Капоэйра
Бразильское искусство
Существует
множество мнений, гипотез и догадок, порой даже
самых противоречивых, касающихся истории
возникновения и развития капоэйры как воинского
искусства. Наиболее распространенная
заключается в том, что это искусство было создано
африканскими рабами, вывезенными в Бразилию.
Само слово «капоэйра» (в бразильском
произношении «капуэйра») не имеет однозначного
перевода. Но многие мастера и исследователи
переводят его как «низкая растительность», место
с низкой травой, где удобно практиковать
капоэйру. Именно в деревенских поселениях, где
расселялись рабы, капоэйра формировалась и
развивалась как боевое искусство, обогащаясь
различными знаниями и техникой.
Спустя столетия Бразилия была
провозглашена республикой, рабство было
отменено, поселения бывших рабов естественным
образом перестали ассоциироваться с центрами
борьбы за свободу. Вместе с людьми капоэйра
перебралась в город и из сугубо африканского
искусства превратилась в достояние всего
населения, но в большей степени бедного. Среди
этих людей капоэйра широко распространилась,
служа для многих способом выживания.
В итоге началось отождествление
капоэйры с чем-то незаконным. В начале XIX в. даже
был издан указ об организации полицейских сил, в
задачу которых входила борьба с капоэйристами.
Но капоэйра не исчезла, хотя еще на заре XX
в. она, как истинное искусство, была тщательно
скрыта от непосвященных. Мастера капоэйры и их
самые близкие ученики собирались в секретных
местах для того, чтобы провести «роду» –
состязание. Это были люди, которые старались
поддержать древние традиции, развивали не только
физическую составляющую стиля, но и философский
аспект, пели песни далеких предков и играли на
простейших инструментах. Они вели двойную жизнь
и имели два имени: одно – для мира капоэйры,
другое – для обычной жизни. Эта традиция
сохранилась до сих пор: во время ритуала
посвящения – «батизада» – ученику дается
капоэйристское имя.
В 1932 году открылась первая в истории
официальная школа капоэйры. Ее основателем был
мастер Бимба. Его колоритная фигура привлекла
много учеников, поддержавших учителя в
стремлении выстроить четкое, доступное и
дисциплинированное учение. Он многое сделал для
того, чтобы легализовать капоэйру в качестве
национального вида борьбы. Разработал свой
стиль, систематизировал технику, адаптировал и
улучшил систему преподавания.
Мастер Бимба вместе с мастером Паштинья,
открывшим свою школу в 1941 г., считаются
ключевыми фигурами, определившими развитие
современной капоэйры.
И борьба, и танец
Но если Бимба отдавал приоритет боевым
аспектам капоэйры, то Паштинья подчеркивал ее
традиционно ритуальный и игровой характер.
Именно подход и различает два основных стиля,
которые в то же время дополняют друг друга.
«Хежионал» представляет собой быстрый стиль с
множеством акробатических элементов, «ангола»
является медленным стилем, в котором все
движения сбалансированы.
Капоэйра – это танец, борьба,
гимнастика, акробатика, музыка – все вместе.
Удивительно, что в мире нет других подобных школ,
хотя это сочетание настолько естественно и
плодотворно. Бой (или танец, или встреча)
капоэйристов – это всегда живая игра двух людей,
где есть все: нападение, защита, обман,
бахвальство, усталость, примирение, обида. И все
это рождается в игре, танцует, борется в едином
действии.
Бой происходит между двумя людьми
внутри круга. Пока двое танцуют в середине,
остальная группа стоит вокруг, поет, хлопает в
ладоши под звуки бубнов, барабанов, трещоток.
Но разве можно сочетать в одном
искусстве серьезную борьбу и настоящий танец?
Еще как! Вопрос только в том, что
понимать под словами «серьезный» и «настоящий».
Что касается «настоящего» танца,
многие движения современного балета идентичны
движениям капоэйры. В капоэйре удары, блоки,
подножки стилизованы под акробатические или
танцевальные па, а на первый взгляд невинные
гимнастические упражнения могут уложить на
землю здоровенного противника.
Основная сила движений – в
использовании инерции тела, набранного момента и
импульса. Сила рук важна, но гораздо важнее даже
не столько сильные руки, сколько умение
направлять движение тела в нужную сторону,
держать равновесие и правильно выстраивать
последовательность движений.
И что же во всем этом танцевального?
Это и есть танец. Если снизить темп, смягчить
движения, отойти друг от друга еще на десять
сантиметров, получится современный танец. В
капоэйре заложена вся пластика современного
танца. И неудивительно. Современный танец
родился на африканских ритмах, и капоэйра – на
них же. Многие из движений, используемых в
современном танце, в капоэйре отшлифованы и
собраны в цельную законченную систему,
основывающуюся на народных и природных
традициях, очищены от украшательств и
посторонних наслоений. Как всякое народное
искусство, капоэйра сложнее воспринимается
неискушенным зрителем, чем, например,
современный балет, но именно у капоэйры можно
научиться основным и важным вещам, необходимым
для танцора.
Техника и музыка
Фундаментом техники капоэйры является
небольшой блок базовых движений и положений
тела. Они несложные и вполне по силам тем, у кого
хорошая реакция и координация, кто умеет
подтягиваться, отжиматься, прыгать, делать
стойки на руках и голове.
Жинга – базовое перемещение,
своего рода визитная карточка капоэйры,
отличающее ее от всех других боевых искусств. Это
перемещение напоминает движение маятника. Одна
нога ставится в сторону, другая отводится назад.
Затем задняя нога возвращается и отставляется в
свою сторону, а стоявшая в стороне – отводится
назад и т. д. Схематично это перемещение очень
простое и на первый взгляд довольно
предсказуемое, что является уязвимым моментом
для ведения боя. Однако такая схема сохраняется
лишь на начальном этапе. По ходу освоения
движения, в зависимости от индивидуальных
особенностей капоэйристов, жинга значительно
изменяется и преображается, превращаясь в
непредсказуемый танец.
Негачива – базовая форма капоэйры
на полу – в положении сидя. При этом одна нога
вытянута, одноименная рука касается пола, а
вторая рука расположена на уровне головы.
Негачива является органичным дополнением жинги
и также непредсказуема. Уходя вниз, капоэйрист
заставляет противника думать, что он уязвим, и
тем самым ослабляет его внимание. Существует
множество ударов и бросковых приемов из этого,
внешне неудобного, положения.
Холе
– это вращательное перемещение позволяет
быстро менять уровень движений снизу вверх. Из
негачивы производится разворот всего тела в
сторону вытянутой ноги с последующим выходом в
положение жинга. Используя холе, можно или
приблизиться к противнику, или удалиться от него.
При выполнении холе следует сконцентрировать
внимание на визуальном контроле за оппонентом,
так как в течение какого-то промежутка времени вы
находитесь к нему спиной.
Кокоринья – в этом положении сидя
вес равномерно распределен на две стопы, руки
скрещены над головой, либо одна рука над головой,
вторая касается земли. Кокоринья предназначена
для ухода от горизонтального удара, но при этом
делается небольшой подскок вперед, чтобы
приблизиться к противнику.
Эшкива – это произвольный и очень
интуитивный способ ухода от атаки противника,
который заключается в простом убирании головы и
корпуса с линии атаки.
Кеда ди гинь – этот элемент
характерен только для капоэйры и предназначен
для ухода, защиты и последующей атаки. В отличие
от кокориньи и эшкивы, где капоэйрист находится
на ногах и защищается руками, в положении кеда ди
гинь опорными точками являются обе руки и голова,
а ноги прижаты к груди или подняты вверх. Вес
распределен неравномерно, большая его часть
приходится на одну из рук, локоть которой
упирается в бок. Внешне это выглядит как падение
на бок.
Тезора – это движение выполняется
ногами вперед параллельно земле, при этом ноги
расставлены, как ножницы, а руки капоэйриста как
бы выталкивают. Коварство элемента заключается в
том, что при должном уровне подготовки
капоэйрист из этого положения может сделать
захват и бросок.
Раштейра – это движение-подсечка.
Выполняется либо передней, либо задней ногой,
предназначается для быстрого захода за спину
противнику и последующего броска.
Для капоэйры, в отличие от многих
других боевых искусств, музыка, а точнее ритм,
задаваемый инструментами, имеет очень важное
значение. Без этого капоэйру даже трудно
представить. Музыка помогает объединять тело и
разум капоэйриста, заставляя его непрерывно
перемещаться и тем самым поддерживать игровой
характер происходящего. Скоростью, качеством и
интенсивностью музыки определяются движения
игроков. В этом проявляется эстетическая сторона
капоэйры: двигаясь в соответствии с ритмом, игрок
предотвращает превращение искусства в
примитивную и откровенную агрессию. Хороший
игрок должен учиться сохранять равновесие между
эстетическими и атлетическими, артистическими и
боевыми аспектами искусства одновременно.
Сливаясь с ритмами, созданными
музыкантами, капоэйрист наполняется силой,
которую передают инструменты. С их помощью он
поддерживает незримую связь с игроками и
зрителями. Изменяя ритм своего беримбау, мастер
руководит действиями капоэйристов. Пeсней он
может льстить, критиковать, осмеивать, хвалить
или вызывать игроков.
Самый важный инструмент в оркестре,
сердце музыки капоэйры, – беримбау –
музыкальный лук. Инструмент состоит из палки,
согнутой в дугу, предпочтительно от дерева
«беримба»; стальной струны, вытянутой из
автомобильной покрышки, и выдолбленной тыквы –
для резонанса. В оркестре обычно три беримбау,
настроенные на разную высоту тона. Выбор ритма,
сделанный мастером, определяет характер игры.
Игроки должны узнавать базовые ритмы, несмотря
на импровизации музыкантов.
Как только все участники роды заняли
свои места, а музыканты извлекли первые звуки,
мастер начинает сольную песню, которая передает
традиционную мудрость капоэйры. Пение соединяет
роду с духовностью и историей, дает энергию и
поддержку игрокам, которые во время пения
мастера неподвижно притаились у его ног,
внимательно слушая и ожидая своего выхода.
|