привела эта работа? Спортивный класс Сергей Иванович вел вплоть до выпуска, а в среднем звене его жена, Светлана Витальевна Панова, преподаватель русского языка и литературы, стала классным руководителем этого класса.

Результату удивлялись все. В школе, которая расположена далеко от леса, в одном классе выросли два мастера спорта по лыжным гонкам, 5 кандидатов в мастера спорта. За годы учебы именно этот класс завоевывал массу медалей и по другим видам спорта: по волейболу, плаванию, баскетболу, ребята побеждали и в кроссе, и в стрельбе. Напомним, что медали у учеников были не только спортивные, но и за учебу. Всесторонняя физическая подготовка сделала их мобильными, готовыми приспособиться к разным задачам, которые ставила перед ними жизнь.

Школу закончили 25 учеников, а в гости к своим учителям собираются уже по 50 человек. Сергей Иванович улыбается: «У нас 16 внуков: 8 мальчиков, 8 девочек. Меня и мою супругу они называют деда и баба».

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Рейтинг@Mail.ru