Суставная гимнастика
Гимнастика представляет собой систему
специально подобранных физических упражнений и
научно разработанных методических приемов,
направленных на решение задач всестороннего
физического развития, совершенствования
двигательных способностей и оздоровления
занимающихся.
Классификация видов гимнастики была
утверждена в 1968 г. на Всесоюзной гимнастической
конференции, и основой ее являлся большой опыт
практической работы в этом направлении.
Классификация видов гимнастики
В последние годы к общеразвивающим
видам стали относить также ритмическую и
лечебную гимнастику. Все они, сохраняя общую
направленность гимнастики в целом, отличаются
друг от друга частной направленностью,
специфическими упражнениями и методическими
приемами. Но при этом и успешно могут сочетаться
при освоении гимнастической программы, например,
на школьных уроках физической культуры.
В 1991 г. я познакомилась с
суставной гимнастикой. После прохождения курсов
по теме «Нетрадиционные методы оздоровления
детей в школе и семье» я стала ее использовать на
уроках физической культуры и на секционных
занятиях. Суставная гимнастика, которую еще
называют партерной, по сути является
общеразвивающими упражнениями в положении лежа.
Когда прошло время, появились
результаты и отзывы занимающихся, накопился
определенный опыт, можно было уже делать какие-то
выводы. Самый важный заключался в том, что
занятия суставной гимнастикой способствовали
повышению интереса к урокам физической культуры,
оказывали положительное воздействие на
физическое состояние учащихся.
И это было очень важно в связи с тем,
что учебная нагрузка на школьников год от года
увеличивалась, что не могло не сказываться и на
состоянии здоровья.
Школьная программа столь насыщена, что
в каждом классе ученики имеют больше уроков в
день и больше домашних заданий, чем это
допускается гигиеническими нормами, особенно в
школах с углубленным изучением ряда предметов. А
это значит, что они максимальное количество
времени проводят в положении сидя и стоя, тем
самым давая дополнительную нагрузку на
позвоночник.
Урок физической культуры, стоящий
несколько раз в неделю в учебном расписании,
способен загрузить позвоночник еще больше, если
большинство упражнений выполняются в положении
стоя. К сожалению, многие ученики имеют слабый
мышечный корсет, который не в состоянии удержать
позвоночник в нормальном положении, отсюда
возникают проблемы с осанкой. Подтверждением
тому, что данная проблема существует в масштабе
страны, является открытие в Москве
экспериментальной площадки «Коррекция
нарушений осанки у детей школьного возраста».
Суставная гимнастика, выполняемая
лежа на полу, способствует повышению подвижности
суставов, гибкости, тренировке мышц и
сердечно-сосудистой системы, улучшению осанки,
самомассажу некоторых зон, и все это – при
минимальной нагрузке на позвоночник.
Все упражнения суставной гимнастики
четко согласованы с дыханием. Человек может
сутками не есть, мало спать, терпеть жажду и боль,
но не дышать он не может. Существует много
методик лечебного дыхания, но смысл у них один –
способствовать всестороннему развитию
дыхательного аппарата и влиять на все без
исключения системы и органы человека.
При выполнении упражнений суставной
гимнастики человек дышит так, как ему дышится,
поэтому упражнения нельзя выполнять под счет,
надо только объяснить, в какой момент делать
вдох, а в какой выдох, а далее выполнение
упражнений идет в комфортном, индивидуальном для
каждого темпе. Внимание концентрируется на
определенном органе или отделе позвоночника.
Существуют противопоказания для
выполнения тех или иных упражнений, и об этом
тоже следует сказать учащимся. Бывает, например,
так, что какое-либо упражнение нельзя делать или
выполнение возможно с какими-то ограничениями.
Упражнения суставной гимнастики
полезно использовать во вводно-подготовительной
части урока. Релаксационные упражнения
эффективны в заключительной части урока. Во
время изучения темы «Гимнастика» комплекс
суставной гимнастики можно проводить и в
основной части урока при условии, что в годовом
плане предусмотрено достаточное количество
часов для данной темы. Упражнения суставной
гимнастики можно использовать и на занятиях,
включающих изучение других спортивных
дисциплин, но тогда их целесообразнее выполнять
в положении стоя.
Но если рамки школьного урока, к
сожалению, позволяют использовать только
отдельные упражнения суставной гимнастики, то на
секционных занятиях, которые посещаются
школьниками с интересом, разучивается
постепенно весь комплекс, рассчитанный на 35
недель. И я с большим удовольствием поделюсь на
страницах газеты своим опытом преподавания
суставной гимнастики в школе и методикой,
которую в свое время нам, молодым учителям
физкультуры, подарили старшие коллеги.
Лариса МУРАТОВА,
учитель физической культуры школы № 2000
Фото Александра АСЛАНОВА
Москва
|