В туризм – с размахом
В нашей школе существует
туристический клуб «Размах», воспитанники
которого являются постоянными победителями и
призерами городских и областных соревнований по
спортивному туризму. Для каждого из них дорога в
спорт начиналась со школьных Дней здоровья.
Постоянный поиск новых туристических форм
работы с учащимися натолкнул нас на мысль
провести школьный День здоровья в виде
контрольно-туристского маршрута (КТМ). В книге
Ю.С. Константинова, В.М. Куликова
«Педагогика школьного туризма» говорится:
«Туризм нужен каждому ребенку, но в разной
степени, по разной норме. В этом проявляется
смысл деления школьного туризма на две ветви, на
два рубежа – массовый и любительский. И обе ветви
нужны школе: «малый туризм» – для большего
числа учащихся, «большой туризм» – для малого
числа занимающихся». В результате регулярного
проведения подобных соревнований накоплен опыт,
которым мы и хотим поделиться. Вниманию
читателей предлагаем один из вариантов такого
Дня здоровья.
Для проведения соревнований может
быть использована пришкольная лесополоса,
небольшой лес или городской парк.
Организация мероприятия начинается с
технической подготовки к КТМ. Вывешенное
объявление (плакат) сообщит о предстоящем
школьном туристском соревновании. Данному
объявлению отводится особая роль, поэтому оно
должно содержать следующие параметры:
1. Время и место проведения.
Например: День здоровья состоится 20 мая в 10.00 на
школьном стадионе.
2. Участники соревнования: команды 5–6-х, 7–8-х,
9–10-х классов. Состав команды – весь класс.
3. Программа соревнований: 10.00–13.00 –
соревнования по прохождению
контрольно-туристского маршрута, 13.30 – закрытие
соревнований, награждение.
4. Этапы: старт, проверка снаряжения, бивак,
укладка рюкзака, установка палатки, параллельная
переправа, бревно с перилами, топография,
краеведение, азимут, транспортировка
пострадавшего, гать, маятник, финиш.
5. Подведение итогов (результаты соревнований
подводятся по наименьшей сумме штрафных баллов).
На плакате также вывешивается образец
карты, зачетный маршрутный лист (ЗМК) и план
маршрута передвижения, список необходимого
снаряжения (компас, аптечка, куртка для
изготовления носилок) и стартовый протокол для
участников соревнований.
Если соревнования проводятся впервые,
то необходимо за неделю до них провести
консультацию для классных руководителей и
подробно рассмотреть общие организационные
моменты: например, что такое стартовый протокол,
как командам работать с судьями на этапах, какие
этапы непонятны. Желательно, чтобы изучение
данных вопросов сочеталось с практическим их
закреплением. Важно, чтобы они не были трудными
изначально. Не стоит сразу в первый год вводить
сложные этапы. Особое внимание следует обратить
на технику безопасности в лесу.
Следующий этап подготовки –
планирование дистанции. Учителю, ответственному
за эту часть работы, необходимо пройти и
проверить все места расположения этапов. В
случае загрязнения участка организовать уборку
или перенести этап в другое место. Оно не должно
быть слишком людным или слишком отдаленным.
Лучше, если это будет поляна, где смогут
разместиться один-два класса.
Особое внимание надо уделить
маршрутам между этапами. Если к месту старта надо
переходить дорогу, то можно организовать этап
для перехода дороги, который, как и другие этапы
КТМ, будет оцениваться. Путь не должен проходить
через промышленные зоны и частные участки;
желательно распланировать дистанцию так, чтобы
не было возможности сократить, «срезать» путь.
Все места будущих этапов заносятся на карту,
после чего расписываются этапы, распределяются
судьи и необходимое снаряжение. Судей лучше
назначать из учительского коллектива и учащихся
старших классов.
Накануне соревнований проводится
заседание судейской коллегии с главными судьями
этапов и их бригадами, раздается необходимое
снаряжение (веревки, волчатники, флажки),
заполняются судейские протоколы. Вывешивается
стартовый протокол, где расписывается график
старта команд (например: 5 «А» класс – 9.00,
5 «Б» – 9.10, 5 «В» – 9.20 и т.д.).
В назначенное стартовым протоколом
время классы приходят на старт в сопровождении
своих классных руководителей (желательно и
родителей), вместе с которыми они и проходят всю
дистанцию. Можно продумать призовые баллы за
преодоление учителем какого-либо этапа. Конечно,
лучше, чтобы дети сами управляли
соревновательным процессом: вели по дистанции,
общались с судьями, выбирали участников на этапы.
Но не всегда этого удается достичь. И поэтому в
сложной ситуации на помощь должен приходить
учитель. Необходимо следить, чтобы распределение
обязанностей между соревнующимися на
технических этапах проходило честно и не
создавалась ситуация, когда часть ребят пройдет
всю дистанцию, активно участвуя, а другая просто
окажется в роли зрителей.
Мы предлагаем один из вариантов
проведения такого спортивного праздника для
учащихся 5–10-х классов.
Туристские этапы
1. Старт. Проверка снаряжения
Команда выходит на старт за 10 минут.
Судьи проверяют необходимое снаряжение, знание
правил безопасности в лесу и выдают карту с
нарисованной дистанцией и ЗМК.
2. Бивак, укладка рюкзака,
установка палатки
Команда на этапе самостоятельно
распределяет обязанности по укладке рюкзака,
снятию и установке палатки. Для укладки рюкзака
необходимо выбрать самые нужные (на усмотрение
участников) предметы из числа предоставленных
судьями и правильно уложить в рюкзак. Например:
спальник и коврик надо взять обязательно, они
укладываются под спину, а фен, утюг и большую
подушку брать не нужно.
Заранее установленную палатку надо снять и
установить на место. Палатка ставится на 2 стойки
и 10 колышков. Количество участников данного
этапа определяет сама команда. При снятии
палатки судья проверяет организованность
команды при установке, правильность и быстроту
(кроме 5–6-х классов, где скорость не главное).
Уточним: палатка, рюкзак и все предметы для
укладки рюкзака судейские, команды их не
приносят и не уносят.
3. Параллельная переправа
Технически сложный этап, так как
приходится преодолевать препятствие без
специального оборудования (без организации
самостраховки), поэтому следует организовывать
его не очень длинным, примерно 8–10 м на ровной
поверхности и не очень высоко от земли (нижние
перила – на высоте 0,7–1 м и верхние перила – на
уровне груди).
Задача участника – переправиться по
параллельной переправе на другую сторону.
Передвигаться необходимо приставными шагами,
стоя на нижней перильной веревке, держась за
верхнюю. Судья (учитель физкультуры) обязательно
страхует каждого участника. В зачет идут
результаты команды, состоящей из пяти мальчиков
и пяти девочек класса. Им выставляются штрафные
баллы, их оценивают судьи на этапе. Прохождение
этапа остальными участниками не является
обязательным, но рекомендуется для выполнения.
На данном этапе возможны штрафы: двое на веревке,
заступ за контрольную линию (спрыгнул с перил, не
зайдя в безопасную зону), срыв (ноги сорвались с
перил, и участник повис только на руках).
4. Бревно с перилами
Бревно, над которым навешивают перила,
желательно сделать длиной до 5–7 м. Участники
по очереди проходят по нему, держась за перильную
веревку. Задача участников, их количество,
страховка, судейство – как на этапе
«Параллельная переправа».
5. Топография, краеведение, азимут
Для определения топознаков команде
дается пять или более карточек со знаками.
Целесообразно выполнение задания поручить
двум-трем участникам из класса. Еще двое уходят
на определение азимута. Если у команды по
каким-то причинам нет компаса, на этапе должен
находиться судейский компас. Оставшиеся
участники отвечают судье на вопросы по
краеведению. При составлении заданий
обязательно следует учитывать возрастные
возможности учащихся.
Данный этап предусматривает межпредметную связь
и требует от учащихся проявления знаний по
географии, биологии, краеведению, математике,
физике.
6. Транспортировка пострадавшего
Команда на этапе выполняет задания
судьи по оказанию первой доврачебной помощи и
транспортирует пострадавшего. На этот этап
следует поставить судью из медицинского
персонала школы.
Обычно для оказания помощи предлагаются
следующие условные травмы: переломы конечностей,
травмы позвоночника, кровотечение, обработка
ран. После наложения повязки или шины
пострадавшего транспортируют на носилках,
сделанных из подручных средств (жердей и курток).
При планировании переноски пострадавшего
следует предусмотреть прохождение данного этапа
на местности с неровным рельефом, чтобы
сформировать навыки переноски в любых условиях.
Пока юноши переносят пострадавшего по
указанному маршруту, девушки отвечают на вопросы
судьи о первой доврачебной помощи.
7. Гать (преодоление
«заболоченного» участка по кладям из жердей)
Команде из четырех мальчиков и четырех
девочек необходимо по кладям из жердей пройти
«заболоченный» участок. Границы участка
маркируются. На этапе устанавливаются до 5–6
опор, имитирующих кочки и сухие островки. Команде
выдается 8 жердей. Расстояние между опорами –
2,5 м, длина жердей – до 3 м. Участники могут
проходить заболоченный участок, наступая только
на опоры или уложенные на эти опоры жерди. На
одной опоре могут находиться не более двух
участников. Судьи дают штрафные очки за заступы в
опасную зону, падение в «болото».
8. Маятник
Команда из пяти мальчиков и пяти
девочек преодолевает условный завал способом
«маятник». Условный завал делается через
небольшую канаву, границы маркируются.
Следует подыскать место, где можно закрепить
веревку вверху. Для удобства захвата веревки на
ней вяжут узлы на разной высоте для ребят разного
возраста.
Возможные штрафы: заступ за контрольную линию,
срыв – касание двумя ногами земли в опасной зоне.
9. Финиш
На финише команда сдает свою карту и
ЗМК, в которых судьями указано количество
штрафных очков на каждом этапе. Главный
секретарь сразу подсчитывает штрафные баллы и
ведет предварительный протокол, своевременно
объявляя по громкой связи лидеров соревнований.
Итоговый протокол вывешивается после подсчета и
проверки всех результатов.
Награждение победителей проводится на школьной
линейке.
При подготовке и организации соревнований надо
помнить, что мероприятие должно решать задачи,
направленные не только на получение знаний,
умений по туристскому многоборью и необходимых
туристских навыков, но и на воспитание
морально-волевых качеств, гражданственности и
укрепление здоровья, формирование навыков
здорового образа жизни. Лишь такая совместная
работа учащихся, учителей и родителей может
помочь в достижении поставленных целей по
обучению, воспитанию и оздоровлению учащихся.
Игорь МАХОВ,
учитель физической культуры
пос. Дубовое, Белгородская обл.
|