В книге Георгия Валентиновича Настенко в
интересной форме рассказывается о жизни великих
российских спортсменов, об их военном прошлом, о
послевоенной жизни тех, кто уцелел. Отдельные
рассказы посвящены Юрию Ныркову (единственному
человеку из «большого» футбола, носившему
генеральские погоны), Ефиму Хайдурову
(многократному чемпиону мира в различных
пистолетных дисциплинах), футболисту Георгию
Иванову (одному из героев-бажановцев), Ивану
Макропуло (знаменитому лыжнику), Андрею
Сосульникову, Олегу Белаковскому, Тамаре
Клубникиной, Аркадию Воробьеву, Владимиру
Казанцеву, Ивану Букову. Книга интересна не
только для учителей физической культуры, но и для
классных руководителей, завучей по
воспитательной работе: материалы могут быть
использованы для подготовки различных
мероприятий, связанных с празднованием Победы
над фашистской Германией. С двумя рассказами из
книги мы сегодня знакомим наших читателей.
Гимнастика и... рукопашный бой
Владимир Иванович СИЛИН
Владимир Иванович Силин родился 3 июля
1921 года в городе Энгельсе Саратовской области.
Закончил три курса исторического факультета
Саратовского университета. Известный гимнаст,
позже добился успеха как тренер и как спортивный
специалист. До войны серьезно занимался прыжками
в воду и гимнастикой, но больших успехов не успел
добиться: 1941 год оборвал спортивную карьеру на
взлете.
В первые же дни войны Владимир ушел
добровольцем в армию, попал в Ульяновск, на
тренировочную базу десантных войск. После
тщательного отбора был зачислен на курсы
подготовки командиров взводов военного
факультета физической культуры имени Ленина
ГЦОЛИФКа имени Сталина. Забегая вперед, отметим,
что учебное заведение с таким диковинным (для
нынешних времен) названием потом отделилось,
перебазировалось в Ленинград и с 1947 года стало
Военным институтом физической культуры,
подготовившим множество известных тренеров и
спортивных специалистов, включая и нынешнего
министра спорта Вячеслава Фетисова. Другой герой
этой книги, близкий друг Владимира Ивановича, –
фронтовик Иван Мокропуло долгое время был в этом
же вузе начальником кафедры лыжного спорта.
Впрочем, обучение на этом факультете
осенью 1941 года для Силина, по сути, являлось
интенсивной «тренировкой» бойца Красной армии,
только с большим акцентом на отдельные элементы
боевой и физической подготовки. Но когда
положение на фронте под Москвой стало
критическим, Силин вместе со многими своими
товарищами по учебе был брошен на самый
ответственный участок фронта – на Можайскую
линию обороны. Подразделение, в которое попал
Владимир, вооружили винтовками-«трехлинейками»
дореволюционного образца. Это было обычным
явлением в те дни в нашей армии. Силину как
опытному стрелку, прошедшему обучение на курсах
военного факультета, доверили пулемет «максим»,
массивный, неудобный в транспортировке, но бой у
этого оружия плотный, действие эффективное.
Однажды Владимир и его напарник получили приказ:
занять огневую позицию на верхушке колокольни.
Пока затаскивали тяжеленный агрегат, немцы
успели пристреляться. В результате взрывной
волной Силина и его напарника сбросило с
колокольни. Повезло, что приземлились в сугроб.
Пришли в себя после двухсуточной отлежки в
прифронтовом лазарете. Там условия лечения
оказались очень простыми: либо помираешь и тебя
хоронят, либо быстро выздоравливаешь и воюешь
дальше. Ни лечения какого-либо, ни даже документа
о факте ранения или контузии не дали. Пришел в
себя – значит, здоров. Надо дальше воевать.
Сейчас, спустя 60 лет, Силин удивляется тому,
насколько легко перенес он и его товарищи те
физические испытания, которым они подверглись в
1941–1942 годах, особенно в первую военную зиму. В
30-градусные морозы воевал в сапогах с байковыми
обмотками. Валенки выдали ближе к весне, когда
уже при плюсовой температуре месили непролазную
грязь. Тому, что он не отморозил ни рук, ни ног,
Владимир Иванович смог дать только одно
объяснение:
– Да было мне 20 лет, вот организм и
перенес все без последствий. Травмы, полученные
уже 10 лет спустя при падении с гимнастических
снарядов, сейчас гораздо больше меня беспокоят
на старости лет, чем ранения, контузии,
обморожения, которым я подвергся в 1941–1942 годах.
На подступах к Москве самые страшные
дни для советских бойцов продолжались до конца
1941 года. В этот период немцы имели подавляющее
преимущество в воздухе. Самые тяжелые потери в
наших окопах были именно от действий немецкой
авиации. После того как вражеские
бомбардировщики и штурмовики безнаказанно, в
упор бомбами и снарядами все проутюжат и
перероют, имеет ли смысл говорить об
эффективности ведения огня советскими бойцами, а
тем более – о мастерстве в рукопашных схватках?
Только когда наши достигли равенства сил в
воздухе, тогда и в наступление пошли. У немцев
тоже не все благополучно было. Те же страшные
морозы многие вражеские дивизии встретили в
летнем обмундировании, техника у них сначала то
вязла в грязи, то отказывала – не всегда была
рассчитана на такие низкие температуры. Нашим во
многом помогла зима и то, что непогода застала
все же в относительно привычных природных
условиях. Рота, в которой воевал Силин, прошла с
боями от Уваровки до Можайска, остановившись
севернее города Калинина (ныне – Тверь). Здесь
линия фронта на долгое время стабилизировалась,
обе стороны перешли к позиционным боям.
С февраля 1942 года Силина перевели из
фронтовой части в Москву, и он с товарищами
продолжил свою учебу в институте на военном
факультете. Обучение, конечно, шло в соответствии
с требованиями того времени. То есть слушатели
занимались не олимпийскими видами спорта, а в
основном вопросами подготовки рядового и
офицерского состава, преимущественно –
стрельбой из личного оружия и рукопашным боем.
Курсанты сами тренировались в стрельбе из многих
видов оружия, в основном тех, которые
использовали рядовые и младшие офицеры
Советской армии. Потом, выезжая в подразделения
на места сражений, курсанты занимались
подготовкой личного состава, инспектированием и
изучением боевого опыта. Сейчас, например,
почему-то вызывает удивление, что в 1943 году на
вооружении нашей армии появились маузеры –
хорошее, добротное оружие, хотя его большие
размеры доставляли определенное неудобство. Но
нельзя забывать и о том, что незадолго до
появления маузеров в наших боевых частях
ощущался острый дефицит личного стрелкового
оружия вообще. Так что и маузеру многие были рады.
В те годы слушатели военного
факультета осваивали методику рукопашного боя. И
в большей мере это были не спортивные
единоборства и кулачный бой, хотя и здесь
прекрасно работали наши специалисты. Хороших
мастеров было много и до войны, и позже – странно
было читать по этому поводу в спортивной прессе
1980-х годов некоторые статьи. Например, дебаты о
том, что не Харлампиев был родоначальником
боевого самбо, а Ощепков. На самом же деле, кто бы
ни стоял у основания отечественной школы
единоборств, эта наука не могла и не должна была
оставаться без изменения, такой, какой ее
первоначально придумали. Внесли свою лепту и
Ощепков, и Харлампиев, и многие другие большие
мастера.
Реальный же бой, который мог
происходить и происходил на любом участке
фронта, в большей мере включал в себя
составляющие не из бокса, самбо или классической
борьбы, а из фехтования. И по этому предмету на
факультете с 1942 года Силин проходил
теоретическую и практическую подготовку у
чемпионов СССР Т. Климова, Ю. Мордвинова,
В. Вышпольского, а также у других выдающихся
фехтовальщиков и тренеров. Эти специалисты в
военное время за короткий период успели внести
многие элементы техники, методики физической и
психологической подготовки, которыми владели
шпажисты, рапиристы и саблисты, в систему
совершенствования штыкового боя, ударов
саперными лопатками.
Уже когда советская авиация сумела
лишить врага явного превосходства в воздухе (в
начале 1942 года), тогда повысилась актуальность
стрелковой и рукопашной подготовки бойцов. И
если в стрельбе наши имели примерное равенство
сил с немцами, то в искусстве рукопашного боя
превосходили врагов. Тому было несколько причин.
Психологическая – одна из главных. Оставшиеся в
живых очевидцы заверяют: основной части нынешней
молодежи несвойственно столь мощное чувство
патриотизма, которое владело их сверстниками
предвоенной поры, а во время войны оно во сто крат
усилилось. Действительно, у многих бойцов, шедших
в атаку, был настрой: «Пусть сам погибну, но хотя
бы одного врага убью и тем самым выполню свою
большую миссию». Часто выручала уверенность в
своих силах, а то и самоуверенность.
Но главенствующую роль в успешных
действиях бойцов все же играла качественная
подготовка. В художественной литературе много
места занимает описание экстремальной ситуации,
всплесков эмоций в бою. Но рутинная
тренировочная работа, конечно, осталась вне поля
зрения и писателей, и кинематографистов. А между
тем она постоянно совершенствовалась. В 1942 году
были введены и все больше распространялись в
воинских частях систематические занятия по
физической подготовке, важной составляющей
которой стали занятия по рукопашному бою.
Большую пользу приносила и отработка отдельных
элементов боя. Много занимались упражнениями на
чучелах. Потом, в мирное время, систему
подготовки к рукопашному бою, в том числе и с
применением подручных средств, засекретили,
заменив ее спортивными секциями бокса, самбо и
борьбы. А штыковой бой постепенно выделился в
отдельный вид спортивно-прикладных единоборств.
Во владении приемами «укол штыком», «отбив»,
«удар прикладом» наши значительно превосходили
немцев. Кстати, и в дальнейшем – с 1946 по 1956 годы –
ежегодно проводились чемпионаты СССР по
штыковому бою по правилам, разработанным во
время войны. Спортсмены надевали жилеты и маску и
вместо боевого твердого острого штыка на
стрелковое оружие ставили гнущийся, с пуговкой
на конце. Разрабатывалась методика, изучался
боевой опыт, проводились тренировочные занятия и
в единоборствах на ножах, которые бойцы держат в
руках. В специальных диверсионных
подразделениях искусство владения ножом изучали
и изучают досконально, но во фронтовых условиях
Великой Отечественной в пехоте штык-нож,
прикрепленный к винтовке, карабину или автомату,
был значительно эффективнее, чем нож в руке.
Чемпионами СССР по штыковому бою становились
товарищи В.И. Силина – впоследствии
генерал-майор Ю. Чихачев, полковник
В. Кулешов, К. Туманов.
Согласно своей должности и получаемым
заданиям во время командировок во фронтовые
подразделения курсант Силин, конечно, не имел
права участвовать в боевых операциях. Но однажды
он все-таки устроил себе такое, говоря
современным языком, «сафари». Прибыв в
командировку в часть, которая вела бои под Ригой
у городка Мадона, Владимир Иванович встретил там
своего старого приятеля B.C. Якубенко, по
должности – начальника по физической подготовке
полка. Молодые люди не смогли устоять перед
соблазном «за компанию сходить в атаку» вместе с
бойцами. Но ход боя внес свои коррективы. В одном
месте за спиной высадился немецкий десант. Где-то
впереди – наш десант. Все перемешалось,
оказались во вражеском окружении. Группе из 12
человек пришлось пробиваться на восток. При
переходе через поле бойцов просто выворачивало
наизнанку, а глаза слезились. Сначала не могли
понять – в чем дело. И потом случайно обнаружили,
когда попытались спрятаться за стогом сена: там
были скрыты трупы немецких солдат. Стогов в поле
было много, и под каждым скрывалось жуткое
хранилище убитых немцев. Недавно здесь проходило
кровопролитное сражение. Фашисты, неся большие
потери, отступили. Наши едва успели похоронить
своих, а на врагов не оставалось ни сил, ни
времени. Пролежав на сильной жаре при большой
влажности, трупы страшно смердели. Воспоминания
от этих приключений остались самые мрачные и
неприятные.
По окончании войны В.И. Силин
становится преподавателем в институте – Военный
факультет ГЦОЛИФКа перевели в Ленинград и
присвоили статус отдельного вуза. При этом он
продолжает и сам выступать в соревнованиях на
высоком уровне. С рукопашного боя Владимир
Иванович переключился на свою более мирную,
довоенную специализацию – спортивную
гимнастику. В 1946 году становится мастером спорта,
в 1951-м побеждает на чемпионате СССР в командном
зачете в составе сборной Вооруженных сил.
Завершив свои выступления в большом спорте,
Силин потом в течение 24 лет, с 1956-го по 1980 г.,
возглавлял кафедру гимнастики Военного
института физической культуры. Трудится он до
сих пор: рабочий день расписан по минутам.
Сын Владимира Ивановича – Игорь –
тоже состоялся в спорте, хотя не пошел по пути
отца. Окончив Военно-медицинскую академию, был
врачом на подводной лодке, затем стал выдающимся
специалистом в области спортивной медицины.
Долгое время работал в хоккейной команде ЦСКА в
звездные времена этого клуба. Среди его
подопечных – В. Третьяк, В. Харламов,
В. Михайлов, В. Фетисов и другие мастера
мирового уровня. Высокая квалификация Игоря
Владимировича по достоинству была оценена и
далеко за пределами нашей страны: долгое время он
работал врачом в одном из немецких хоккейных
клубов высшего дивизиона «Ганновер Скорпионз».
– Лично для меня пределом доблести
во всех отношениях, – говорит Силин-старший, –
остается Виктор Чукарин. Доблестно воевал, потом
его часть попала в окружение. Результат: Виктор
оказался в немецком концлагере. Выжил каким-то
чудом. Когда освобождали, он весил около 40
килограммов. После такого частенько остаются
инвалидами на всю жизнь, порой и умирают
достаточно быстро. А он в дальнейшем стал великим
гимнастом, на Олимпиадах 1952 и 1956 годов завоевывал
звание абсолютного чемпиона в личном первенстве.
Мы с ним достаточно близко сошлись, хотя я не стал
бы говорить «подружились». Виктор был человеком
очень порядочным, доброжелательным, но слишком
замкнутым в себе. Мы с ним много вместе ездили на
соревнования как спортивные судьи, часто
селились в одном номере. О его выдающихся
спортивных результатах написано много, немало
сказано самых громких слов о его победах. Но он
прошел через страшные потрясения, проявив не
только спортивный талант и трудолюбие, но и
необычайную силу духа. О том, что довелось
перенести ему в жизни, почти не писали, да и сам он
не любил рассказывать. Возможно, не встретил в
своей жизни достаточно тонкого собеседника, чье
перо по уровню было бы достойно тех испытаний и
свершений, которые осилил Чукарин. К сожалению,
этот великий человек ушел от нас. Но подвиги
таких людей, каким был он, должны не забываться, а
находить отражение в документальной,
художественной литературе, кинематографе.
Георгий НАСТЕНКО
|