Где деньги?
Многочисленные нарушения были
обнаружены при проверке хозяйственной
деятельности Комитета по физической культуре и
спорту правительства Санкт-Петербурга за 2004 г. и 9
месяцев 2005 года. Многие доходы комитета не
поступали в бюджет города, часть доходов комитет
«потерял», а выделенные средства расходовались
не по назначению. В это время комитет возглавлял
Владимир Шитарев, который уже ушел с поста
председателя и ныне является заместителем главы
аппарата Валентины Матвиенко.
Контрольно-счетная палата (КСП) уже
предъявляла комитету претензии. В феврале
2005 г. проверяющие нашли финансовые нарушения
во время реализации программы «Профилактика
правонарушений несовершеннолетних и молодежи
Петербурга в период с 2002 по 2005 гг.».
Оказалось, что в проверяемый период
смета расходов и доходов комитета на проведение
спортивных мероприятий на 2004–2005 гг. его
главой не утверждалась, при этом деятельность по
остальным направлениям, по оценке ревизоров,
«велась спорно».
В 2003 г. В. Шитарев от лица комитета
заключил с ООО «Эверест» контракт на поставку
футбольных ворот для спортплощадки на проспекте
Авиаконструкторов. Контракт был заключен на
сумму в 248 тыс. руб. Ворота должны были быть
никелированными, окрашенными специальным
водоотталкивающим составом. Однако до сих пор
неизвестно их нахождение. Более того, как
оказалось, стоимость ворот была завышена. Даже на
сегодняшний день она составляет не более
75 тыс. руб.
Интересен и другой эпизод,
произошедший в том же 2003 г. Комитет заключил
договор с ООО «ВНХ-СтройДизайн» на поставку и
монтаж оборудования катка с искусственным льдом
на площадке роликодрома на территории училища
олимпийского резерва № 2 – почти на 8 млн.
руб. Однако на сегодняшний день
работоспособность закупленной холодильной
установки для катка остается под сомнением.
Несмотря на затраченные средства, холодильное
оборудование до сих пор не подключается к
источнику электроэнергии, в конструкции катка
отсутствует герметичное основание для сбора
воды, отсутствует слив воды, местами нарушено
соединение между трубами и т.д. Кроме этого, как
считает КСП, Владимиром Шитаревым нецелевым
образом были израсходованы бюджетные средства в
размере 1 млн. 607,5 тыс. руб. на различные
мероприятия, большая часть которых (997 тыс.
руб.) – в течение всего 10 дней, в период с 19 по 29
декабря.
Комитет самостоятельно, не имея на то
законного права, сдавал в аренду помещения. Так в
2004 г. был заключен 21 договор аренды, из которых
к концу проверяемого периода действовало всего
два. Не все арендаторы платили арендную плату
добросовестно, но чиновников это волновало мало,
и руководство не предпринимало меры по взысканию
задолженности. Это привело к недополучению
доходов бюджетом Санкт-Петербурга за 9 месяцев
2005 г. на сумму 1 млн. 69,6 тыс. руб. Более 120
тыс. руб. комитет фактически недополучил, так как
неправильно вел кредитную политику с банками. В
частности, не получал процентов со средств,
хранящихся на счетах банков.
Около 12 млн. руб. безвозмездных
перечислений от ФГУ «Центр спортивной
подготовки сборных команд России» комитет не
перечислил в доход бюджета города, как не были
перечислены и средства, полученные ГУ
«Санкт-Петербургский дом спорта» от
предпринимательской и иной приносящей прибыль
деятельности: в 2004 г. это 1 млн. 959 тыс., за 9
месяцев 2005 г. – 1 млн. 434 тыс.
Специалисты КСП утверждают, что
обнаружено нецелевое использование комитетом
27 млн. 118,2 тыс. бюджетных рублей. За счет
средств, предназначенных на проведение
спортивных мероприятий, комитет оплачивал
чествования, развлекательные мероприятия,
консультационные, юридические и
организационно-технические услуги в сфере
формирования, размещения и исполнения госзаказа
города, а также оказание материальной помощи.
Сумма израсходованных средств при этом
составила около 4 млн. руб. Например, на
чествование ряда высокопоставленных лиц
израсходовано 112 тыс. руб., на оказание
материальной помощи спортсменам и тренерам –
64 тыс., на проведение новогоднего праздничного
концерта в Октябрьском – 1 млн. 39 тыс. руб.
В ряде случаев, как обнаружили
специалисты КСП, комитет сверх штата нанимал
работников для выполнения работ,
предусмотренных должностными обязанностями
штатных сотрудников. Например, несмотря на
наличие в штате заместителя председателя по
экономическим вопросам, комитет заключил
договор с Евгением Черниковым, который оказывал
комитету консультации по экономическим,
финансовым и инвестиционным вопросам. Черникову
выплатили более 1 млн. руб. (всего за
проверяемый период был оплачен труд принятых
сверх штата лиц на сумму в 4 млн. руб.).
В 2003 г. Евгений Черников
(числившийся ранее в должности заместителя
председателя комитета по физкультуре и спорту)
был приговорен к трем годам лишения свободы
условно с испытательным сроком в два года без
права занятия в течение двух лет должностей,
связанных с организационной и распорядительской
деятельностью. Его признали виновным в получении
взятки в размере 19 тыс. руб. от директора
предприятия «Петроспортобеспечение-ИТОС». При
получении этих денег Черников был задержан
сотрудниками УБЭП. Ему было предъявлено
обвинение по более чем 80 эпизодам, но в ходе
судебного разбирательства большинство из них
остались недоказанными.
За счет средств, выделенных комитету
на собственное содержание и проведение
спортивных мероприятий, чиновники, как
обнаружили специалисты КСП, неоднократно
организовывали и незаконно оплачивали
развлекательные мероприятия, расходы на
проведение которых не были предусмотрены сметой.
В частности, 133 тыс. руб. в 2004 г. были
потрачены на оплату аренды зала ООО «Эверест»
для проведения по итогам 2003 г. ежегодной
встречи работников подведомственных
организаций, фуршет на 100 человек и музыкальную
программу; 151,8 тыс. руб. в 2005 г. – на
проведение новогоднего праздника в ресторане
«Лесной» для сотрудников комитета.
Комитет тратил средства бюджета и на
погашение несуществующей задолженности перед ГУ
«Санкт-Петербургский Дом спорта» в размере
281 тыс. руб., а также, несмотря на существование
в бюджете города целевой статьи о погашении
кредиторской задолженности, комитет из
выделенных ему средств погасил кредитную
задолженность прошлых лет в 2004–2005 гг. почти на
17 млн. руб.
26 млн. 869 тыс. руб. были списаны
комитетом. Эти средства пошли на капитальные
вложения в проектно-изыскательские работы.
Списывались комитетом и средства, на которые
приобретались товарно-материальные ценности.
Они передавались третьим лицам без
оприходования на баланс комитета. Общая сумма
списанных средств в 2004 г. составила 100 тыс.
руб., за 9 месяцев 2005 г. – 335,6 тыс. руб.
Проверяющие также выяснили, что
чиновники от спорта просто потеряли более
полумиллиона рублей. Еще в 1999 г. по договору
комитет приобрел у ООО «Агентство Альтернатива»
незавершенный объект –
физкультурно-оздоровительный комплекс. Но
объект в собственность комитета передан не был, а
в 2001 г. агентство продало его коммерческой
организации. Дело дошло до судебного
разбирательства, в результате по решению
Арбитражного суда фирма должна была вернуть
деньги комитету. Однако на счета комитета
поступила всего 501 тыс. руб., т.е. меньше
половины, но эти средства не были перечислены в
бюджет города, а на что они израсходованы, в
комитете пояснить не смогли.
По материалам статьи Александры
МЕДВЕДЕВОЙ, Фонтанка.ру
Комментарий
Наталия Литвинова, и.о. председателя КСП
Санкт-Петербурга – для газеты «Спорт в школе»:
– В Комитете по физической культуре и спорту
Санкт-Петербурга с бюджетными средствами
обращались слишком вольно. Один из депутатов
Законодательного собрания на заседании
бюджетно-финансового комитета законодательного
собрания Санкт-Петербурга, где рассматривался
отчет КСП о результатах проверки, познакомившись
с представленными данными, сказал: «Похоже, там
бюджетный кодекс не читали вовсе», – но это
скорее грустно, чем смешно. Думаю, что отсутствие
финансовой дисциплины неизбежно приводит к
подобным результатам. Сейчас наша работа
закончена, отчет направлен, в том числе и в
прокуратуру. Будет хорошо, если все, что было
сделано, не пройдет впустую. |
|