Как детям увидеть, чему они научились?
Правила и нормы учебной деятельности
постепенно и «планомерно» становятся для многих
детей не просто социальными требованиями, а
некой «культурной рамкой», в которой можно
«умещать» собственные смыслы и достижения,
межличностные отношения и стремление к познанию.
Детский опыт парного взаимодействия существенно
влияет на наращивание индивидуального
предметного опыта и на становление деловых
отношений между детьми.
На учебных занятиях мы всегда помним о том,
как непросто «упаковать» любой свой
педагогический замысел одновременно в
«материал» предметного навыка или умения,
воспитания физических качеств и развития
психических функций, являющегося одним из
оснований психологического развития. На
традиционных занятиях подобная трехмерность
«уплощается» до двух, объединяющихся в различных
сочетаниях. К чему это приводит, любой из нас
знает. Мы же ищем пути и способы использования
существующей у детей потенциальной двигательной
активности для дальнейшего их культурного и
социального развития. Поэтому на каждом занятии
мы стараемся фиксировать этапы и результаты
развития детей.
Окончание первого года обучения детей
в школе. Необходимо организовать педагогическую
ситуацию для того, чтобы выявить у детей наличие
предметных навыков и их уровень, степень их
физической подготовленности, уровень
приобретенных умений, позволяющих регулировать
свои действия и поведение в соответствии с
требованиями социальной ситуации.
Сама же ситуация по набору требований
к учащимся, на наш взгляд, вполне адекватна их
возрасту, году обучения, более того, позволяет им
увидеть свои возможности и продемонстрировать
их перед одноклассниками. Она может
рассматриваться и как диагностическая, и как
учебная, поскольку в ней нет жестких ограничений
на действия детей, а условия ситуации
определяются как социальный контекст (способы
взаимодействия и организации, правила
предметной коммуникации и нормы поведения) и не
более.
Следует сказать и о том, что ученикам
первого класса знакомы условия организации и
требования такой ситуации. Кроме того, детей
попросили накануне дома вместе с родителями
выбрать любые два-три упражнения из тех, что они
умеют и любят выполнять, или же придумать новые.
Для нас это было очень важным этапом в подготовке
к занятию. Обращение ребенка семи-восьми лет к
родителям не просто за помощью и советом, а за
тем, чтобы его выслушали и поняли его переживания
не по поводу отчета за выполненный урок перед
учителем, а о том, что он может нового предложить
своим одноклассникам. Конечно, мы несколько
идеализируем ситуацию, но мы полагаем, что это
может сформировать еще одну семейную традицию,
которая, вероятно, позволит родителям
предотвратить ранний «уход» ребенка из семьи.
Вернемся к описанию учебной ситуации.
Учитель предварительно подготовил места,
оборудование и инвентарь для детей: на одной
стороне – дорожка из гимнастических матов, здесь
же – место для прыжков через скакалку, чуть
дальше – гимнастические скамейки, и недалеко от
них – гимнастическая стенка с рукоходом и
набором перекладин; на другой стороне зала лежат
мячи разных размеров, рядом – обручи, следом
за ними на незначительном расстоянии – место,
где можно выполнять гимнастические упражнения
без предметов.
Несмотря на то, что дети знают задание
и условия его выполнения, взрослый напоминает,
что каждый из них должен «найти» себе пару
(предварительно им сообщалось, какие места будут
подготовлены и что нужно договориться друг с
другом заранее) и занять место для выполнения
подготовленных упражнений, а затем поочередно
показать их друг другу и попытаться повторить.
Дети достаточно быстро определились
по местам и по условленному сигналу поочередно
начали показывать друг другу приготовленные
упражнения. Взрослый внимательно наблюдает за
детьми. На гимнастической дорожке Петя
показывает кувырок, выполняемый в «каскаде», Юра
повторяет их не совсем уверенно, Петя еще раз
показывает и поясняет, как это он делает... Юра, в
свою очередь, показывает Пете «лягушку» и «мост»
и просит Петю повторить. Рядом с ними еще одна
пара мальчиков – Дима и Стас – пытаются
делать перекаты боком и стойку на лопатках с
опусканием ног за голову и обратно. У них это не
очень получается, но они стараются. Дальше на
гимнастических скамейках еще две пары –
мальчиков и девочек. Мальчики: один показывает
другому, как ползти по скамейке с помощью и без
помощи ног, предлагая другому эти упражнения
повторить; тот, в свою очередь, показывает, как
можно передвигаться, лежа по скамейке,
отталкиваясь руками от пола, а в следующем
упражнении – и ногами. Девочки показывают друг
другу и выполняют прыжки через скамейки лицом
вперед, боком, с поворотом и полуповоротом. По
этой стороне на гимнастических снарядах:
рукоходе, перекладинах, вертикальных лестницах
– еще три пары. Одна пара упражняется на
лестнице, проходя ее разными способами: с опорой
на одну ногу, с одновременным перехватом двух
рук. Вот вторая пара: один старается повиснуть на
перекладине (ему необходимо помочь и
подстраховать его), другой с видимым напряжением
за ним наблюдает. На низком рукоходе третья пара.
Они придумали друг для друга задание-состязание,
кто пройдет дальше по рукоходу. На другой стороне
девочки: одна из них показывает другой переворот
боком в одну и другую сторону. Недалеко от них
мальчики устроили игру в «перепрыжку»: один
прыгает и отмечает мелом вокруг себя место, куда
нужно прыгнуть партнеру. Две пары выполняют
упражнения с мячами. В одной это подбросы мяча
вверх и ловля его с некоторыми усложнениями, во
второй – попытка ведения мяча.
У нас нет намерений и возможности в
данном тексте в точности описывать сами
упражнения. Для нас очень ценно то, что в зале
создана «рабочая» обстановка. Дети увлечены
показом – обучением друг друга. Здесь все
смешалось: смех и недовольство, гнев и
удовлетворение. Конечно же, не все у них
получается, а то, что получается, – еще далеко не
образцовое выполнение, но это не столь важно.
Важно, что дети вполне самостоятельны в
действиях, причем осмысленных.
Ситуация развивается далее. Взрослый
предлагает парам на местах (гимнастической
дорожке, скамейках, гимнастических стенках,
оборудованных для выполнения упражнений с
мячами и обручами, и т.д.) объединиться в
«четверки», с тем чтобы и набор упражнений и
количество выполняющих и показывающих детей
увеличились вдвое. Ситуация непростая. Во-первых,
детям нужно договориться между собой по поводу
очередности показа; во-вторых, им надлежит
контролировать себя и других по соблюдению этой
очередности; в-третьих, выполнять упражнение, как
оно показано, и выслушивать замечания от
одноклассников; в-четвертых, не вмешиваться в
момент показа и выполнения упражнения другими, а
дополнять его в случае необходимости только
после показа. Да, мы заранее отдавали себе отчет в
том, что для детей данного возраста выполнить эти
правила не так просто. Усугубляют эту ситуацию
сложившиеся в классе детские симпатии/антипатии.
Но мы надеялись увидеть отдельные проявления
детей, направленные на групповую соорганизацию
действий. И, действительно, в двух «четверках» мы
это увидели: действия детей, направленные на
достижение согласия в том, чтобы следовать
правилам; сами действия детей, их настрой на
общее дело. В других «четверках» присутствие
взрослого для детей было необходимо (правда, в
известной мере): в одном случае взрослому
пришлось помогать в установлении порядка и
очередности выполнения упражнения, в другом –
только сознание того, что рядом находится
взрослый, сдерживало некоторых детей от
проявления своих антипатий к тем или иным
одноклассникам. С «помощью» взрослого и в
остальных «четверках» что-то начало получаться,
появился интерес не только «показать всем», а
самому попытаться сделать то, что другие
предлагают. Все это, в свою очередь, сказалось на
общем настроении детей, которое сохранилось до
окончания физкультурного занятия.
Чем можно закончить описание ситуации?
Наверное, своими суждениями. Дети могут
действовать в известной мере по своей воле, в
пределах сложившихся у них представлений о
собственных физических возможностях и
предметного опыта в социальной ситуации, которая
им в той или иной мере известна и понятна. Детский
опыт парного взаимодействия существенно влияет
на наращивание индивидуального предметного
опыта и на становление деловых отношений между
ними. В то же время, в пределах больших групп, чем
пара, у детей достаточного опыта взаимодействия
нет. Поэтому в такой ситуации «работа» групп
дестабилизируется антипатиями, сложившимися у
детей как в самой учебной деятельности, так и за
ее пределами, не без участия взрослых. Последнее
становится вполне очевидным, когда
вмешательство или присутствие взрослого в
описанной ситуации стабилизирует отношение
детей друг к другу и к предмету их
взаимодействия.
Правила и нормы учебной деятельности
действительно постепенно и «планомерно»
становятся для многих детей не просто
социальными требованиями, а некой «культурной
рамкой», в которой можно «умещать» собственные
смыслы и достижения, межличностные отношения и
стремление к познанию и т.д.
В то же время, можно выделить небольшую
часть детей, которые «сводят» учебную
деятельность к выполнению учебного задания,
полученного от учителя, поэтому присутствие
взрослого и четкие его указания для них
обязательны. Они, таким образом, тоже действуют
произвольно, но эта произвольность уже другого
порядка.
Подобную учебную ситуацию вполне
можно создавать и с учениками второго и третьего
классов.
Владимир ВЫСОЦКИЙ,
Сергей СПРЫЖКОВ
г. Красноярск
|