Чтобы дети хотели учиться
Одной из самых важных проблем
современной школы является формирование у
учащихся положительной мотивации к обучению, в
результате которой они смогли бы как под
руководством учителя, так и самостоятельно
осуществлять доступную им деятельность. Как
организовать процесс физического воспитания,
приносящий удовольствие детям и формирующий
готовность школьников к самостоятельной
деятельности по физической культуре, – вот
вопрос, волнующий исследователей не только в
нашей стране, но и за рубежом.
С целью информационного обеспечения
управления самостоятельной учебной
деятельностью школьников на уроках физической
культуры методом анкетирования изучались
мотивационная сфера учащихся первых (111 человек)
и вторых (114 человек) классов. Интервьюирование
проводилось в третьей четверти учебного года.
Анкеты для первоклассников содержали 5
вопросов, а для второклассников – 18 и не имели
вариантов ответа на поставленный вопрос.
Второклассникам предлагалось прочитать
незаконченные предложения, самостоятельно
дополнить, закончить их первой пришедшей в
голову мыслью; школьники могли давать несколько
вариантов ответа на один вопрос.
Так думают дети
Как учебный предмет физическая
культура нравится 45,9% первоклассников, что
свидетельствует о несформированности должного
интереса к предмету. Как и следовало ожидать,
подавляющему большинству школьников второго
класса «заниматься физкультурой»: «очень
нравится» – 12,86% опрошенных, «нравится» – 71,1%,
«хочется» – 11,4%, т.е. у 95,4% детей – высокий
рейтинг предмета «физическая культура». Для 4,6%
данный предмет не имеет существенного значения.
99,1% первоклассников нравится
заниматься физическими упражнениями, при этом
играть на уроках физкультуры нравится всем
детям.
За последние 10 лет интерес младших
школьников к средствам физического воспитания
не претерпел существенных изменений. По данным
специалистов, самой популярной у детей была игра,
на втором месте – бег, на третьем месте – прыжки,
метания.
«Урок физкультуры нужен для того,
чтобы»: «быть здоровым» – 38,6%, «быть сильным» –
32,9%, «развивать мышцы, тело» – 7,2%, «укреплять
силы, здоровье» – 5,3%, «быть крепким» – 4,3%, «не
болеть» – 5,1%, «иметь силу» – 3,6%, а также «быть
красивой», «стройной», «быть в хорошей форме»,
«быть гибким», «не толстеть», «защищаться»,
«организм был здоров», «было хорошее здоровье»,
«быть в хорошей форме», «поддерживать свои
жизненные силы» и т.д. Эти высказывания
свидетельствуют, что второклассники имеют
достаточные знания о влиянии двигательной
активности на организм человека и только от
взрослых зависит реализация данных знаний в
умения и навыки.
Школьники четко представляют, что «на
уроке физкультуры я должен»: «заниматься
физкультурой» – 36,2%, «слушать учителя» – 15,9%,
«выполнять задания учителя» – 4,3%, «работать
сильно, в полную силу» – 5,7%, «делать упражнения,
зарядку» – 5,1%, «слушаться, не баловаться, хорошо
вести себя» – 6,4%, а также «помогать учителю»,
«готовиться к соревнованиям», «заниматься
добросовестно», «стараться», «разминаться»,
«бегать наперегонки», «не подводить команду» и
т.д. Все школьники убеждены в том, что на уроке
физической культуры необходимо работать,
совершенствовать физическую подготовленность,
соблюдать дисциплину, выполнять распоряжения
учителя.
Большинство школьников опрошенных
классов единодушны с учителями и родителями, что
двух уроков физкультуры в неделю недостаточно.
Оптимальным считают следующее их количество: 1
урок – 0,9% первоклассников и 4,3%
второклассников, 2 урока – соответственно 8,1% и
8,7%, 3 урока – 15,3% и 9,4%, 4 урока – 29,8% и 18,8%, 5 уроков,
т.е. каждый день один урок физкультуры в режиме
школы – 32,8% и 40,6%, 6 и более уроков в неделю считают
необходимыми 8,2% первоклассников и 18,9%
второклассников.
Данные цифры свидетельствуют, что
физическое воспитание как педагогический
процесс, направленный на укрепление здоровья,
физических и социально значимых качеств,
формирование двигательных умений и навыков
представляет собой ценность для большинства
учащихся младших классов.
Наибольшей популярностью у детей
пользуются такие виды движений, как бег – 47,1%,
прыжки – 21,8%, приседания – 5,3%, метания – 2,9%. Среди
любимых упражнений на первом месте –
«отжимание» – 30,4%, упражнения для «пресса» – 11,6%,
подтягивание – 10,1%, гимнастика (кувырки,
«березка», прыжки через козла) – 8,6%, работать на
тренажерах – 4,3%. Подвижные игры (спортивные игры
по упрощенным правилам, эстафеты, бег
«наперегонки», игры с мячом и т.д.) – 39,9%.
Отдельной группе школьников 15,7% нравится делать
«все». Программа по физической культуре для
второго класса рекомендует следующие виды
движений: разновидности ходьбы и бега,
подтягивание в висе на низкой, высокой
перекладине, прыжки, лазанье, перелезание,
метание, отдельные виды акробатики и т.д., которые
соответствуют интересам школьников.
У 42,9% детей нет «нелюбимых упражнений».
У остальной части нелюбимые упражнения
распределились следующим образом: «отжимание» –
17,2%, бег – 12,9%, приседания – 8,6%, подтягивание – 7,2%,
эстафеты – 5,1%, «пистолет», «пресс» – по 4,3%, а
также «строиться», выполнять повороты, прыжки
через скакалку, «сидеть на скамейке» и т.д.
Замечено, что детям не нравятся те упражнения или
виды движений, которые у них не получаются, и
наоборот. В работе по физическому воспитанию
необходимо учитывать данный фактор, заменять
«нелюбимые» упражнения подводящими,
подготовительными, с тем, чтобы они перешли в
раздел любимых, так как заставляя детей
выполнять «нелюбимые» ими упражнения, учитель
создает стрессовую ситуацию, которая может
привести к нежеланию заниматься физическими
упражнениями в последующие возрастные периоды.
Дети считают, что на уроках
физкультуры надо больше бегать (30,9%), заниматься
подвижными играми («играть», «бегать
наперегонки», «соревноваться командами»,
проводить эстафеты, конкурсы) – 32,4%, прыгать – 8,5%,
заниматься на тренажерах – 5,6%, а также
отжиматься, подтягиваться, «делать упражнения» и
т.д.
Соревнования как организованный вид
досуга привлекает всех опрошенных детей, им
нравится наблюдать за теми соревнованиями, в
которых участвуют их друзья, знакомые,
одноклассники. Это подтверждают результаты
анкетирования. «Веселые старты» среди детей
являются ведущими соревнованиями, предпочтение
этому виду отдали 22,2%, эстафетам, как виду
соревнований, – 20,6%, футболу – 17,7%, пионерболу
– 5,9%. В основном дети наблюдают за
соревнованиями в спортивном зале – 33,3%, следят за
соревнованиями по телевизору – 25,4%, на стадионе
– 22,8%, на школьной площадке – 12,3%.
Спортивные секции, кружки посещают
лишь 23,1% учащихся первых классов; из числа тех,
кто не охвачен этой формой досуга, хотели бы
заниматься каким-либо видом спорта – 54%, ничем не
желают заниматься – 13,5%. Занимаются спортом 59,4%
учащихся вторых классов, на вопрос «Для чего
занимаешься спортом?» ответы распределились
следующим образом: «чтобы быть сильным» – 27,8%,
«здоровым» – 16,6%, «быть стройной» – 8,9%,
«укреплять тело», «развивать мускулы» 6,9%, «быть
красивой» – 5,2%, «не болеть» – 4,2%, а также «быть в
форме», «прибавить здоровье», «быстро плавать»,
«накачать мышцы» и т. д. Дети, которые
занимаются спортом продолжительное время,
ставят определенные цели: «для победы», «чтобы
выигрывать», «стать чемпионкой мира по
гимнастике» и т. д. Можно предположить, что при
педагогически грамотном руководстве со стороны
взрослых данную мотивацию занятий спортом
возможно не только развить, но и поддержать.
Дети хотели бы заниматься спортом,
физкультурой: с друзьями – 40,4%, с членами своей
семьи (мама, папа, брат, сестра) – 29,8%, со своим
тренером – 17,5%, с учителем – 10,5%.
88,1% детей с удовольствием участвуют в
соревнованиях. Полученные по данному вопросу
результаты свидетельствуют о необходимости
организации различных соревнований в режиме дня
школы как формы проведения свободного времени
школьников. К сожалению, данный вид деятельности
в школе за последние годы стал использоваться
значительно реже.
Зачем это нужно взрослым?
Информация, полученная учителем
физической культуры в результате подобных
опросов, дает ему возможность оценить состояние
мотивационной сферы младших школьников и на
основе этих данных спланировать свою работу по
организации их самостоятельной учебной
деятельности на уроках физической культуры.
Анализ ответов 111 первоклассников и 114
второклассников показал, что у школьников
сформирована положительная мотивация на
двигательную активность, они правильно
оценивают воздействие физических упражнений на
организм человека.
Ряд авторов подчеркивают важное место
младшего школьного возраста в формировании
личности и, как следствие, необходимость
смещения акцента в физическом воспитании на
начальную школу, так как мотивы, сформированные в
данном возрасте, могут стать ведущими для
школьников в деле приобщения их к
самостоятельным занятиям физической культурой.
Более половины школьников считают, что урок
физкультуры должен быть ежедневным, но, к
сожалению, пока в режиме школы два урока
физкультуры в неделю, поэтому задача учителя
физической культуры состоит в стимулировании
самостоятельных ежедневных занятий.
Основной задачей формирования навыков
самостоятельных занятий физическими
упражнениями является разработка и
совершенствование педагогических технологий,
методов, приемов физического воспитания
школьников, цель которого состоит в освоении и
воспитании навыков самостоятельных занятий
физическими упражнениями, начиная с младшего
школьного возраста. Разработанные технологии
организации самостоятельной учебной
деятельности с учащимися 1–2-х классов по
физической культуре будут способствовать
совершенствованию процесса физического
воспитания школьников в целом.
Людмила ФИТИНА
Уральский государственный технический
университет – УПИ
г. Екатеринбург
|