Слагаемые физической
культуры
Итак, похоже, не за горами время
введения в общеобразовательных школах еще
одного учебного курса: теория физической
культуры. Большинство учителей активно
поддерживают эту идею. Они уверены, что если
ребятам дать информацию о закономерностях
развития и тренировки организма, а потом
спросить об этом на экзаменах (теоретические
экзамены по физкультуре, как известно, были
введены задолго до такого курса), то дети будут не
только знать необходимые законы, но и уметь
применять их на практике.
Идея обучения теоретическим знаниям в
ходе практических занятий (обычных уроков
физкультуры) себя не оправдала. Насколько же
логично введение специального теоретического
курса? Наши дети занимаются одновременно русским
языком и литературой, математикой и физикой,
историей и иностранными языками… Почти все
школьные курсы построены на теоретической
информации, последовательно изложенной в
учебниках. Знают ли ребята все эти предметы?
Вопрос риторический. Они «сдают» экзамены и, если
с этими предметами не связана их профессия,
быстро забывают все пройденное. Убедиться в этом
просто. Стоит прийти в 10-й или 11-й класс на любой
урок. Думаю, вас сильно удивит собственная
забывчивость. Ведь когда вы учились в школе, вы
все это знали! Или вам казалось, что знали, –
отметки, во всяком случае, получали вполне
приличные. Но потом не было желания заниматься
этими вещами, читать умные книжки, да и времени
всегда не хватало…
Никто не спорит с тем, что каждый
человек должен понимать необходимость занятий
физкультурой и спортом для поддержания не только
физической активности, но и общего здоровья,
уметь выбирать нагрузку, адекватную своим
возможностям. Но можно ли этому научить ребят,
организовав для них теоретические занятия и
экзамены?
Тем не менее, действительность такова:
экзамены приближаются, а времени на подготовку к
теоретическому курсу в школьной программе не
отведено. Как быть? Во время консультации всего,
что нужно, ребятам не расскажешь, а на экзамен они
должны прийти подготовленными. Именно поэтому
сегодня мы начинаем публиковать примерные
ответы на вопросы теоретического курса экзамена
по физической культуре для 11-го класса (материал
будет публиковаться в трех ближайших номерах).
Конечно, никто не сомневается, что изложенная там
информация не нова для учителя физкультуры. Но
данную публикацию можно использовать по-другому,
например, вывесив ксерокопии этих страниц около
спортивного зала на стенде «Готовимся к
экзамену». Подобные материалы для 9-го класса и
для экзамена по курсу ОБЖ мы планируем
напечатать в следующем году.
Вместе с этим мы продолжаем дискуссию
о содержании образования предмета «Физическая
культура». Вашему вниманию предлагается статья
Ильдара Латыпова, который обосновывает
необходимость введения такого курса, причем с
начальной школы. Согласятся ли с ним наши
читатели? Мы приглашаем всех к продолжению этого
важного разговора в рубрике «Дискуссионный
клуб».
А чтобы он был более содержательным, мы
планируем в одном из летних, тематических,
номеров опубликовать выдержки из европейского
(норвежского) учебника по физкультуре для
старшеклассников. Читая его, каждый сможет
сравнить, что именно понимается в России под
теоретическими знаниями, а что понимают под этим
норвежские ученые и учителя. И еще раз подумать
не только о том, чему нужно учить на уроках
физкультуры, но и как это делать, чтобы наша
молодежь выбирала спорт и здоровый образ жизни.
|