Будет ли лагерь оздоровительным?
Позади очередной учебный год,
заполнены журналы, выставлены годовые отметки,
сданы экзамены. Впереди долгожданные каникулы.
Три месяца отдыха. Каждый раз, когда ученики
расходятся на такой продолжительный отдых, я
размышляю: «А как они проведут это время? Будут ли
активно заниматься физическими упражнениями или
попросту будут сидеть перед телевизором? Какие
изменения произойдут в физическом развитии моих
учеников осенью?»
Пожалуй, неудивительно, что,
вернувшись из лагеря, дети вспоминают, прежде
всего, своих вожатых и физруков, так как именно
эти люди находятся с ними практически каждый
день, начиная с подъема, утренней зарядки и до
конца дня. Здесь нет уроков, зачетов, отметок. Но
это не значит, что детей в лагерях ничему не учат.
Некоторые дети в лагере, например, знакомятся с
новыми для себя играми, изучают отдельные
физические упражнения, которым их в школе не
научили по целому ряду причин (не было учителя,
хороших условий, инвентаря и т.д.). Еще один плюс –
совершенно другой (по сравнению со школьным
классом) коллектив. В подвижных и спортивных
играх дети соревнуются с другими ребятами из
разных школ своего города или даже других
городов, сел, деревень. И это – дополнительная
возможность лучше познать себя, узнать о том, как
и чему учат на уроках физкультуры их сверстников
в других школах.
Работа лагерных физруков служит
огромным подспорьем в работе учителям
физкультуры. У детей есть возможность
познакомиться с видами спорта, которых нет в
школьной программе.
Конечно, после 9–10 месяцев насыщенной
работы с детьми в школе учителю нужен
качественный и продолжительный отдых. Но,
поверьте, совместный летний отдых с детьми при
хорошей организации дела способен вполне
заменить отпуск в пансионате, на даче или даже на
морском побережье. А главное – своим трудом,
заботой, вниманием мы способствуем развитию
здоровья детей. А если среди отдыхающих в лагере
детей будут ваши ученики, то это будет особенно
полезно и вам, и им. Ведь в условиях лагеря
физруки располагают большим временем для работы
с детьми, чем школьные учителя физкультуры. И это
время можно провести с пользой.
Наша разработка направлена в помощь
инструкторам-методистам по физической культуре
и спорту детских оздоровительных лагерей,
учителям физкультуры малокомплектных школ. Она
будет также полезна учителям физкультуры
общеобразовательных и частных школ, которые
организуют соревнования с детьми разного
возраста. Мы предлагаем проводить соревнования с
детьми разного возраста, соблюдая правило форы
или гандикапа между отрядами.
Рассмотрим варианты проведения
состязаний с детьми разного возраста на примерах
соревнований по отдельным видам спорта, наиболее
популярным и доступным в лагере.
Индивидуальные виды спорта
Шахматы
При проведении соревнований по
шахматам фора между игроками разного возраста
создается за счет разницы по времени на
обдумывание партии. Так, например, если в
соревновании между собой будут играть игроки
одного возраста, то время на обдумывание у них
одинаковое (по 10 минут на партию каждому игроку).
За каждый год разницы в возрасте между игроками
старшие ребята теряют минуту на обдумывание по
сравнению с их младшим соперником. Например, если
14-летний шахматист играет с 10-летним, то у него на
обдумывание будет 6 минут, в то время как у его
младшего соперника – 10.
Предварительно соперники жребием
определяют цвет фигур. При проведении
соревнований по олимпийской системе и если игра
завершится вничью, возможны следующие варианты
выявления победителя:
1. Присудить победу младшему
участнику.
2. Произвести переигровку с таким же
количеством времени на обдумывание, при этом
поменяв цвет фигур.
3. То же, что и предыдущий вариант, но времени на
обдумывание игрокам будет дано в два раза меньше.
Если же и эта партия не выявит
победителя, то победу можно присудить игроку
младшего возраста. В любом случае подобные
варианты должны быть прописаны в положении.
Шашки
Соревнования по шашкам можно
организовать по варианту проведения шахматных
соревнований с форой во времени обдумывания. А
можно проводить и с форой в количестве фигур
(шашек). 2 года разницы между игроками – одна
шашка с поля долой. Например, при игре 14-летнего
участника соревнований с 10-летним у старшего
мальчика должны отсутствовать две шашки. Какие
именно убрать с поля, решать старшему игроку.
Цвет шашек определяется жребием перед
началом каждой игры, если это не определено
положением.
Также при определении победителя в
каждом конкретном матче в турнирах с выбыванием
(если матч завершился вничью), возможны следующие
варианты:
1. Присудить победу младшему
участнику.
2. Произвести переигровку с таким же
количеством времени на обдумывание, при этом
поменяв цвет фигур.
3. То же, что и предыдущий вариант, но времени на
обдумывание игрокам будет дано в два раза меньше.
Если спортсмены играют без контроля
времени, а победитель должен быть обязательно
определен, возможны следующие варианты
выявления победителя в случае ничейного исхода:
1. Присудить победу младшему
участнику.
2. Произвести переигровку, при этом поменяв
цвет шашек.
3. Произвести переигровку, при этом поменяв
цвет шашек, и ввести дополнительное ограничение
по времени.
Эти или другие варианты определения
победителя обязательно должны быть оговорены в
положении о соревнованиях.
Настольный теннис
В отличие от состязаний по шахматам и
шашкам, здесь ничьих не бывает, а, следовательно,
победитель может быть определен в каждом
конкретном матче.
В соревнованиях по настольному
теннису фора между ребятами из разных отрядов
создается начальной разницей в счете между
участниками.
В каждой партии игра идет до того
момента, пока один из участников не наберет 11
очков. При этом разница в счете должна быть не
менее двух очков. Для победы в матче игрок должен
выиграть 1, 2, 3 или 4 партии (это должно быть
оговорено в положении).
Если за теннисным столом встречаются
ребята из одного отряда (одного возраста), то
каждая партия встречи между ними будет
начинаться со счета 0:0. А если в матче встретятся
игроки из разных отрядов, то встреча между ними
начнется со счета, равного разнице в возрасте
между теннисистами в пользу младшего участника.
Например, девочка 11 лет при встрече со своей
соперницей 13 лет будет вести в счете 2:0. И так в
каждой партии.
Каждый игрок последовательно
выполняет по две подачи, независимо от того, с
какого счета началась игра.
Бадминтон
Организация соревнований по
бадминтону такая же, как и в настольном теннисе. В
каждой партии игра идет до 11 очков. Фора между
участниками разного возраста – 1 очко на год.
Соревнования по настольному теннису и
бадминтону можно проводить как индивидуальные,
так и парные. Если пару играющих образовали
ребята разного возраста, то фора расчитывается
исходя из возраста старшего игрока пары. Так,
например, пара, составленная из игроков 13 и 14 лет,
не будет иметь никакой форы перед парой
соперников, если каждому из них 14 лет.
Командные виды спорта
Пионербол
Эта игра наиболее популярна в лагерях.
Именно здесь она зародилась и служит неплохим
подспорьем при обучении волейболу.
При проведении соревнований с детьми
разного возраста нужно учитывать следующее:
По возможности, старайтесь составить
расписание игр так, чтобы между собой не
встречались дети, разница в возрасте между
которыми, больше 4 лет.
Высота сетки устанавливается на
высоту старших отрядов, чтобы исключить
возможность превосходства старшей команды в
нападающих ударах и блокировании.
Ребятам младших отрядов,
недостаточно овладевшим техникой подачи, можно
разрешить подавать с площадки.
Фора между отрядами достигается
начальной разницей в счете между командами из
расчета 3 очка на год разницы между игроками. Так,
игроки 12 лет во встрече со своими 14-летними
соперниками будут начинать каждую партию при
счете 6:0 в их пользу. Причем и в решающей партии,
где игра идет до 15 очков, начальный счет также 6:0 в
пользу младших ребят.
Волейбол
Принципы организации волейбольных
соревнований такие же, как и в пионерболе.
Единственное ограничение – это подготовка
детей. В волейбол в оздоровительном лагере
играют только ребята старшего возраста (13–15 лет).
Хотя при достаточном уровне технической
подготовленности возможно и участие в
соревнованиях детей младшего возраста.
Пляжный волейбол
Принципы проведения соревнований по
волейболу и пионерболу применимы и в организации
соревнований по пляжному волейболу. Если пару
играющих образовали ребята разного возраста, то
фора расчитывается исходя из возраста старшего
игрока пары. Так, например, пара, составленная из
игроков 13 и 14 лет, не будет иметь никакой форы
перед парой, в которой обоим игрокам по 14 лет.
«Веселые старты»
Соревнования по подвижным играм
(эстафетам) всегда вызывают огромный интерес у
ребят, особенно младшего возраста.
При организации подобных стартов
можно использовать достаточно большой арсенал
физических упражнений, главное – чтобы они были
просты в освоении ребятами разного возраста.
Победителей соревнований можно
определять:
– по наименьшей сумме времени,
показанного во всех проведенных эстафетах;
– по наименьшей сумме мест, занятых командой
во всех эстафетах;
– по наибольшей сумме очков, набранной
командой во всех эстафетах. Например, 1-е место – 3
очка; 2-е место – 2 очка; 3-е место – 1 очко;
неправильное выполнение задания – 0 очков.
Способ определения победителя должен быть
обязательно оговорен положением о соревновании.
Фора между отрядами достигается
разницей в длине этапа команды. Так, ребятам
8-летнего возраста бежать до разворотной стойки
можно на 1 м меньше, чем 9-летним. Тем, в свою
очередь, – на 1 м меньше, чем 10-летним и т.д., при
условии, что длина всего этапа не больше 20 м.
Контактные виды спорта
При проведении соревнований по этим
видам спорта лучше стараться не допускать встреч
команд, разница в возрасте которых превышает 3–4
года, так как это может привести к травмам из-за
большой разницы в весе, росте и физической
подготовке между участниками. Так соревнующихся
ребят можно разбить на две группы: младшую (8–11
лет) и старшую (12–15 лет).
Мини-футбол
Фора между командами может
достигаться двумя способами:
1. Количеством игроков. Состав
мини-футбольной команды – 5 человек (4 полевых
игрока и вратарь). В заявку на игру можно включать
до 14 игроков. Команда младшего возраста
выставляет это количество игроков на плошадку.
Команда старшего возраста проводит игру в
меньшинстве. Так, против пятерки 12-летних игроков
будут выступать 4 игрока 13-летнего возраста и 3
игрока 14-летнего.
2. Разницей в счете. Например, 1 год
разницы между ребятами соответствует двум
забитым мячам в ворота старших соперников. Так
команда 12-летних ребят начнет игру с 13-летними
соперниками при счете 2:0 в их пользу, а встречу с
14-летними ребятами – со счета 4:0 в их пользу.
Время игры рассчитывается по
допустимой возрастной нагрузке младших ребят.
При проведении соревнований по
олимпийской системе, где победитель должен быть
определен в каждой встрече, в случае ничейного
результата для выявления победителя назначается
серия пенальти. При выполнении пенальти точка
выполнения удара старших ребят располагается
дальше, чем у младших (из расчета 1 м на 1 год
разницы в возрасте). Например, во встрече 10- и
11-летних футболистов 10-летние ребята будут
пробивать пенальти с 6-метровой отметки, а их
11-летние соперники будут пробивать пенальти с
расстояния 7 м.
Футбол
Так же, как и в мини-футбольных
состязаниях, фора между отрядами может быть
образована разницей либо в счете, либо в
количестве игроков. Учитывая, что футбольные
поля большинства лагерей имеют разную площадь, а
также длину и ширину ворот, то к вычислению форы в
каждом отдельно взятом лагере следует подходить
индивидуально.
Продолжительность игры не должна
выходить за предельно допустимую для младших
ребят. К играм на полях большого размера можно
допускать ребят с 12-летнего возраста (старшая
группа).
Баскетбол
Помимо упоминавшегося временного
ограничения матча, при организации соревнований
по баскетболу следует учитывать и размер мяча.
Так, ребятам до 13 лет следует играть меньшим по
размеру (мини-баскетбольным) мячом.
Так же, как и в футбольных
соревнованиях, фора может быть достигнута двумя
способами: количеством игроков и разницей в
счете. В баскетболе лучше использовать второй
вариант.
При проведении соревнований по
баскетболу в старшей группе продолжительность
матча – 2 периода по 10 минут «грязного» времени
или 2 периода по 8 минут «чистого». Этого времени,
как правило, достаточно, чтобы определить
победителя. К тому же, нагрузка позволяет
провести еще одну игру в день. Проведение более
чем двух игр в один день недопустимо.
Разница в счете между детьми разного
возраста рассчитывается следующим образом: 8
очков на 1 год разницы у девочек и 10 очков на год
разницы у мальчиков.
Если основное время матча завершится
вничью, то назначается дополнительная
пятиминутка, и перед каждым последующим
дополнительным периодом ребятам младшего
возраста начисляется дополнительное количество
очков из расчета 2 очка на год разницы – девочкам
и 3 очка на год разницы – мальчикам.
Например, встреча девочек 12 и 14 лет
начнется при счете 16:0 в пользу младших. Основное
время матча завершилось вничью – 24:24. Игра в
дополнительном периоде начнется со счета 28:24 в
пользу младших баскетболисток.
Для детей младшей возрастной группы
лучше соревнования по баскетболу заменить
эстафетами с элементами техники баскетбола.
Стритбол
Уличный баскетбол 3 ґ 3 в одно кольцо
набирает все большую популярность, в том числе и
в детских оздоровительных лагерях.
Соревнования по стритболу лучше
проводить с ребятами старшей возрастной группы
(12–15 лет).
Фора между отрядами создается
начальной разницей в счете из расчета 2 очка на
год. Игра в стритбол может завершаться тремя
способами:
– когда одна из команд наберет 16 очков;
– по истечении игрового времени (скажем, 10 минут);
– когда разница в счете составляет 8 очков в
пользу одной из команд (например. 8:0; 9:1; 10:2 и т.д.).
При проведении соревнований в
групповых турнирах или по круговой системе за
победу начисляется 2 очка, за поражение – 1 очко;
за победу с крупным счетом (8 очков) – 3 очка, а за
неявку на игру – 0 очков.
Если время игры истекло, а результат
ничейный, то для определения победителя возможны
следующие варианты:
1. Присудить победу младшим.
2. Присудить победу команде, имеющей меньшее
количество фолов.
3. Назначить дополнительное время до первого
заброшенного мяча, причем начинают младшие.
Возможны и другие варианты, но они
обязательно должны быть оговорены в положении.
Алексей МАШКОВЦЕВ
Москва
|