Удивительный мир спорта
Синхронное плавание
От «звездочек» – к «звездам»
Москва по праву считается «кузницей
кадров» для российской сборной по синхронному
плаванию. Именно столичные клубы подготовили
целый ряд выдающихся синхронисток нашей страны,
в том числе и знаменитых трехкратных олимпийских
чемпионок – Марию Киселеву и Ольгу Брусникину.
Закончив выступления в
профессиональном спорте, они решили не оставлять
любимый вид спорта и всячески популяризируют
его, особенно среди детей. Они предложили
включить в календарь значимых ежегодных
спортивных мероприятий, проходящих в Москве, шоу
по синхронному плаванию.
– Идея его возникновения
зародилась в наших головах уже давно. Поверьте,
очень сложно уйти из спорта раз и навсегда. В
свое время в нас было очень много вложено, и
теперь пришло время отдавать, – говорит Мария
Киселева. – Синхронное плавание настолько
красивый вид спорта, что никого, по-моему, не
может оставить равнодушным. Это даже не только
спорт, но и искусство: действительно, настоящий
«балет на воде». Помню, в детстве мы замирали на
трибунах, глядя, как тренируются наши звезды. Для
детишек это так важно – увидеть идеал, то, к чему
нужно стремиться.
Мы на свое шоу приглашаем только
лучших из лучших. Его формат не имеет аналогов в
мировой спортивной практике: мы демонстрируем
всю красоту, грацию, элегантность и эстетику
нашего вида спорта. Мы предлагаем зрителям
взглянуть на синхронное плавание более объемно,
используя дополнительные эффекты и превращая
спортивные выступления в удивительную водную
мистерию. Также мы приглашаем участвовать в
нашем шоу и юных спортсменок – учениц спортивных
школ.
В этом году девчонки впервые в своей
жизни вышли на большую воду – и каков оказался их
дебют! Такое не забывается! Они тщательно
готовились к этому выступлению – ходили к нам с
Ольгой на дополнительные тренировки и, думаю,
добились достаточно больших спортивных успехов.
Кстати, нас часто спрашивают: почему синхронным
плаванием занимаются исключительно девочки? Так
уж повелось. Может, в будущем и появятся
смешанные дуэты – у нас, между прочим, есть опыт
соревнований с парой. В этом году мы хотели
пригласить самого сильного синхрониста-мужчину
– американца Билли Мэя, – но не успели. Надеюсь,
получится в следующий раз.
Из истории «водного балета»
Плавание, ныне именуемое синхронным,
имело много названий: фигурное, хороводное,
орнаментальное... Причем сначала «водным
балетом» занимались исключительно мужчины, в
основном – американские. Именно в США этот вид
спорта получил рождение и «крещение» на большой
воде. Лишь в 30-е годы свое «почетное» место в
бассейне заняли представительницы слабого пола,
да так плотно, что практически навсегда
«выселили» конкурентов, синхронистов-мужчин.
Первые предпосылки к становлению
синхронного плавания как вида спорта появились в
конце ХIХ в. В 1892 г. в Англии сформировалась
группа пловцов, выполнявших в воде различные
фигуры. В начале ХХ в. во Франции был создан клуб
под названием «Чайка», сыгравший большую роль в
популяризации художественного плавания в
Европе. Современное название и официальное
признание синхронное плавание получило в 1952 г.
после Олимпийских игр в Хельсинки, и в этом же
году выступления спортсменок впервые прошли под
музыку. В 1973 г. вместе с представителями других
водных видов спорта – плавания, прыжков в воду,
водного поло – мастера синхронного плавания
впервые разыграли мировое первенство. В 1984 г.,
на Играх в Лос-Анджелесе, синхронное плавание,
наконец, стало олимпийским видом спорта.
Дебют синхронного плавания в СССР
связан с VI Всемирным фестивалем молодежи и
студентов в 1957 г. Наши девушки вышли на
международный уровень лишь в 1981 г. и сразу
заняли передовые позиции в мире.
«Балет на воде» всегда завораживает
зрителей, но эта внешне непринужденная водная
акробатика требует безукоризненной
отточенности движений, точнейшей координации,
потому что одно неверное движение может
безнадежно испортить впечатление от всей
композиции, а судейство в нем – субъективное, в
первую очередь зависящее от впечатления.
Все дело – в технике
Требования к технике исполнения в
синхронном плавании весьма жесткие: спортсменки
могут выполнять упражнения под произвольный
музыкальный аккомпанемент, но они должны
проделать все элементы в строго установленном
порядке. Требуемые к выполнению элементы
определяются каждые 4 года специальным
техническим комитетом. На выполнение каждого
элемента программы дуэтам дается всего 20 сек.,
а командам – 50 сек. Для произвольных
упражнений синхронистки вольны сами подбирать
упражнения под музыку. Они должны не только
создавать единую композицию, но и использовать
всю площадь бассейна, включать в нее сложные,
новые элементы, неожиданные рисунки движений под
и над водой.
Исходное положение, которое
спортсменки занимают перед представлением,
задает тон всему выступлению и дает понять
зрителям и судьям, чего стоит ожидать от
выступления. Подобно гимнастике и прыжкам в воду,
судьи оценивают различные стороны выступления
по 10-балльной системе. Две группы судей, по 5
человек в каждой, располагаются вокруг бассейна
и оценивают технику и артистизм.
При оценивании техники обращают
внимание на правильность исполнения, а также на
синхронность и сложность программы. В оценке
артистизма важны, в первую очередь, внешнее
впечатление, выполнение упражнений с точки
зрения хореографии и чувственности выступления.
Также проверяется соответствие музыкального
аккомпанемента выполняемым движениям.
250 суток в воде
– У меня на тренировках подобные
случаи тоже были, – вспоминает Ольга
Брусникина. – Такое ощущение, что просто
засыпаешь, не страшно совсем. Потом, когда тебя
вытаскивают, – не знаешь, в чем дело, ничего не
помнишь. Я не могу сказать, что это нормально, но в
любом виде спорта бывают свои опасности. После
таких случаев мне часто снятся сны, что я плыву со
дна и не могу доплыть до воздуха… Знаете, как-то я
подсчитала, что за последний год, пока мы
готовились к Афинам, – провели в воде в общей
сложности 250 суток. Мы, без преувеличения, в воде
живем. И для нас вниз головой, в перевернутом виде
под водой – нормальное состояние. Выходя на
«земную твердь», я иной раз чувствовала, что
тяжело ходить. В воде тело легче, и расстояние
легче проплыть, чем пройти.
Держаться под водой современным
русалкам помогают специальные зажимы для носа.
Среди людей, далеких от спорта, но изредка им
интересующихся, бытует мнение, что синхронистки
– это «…те девушки с прищепками на носу…»
– Конечно, это отнюдь не бельевые
прищепки, – улыбается Брусникина. – Но без
этих приспособлений плавать невозможно, иначе
вода попадет внутрь. На моей памяти есть
только одна спортсменка в мире, которая
благодаря индивидуальным особенностям строения
носовых перегородок может обходиться без
зажимов, – француженка Виржиния Дидье. Когда
она родилась, то у нее какие-то перепоночки в носу
не отвалились, как у всех, а остались, поэтому,
когда она переворачивается вниз головой, у нее
автоматически все закрывается.
А однажды с этим устройством у меня
случился казус. На последнем чемпионате СССР в
Харькове зажим у меня сломался, как только я
оказалась в воде. А тогда, в период тотального
дефицита, лишний «экземпляр» найти было
трудновато. Пришлось выйти на бортик, просить у
девчонок новый и лишь после этого заново
начинать программу.
Некоторые считают, что зажимы уродуют
лицо, – но ничего не поделаешь, приходится чем-то
жертвовать. Косметикой можно пользоваться.
Раньше мы красились обычными сухими тенями,
которые наносились на жирный крем, а иногда –
специальными наборами для сценического макияжа.
В последнее время появилась водостойкая
косметика – наше спасение. Тушь, помада –
вообще-то совершенно обычные, просто не надо
глаза растирать и помаду размазывать, и пять
минут вся эта красота продержится совершенно
нормально.
На прическу уходит много времени – минут сорок,
не меньше. Сначала собираем волосы в тугой пучок,
а затем смазываем желатином – чтобы голова
блестела и прическа не распадалась. Конечно, за
плохо уложенные волосы оценку нам вряд ли снизят,
но репутацию такая спортсменка точно «подмочит».
Костюмы мы подбираем тоже довольно-таки
привередливо. К нам на тренировки специально
приезжает художник-модельер. Потом мы все вместе:
и девочки, и тренер – слушаем музыку,
просматриваем программу и обсуждаем эскизы
костюмов. И только после такой «строгой цензуры»
с нашей стороны начинается их изготовление.
Как рождаются чемпионы
Одна из самых ярких звезд синхронного плавания,
рано заявившая о себе, – Ольга Брусникина
призналась, что в детстве вообще очень боялась
воды, даже в ванне устраивала скандалы. Ее и в
бассейн привели, чтобы она преодолела свой страх.
– Помню, как мама высказывала мне, что я
надоела ей со своими капризами и мы идем
записываться в бассейн. Мне было 8 лет – как раз
тот период, когда всех детей куда-то отдают, чтобы
не болтались на улице. С этого все и началось: мы
пришли, а там обычные группы уже были набраны,
осталось только синхронное плавание. Мне
кажется, что мама и не знала толком, что же это
такое. «Какая разница? – воскликнула она тогда. –
Главное – плавать научат». Никто и не
предполагал, что все обернется именно таким
образом и я не только перестану избегать воды, но
буду находиться в ней практически целые сутки.
Мне повезло с тренерами: нам все подавалось
ненавязчиво – в форме игры, и через две недели я
поплыла. Страх перед водой испарился, и я уже не
мыслила себя в другой стихии.
Синхронное плавание – завораживающий вид
спорта, особенно для тех, кто вообще не умеет
плавать. Его можно сравнить с калейдоскопом:
рисунки из тел на воде меняются очень быстро,
глаз успевает фокусировать изменение общей
группы, и кажется, что все мы – это единое целое,
соединенное на краткий музыкальный миг водным
волшебником.
Я затрудняюсь ответить на вопрос, как выступать
труднее – одной, в паре или в группе. Когда
выступаешь одна – все внимание сосредоточено
только на себе, в паре – нагрузка распределена на
двух человек, а в группе – ты обязан следить за
движениями всех. Знаете, иногда под водой бывают
странные моменты: тебе кажется, что все хорошо,
синхронно, а тренер потом говорит, что все было
ужасно. И, наоборот, под водой ты замечаешь, что
явно был какой-то сбой, а тренер уверен в обратном
и утверждает, что все сделано идеально.
Почему мы лучшие?
– Парадокс, но синхронное плавание до сих
пор воспринимается многими как вид спорта
достаточно легкий и романтически-девичий, –
вздыхает заслуженный тренер России Елена
Николаевна Полянская. – Возможно, когда-то так
и было, но сейчас все победы даются ценой
колоссальной усталости. Девять часов в день
занимают тренировки, и 6–8 из них – в воде. Помимо
этого – есть «зал», так называемая сухая
тренировка, на которой отрабатывается
композиция. Это помогает привыкнуть к счету,
чтобы все одинаково двигались. Наработать
синхронность можно только благодаря
многочасовым сухим тренировкам, доведенными до
автоматизма синхронными движениями.
Иной раз приходится заниматься и акробатикой, и
сальто крутить на гимнастических лонжах, и на
батутах прыгать – и все ради того, чтобы
начало комбинации получилось не таким, как у
других. Мало где работают так, как в России.
Методика задержки дыхания в русской школе
синхронного плавания одна из лучших. Объему
легких наших девчонок можно только позавидовать
– они могут продержаться в воде до 4 минут!
Правда, бывают случаи, когда девчонки уж слишком
усердствуют и, увлекшись очередным «подводным
винтом»… теряют сознание, «отключаются» –
засыпают. Когда мы только искали себя в
синхронном плавании, была такая мода – удлинять
связки, то есть большую часть программы работать
под водой. Вот тогда нам и приходилось
«отлавливать» девчонок.
Татьяна БЕЛОНОЖКИНА
|