Продолжение. Начало
см. в № 3, 4, 5, 6, 7, 8/2006 г.
Нестандартное оборудование
Тренажер десантника
Развивает смелость, силу рук,
воспитывает характер, координацию, чувство
высоты, прыгучесть (при соскоках со снаряда),
глазомер, ловкость и многие другие качества.
Устройство снаряда: Общий вид
схемы устройства приведен на рис 1.
Рис. 1. Схема тренажера десантника
1. Туго натянутый трос диаметром
6–9 мм – по диагонали зала из верхнего угла в
нижний (нижний конец троса не ниже 1500–2000 мм).
2. Верхняя стартовая площадка размерами
600х1000 мм на высоте 4500 мм.
3. Передвижная каретка с противовесом,
скользящая по тросу на двух блоках с шариковыми
подшипниками и ручкой для удержания в висе (рис. 2).
Рис. 2. Тренажер десантника (каретка)
4. Тормозная вертикальная
(амортизаторная) площадка для окончания спуска.
5. Страховочный пояс (лонжа).
6. Веревка (фал капроновый диаметром 10 мм)
для подачи каретки (рис. 2) на стартовую
площадку и страховки торможения при спуске на
начальной стадии обучения.
7. Два карабина (альпинистские или пожарные).
8. Веревочная пристенная лестница или лестница
с металлическими перемычками до уровня
стартовой площадки для подъема на нее.
Особенности натяжения троса.
Нижний напольный конец троса (крюки с блоками)
должен крепиться только сквозными болтами,
потому что бетонная стена утепленная и
недостаточно прочная. Верхний блок под потолком
над крюком должен быть укреплен к пластине
шарнирно. Тогда при натяжении троса он будет
находиться с ним в одной плоскости. Нижний блок
внизу должен быть закреплен так же.
Для более быстрого натяжения троса и
его снятия муфты должны иметь право- и
левосторонние резьбы с М18–20 и длиной не менее
600 мм. Цепь должна быть прочной с диаметром
звеньев 6–8 мм.
Методические рекомендации по
использованию снаряда. Обучение на снаряде
проводить поэтапно, начиная подъем ребенка на
малую высоту. Научить детей пользоваться
страховочным поясом и карабинами. Обучить
удерживаться на снаряде, сохраняя строго
вертикально центр тяжести тела в положении виса.
При соскоках со снаряда научить детей
выводить туловище с ногами вперед, во избежание
падения вперед. В дальнейшем чем выше будет
произведен подъем ребенка, тем больше выводить
корпус вперед относительно пола, а при спуске с
полной высоты научить детей выводить туловище с
ногами горизонтально полу. Для гашения
максимальной скорости при спуске с большой
высоты научить детей упругому сгибанию ног для
полной остановки.
На начальной стадии обучения при
подъемах на стартовую площадку обязательно
пользоваться страховочными поясами во избежание
каких-либо случайностей, тем самым абсолютно
исключив ушибы и травмы.
Стол универсальный пристенный
передвижной для настольного тенниса
Назначение данного снаряда – для
более ранней начальной стадии обучения детей
младшего возраста (стол имеет ножки с
изменяющейся высотой).
Снаряд этой конструкции легко
монтируется в рабочее состояние и
устанавливается на место одним или двумя
учениками. Наличие такого снаряда в зале создает
большие возможности занятий для детей, имеющих
какие-либо микротравмы. На столе данной
конструкции легко и удобно организовать
обучение технике игры в настольный теннис детей
младшего и среднего школьного возраста.
Описание конструкции. Стандартная
столешница стола изготавливается из
полированных листов ДСП, которые крепятся на
цельную раму, выполненную из брусков 60х80 мм (рис. 3
и 4).
Рис. 3. Стол универсальный
пристенный (передвижной) для настольного тенниса
Рис. 4. Фрагменты шарнира (А) и ножки
стола (Б)
Складные ножки стола делаются из
трубок диаметром 27–30 мм, которые при
необходимости могут раздвигаться на любой
заданный угол, что создает возможность
регулировать высоту стола для детей любого
возраста. По центру поперечных сторон
устанавливаются Т-образные ножки для
транспортировки стола на вращающихся колесиках.
Т-образные ножки изготавливаются из трубы
диаметром 33 мм.
Вертикальные стойки ножек расположены
к поперечной опоре конструкции шарнирно. Это
позволяет при установке стола в нерабочее
состояние (в место хранения) разворачивать
поперечные стойки ножек в плоскость стены или
снаряда. Таким образом, снаряд выступает от стены
не более 10 см. Он крепится к стене системой
зажимов и может вообще быть закрыт на замок.
Кроме описанных тренажерных
устройств, назовем еще ряд предметов, которые
можно объединить в группу простейшего инвентаря:
балансиры, дорожки, обручи, палки
гимнастические, круги из резины или ДВП
диаметром 150–200 мм, ролики и т.п. Многие из
этих предметов легко изготовить самостоятельно.
Собрав их все вместе, можно составить из них
различные по конструкции полосы препятствий.
Цилиндры-равновесия (малый, средний и
большой диаметры)
Устройство снарядов.
Изготавливаются из дерева. Необходимо два круга
диаметром 30–60 см, толщиной 5 см. Они обшиваются с
помощью гвоздей (длиной не менее 90 мм)
квадратными рейками 3х3 см длиной 40–50 см. По
краям, отступив на 2 см, крепится резиновый
ободок, посредством чего создается мягкое и
бесшумное вращение. Схема снаряда изображена на рис. 5.
Рис. 5. Цилиндры-равновесия (малый,
средний и большой диаметры)
Цилиндр большего диаметра (80–100 см)
отличается от вышеописанного тем, что наружные
круги имеют отверстия. Ширина обода, обладающего
достаточной прочностью не менее 6–10 см. Высота
этого цилиндра не менее 350–400 мм. Внутри его
необходимо закрепить деревянную перемычку
диаметром 3–3,5 см, выступающую от внутренней
стенки не менее чем на 3 см. Перемычка
предназначена для держания за нее ребенка,
находящегося внутри этого цилиндра во время
работы на снаряде.
Соорудив нижнюю площадку для фиксации
цилиндра к полу и верхнюю крышку с мягкой
обшивкой, надетую на цилиндр, мы изготовили
данный снаряд для выполнения опорных прыжков.
Развивает вестибулярный аппарат,
координацию, чувство равновесия, ловкость.
Данный снаряд в школе имеет три
различных диаметра в сечении цилиндра.
Независимо от диаметра сечения все они имеют
одно общее качество – удержание равновесия на
опоре.
Содержание упражнений
1. Удержание равновесия на
неустойчивой опоре.
2. Удержание равновесия стоя на цилиндре при
движении грудью или спиной вперед и назад.
3. То же, стоя на цилиндре боком в любую сторону.
Это очень сложные упражнения, они требуют
большой осторожности и обязательной страховки
при их выполнении.
4. И.п.: сидя в цилиндре, удерживаясь за
перемычку, вращение снаряда вперед и назад.
5. При наличии верхней площадки на цилиндре
выполнение всех программных прыжков
общеобразовательной школы. Цилиндры с малым
диаметром можно дополнительно применять как
«кочки» для наскока и соскока с них, если они
установлены вертикально. Применение 5–6 таких
снарядов создает условия для различных
передвижений по ним.
6. Бег по «кочкам».
7. Вскок двумя ногами и прыжки на двух ногах с
последующим продвижением по ним.
8. То же на одной ноге.
9. Пробегание (перепрыгивание) над цилиндрами,
лежащими в положении продольно.
Комбинация из двух и более цилиндров
разных диаметров, установленных вертикально
друг на друга, образует пирамиду высотой до 2 м.
В этом случае необходимо иметь круглую крышку из
фанеры для цилиндра с отверстием внутри
(фундамент пирамиды). Такая пирамида создает
значительные трудности для ее преодоления (дети
должны влезать на ее верхнюю площадку и слезать
обратно вниз). Установив с двух сторон наклонные
площадки, можно вбегать на пирамиду и сбегать с
нее. Имея две такие пирамиды, можно устраивать
конкурсы и соревнования между детьми.
Для профилактики плоскостопия
целесообразнее использовать цилиндр меньшего
диаметра (до 200 мм) и работать на снаряде в
носках или босиком.
Валерий БАРСУКОВ,
Олег ЗАГРЕВСКИЙ
г. Томск
Продолжение следует
|