Возрастные особенности
регуляции кардиореспираторной системы у
школьников младших классов при занятиях
плаванием
Целью работы авторов статьи было
изучение особенностей регуляции
сердечно-сосудистой и дыхательной систем у юных
пловцов.
В течение трех лет было проведено
исследование 105 юных пловцов – 50 мальчиков и 55
девочек – в возрасте 8–10 лет.
Исследование функционального
состояния кардиореспираторной системы у детей
проводилось в начале и в конце учебного года.
Исследование показателей сердечно-сосудистой
системы проводили с помощью неинвазивной
биоимпедансной реографии с использованием
ортостатических проб.
Для оценки состояния гемодинамики
применялись функциональные пробы с изменением
положения тела: исходное положение –
горизонтальное, лежа на спине. Исследование
функции внешнего дыхания проводилось после
предварительной тренировки в утренние часы в
положении сидя.
Анализ основных параметров
производительности сердца у юных спортсменов
показал, что в 10-летнем возрасте, по сравнению с
8-летним, как у мальчиков, так и у девочек в
горизонтальном положении отмечалось
существенное повышение ударного объема,
снижение ЧСС и увеличение минутного объема
кровообращения. Полученные данные можно
характеризовать как свидетельство непрерывного
развития сердца: увеличиваются масса миокарда и
объем полостей сердца, изменяются соотношение
его отделов и положение в грудной клетке,
совершенствуется вегетативная регуляция
системы кровообращения, идет дальнейшее
развитие структур сердца и сосудов.
Тренировка на выносливость сводится к
тренировке сердечно-сосудистой системы как
главного лимитирующего звена в системе
транспорта кислорода.
Результаты проведенного исследования
позволяют сделать вывод о положительном влиянии
систематических занятий плаванием на организм
пловцов 8–10 лет.
В.Л. Ложкин пишет о том, что в
настоящее время для эффективности
педагогического контроля необходима
портативная аппаратура с последующей
кибернетической обработкой полученной
информации. Широко используется методика
вариационной пульсометрии (Р.М. Баевский, В.В.
Парин).
Кибернетический анализ ритма сердца позволяет:
– оценивать адекватность
физических нагрузок индивидуальному
функциональному резерву;
– осуществлять контроль за физическим
здоровьем занимающихся;
– выявлять группу риска и работать с ней;
– оценивать эффективность спортизированного
физического воспитания.
Разработка системы
педагогических воздействий на основе средств и
методов физической культуры, направленной на
реабилитацию детей-инвалидов и сирот
В статье говорится о большой
значимости для детей с ограниченными
возможностями массовых
физкультурно-оздоровительных мероприятий
комплексного характера, которые способствуют не
только укреплению здоровья, развитию
двигательных качеств, но и формированию
коммуникативности, коллективизма, патриотизма.
Например, участие в
физкультурно-оздоровительном празднике для
инвалидов.
Значительно повышает эффективность
мероприятий выполнение домашних заданий, что
особенно характерно для инвалидов, имеющих
тяжелые заболевания, связанные с ограничением
двигательной активности.
Значительные потенциальные
возможности направленного воздействия на
детей-сирот лежат в сфере
туристско-краеведческой деятельности.
Комплексная систематическая работа,
сочетающая элементы духовно-нравственного и
физического воспитания, а также оздоровления
посредством физкультурно-спортивной и
туристской работы, является самой приемлемой
формой, а мероприятия, в которых напрямую
контактируют различные социальные группы
подростков, – наиболее действенными.
Авторы предлагают программу занятий
для детей младшего и среднего школьного
возраста. Программа содержит отдельные блоки
упражнений, которые служат основой для
практических занятий ушу.
Блок № 1 – игровые и
имитационные упражнения. Игровые развивающие
упражнения из арсенала традиционных стилей ушу
сочетаются с беговыми и прыжковыми упражнениями,
суставной гимнастикой и подвижными играми.
Упражнения способствуют развитию двигательных
качеств, творческих способностей и
коммуникабельности, развивают навыки
самозащиты:
1) металл (качества – пружинность
движений, работа с поясницей);
2) вода (текучесть, плавность, смена ритма,
равномерность);
3) дерево (устойчивость, цельность);
4) огонь (быстрота, резкость, активность);
5) земля (устойчивость, твердость).
Блок № 3 – ловкость, сила,
навыки самозащиты.
Упражнения с мячами, в парах, беговые
упражнения и игры («Третий лишний», «Обезьяньи
скакалки»).
Блок № 4 – понятия «Центр»
и «Ось».
Отработка боевых стоек – это хороший
способ держать осанку и укреплять ноги
(упражнения «Буратино», «Карандаш», «Шкаф»,
«Шар»).
Блок № 5 – ритм.
Отработка комплексов (таолу). Система
ритуальных танцев.
Блок № 6 – восточная
культура.
Блок № 7 – русская культура.
Блок № 8 – организация
физкультурно-спортивных мероприятий.