Номинация:
ФИЗКУЛЬТУРА ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЯ
Антропометрические измерения и
индексы физического и двигательного развития на
уроках физической культуры и ОБЖ
Антропометрия (от «антропо» и
«метрия») – в антропологии система измерений
человеческого тела и его частей
(Энциклопедический словарь).
Обратиться к антропометрическим
измерениям на уроках физической культуры и ОБЖ
меня заставили три причины: во-первых, это
неудовлетворенность ныне действующими
системами тестирования и оценки; во-вторых,
необходимость подтолкнуть старшеклассников к
творческой работе и к более трезвой оценке
своего физического развития; в-третьих, в
программе ОБЖ для 10–11-х классов выделено 30
учебных часов на прикладную физическую
подготовку, которая во многом пересекается с
программой по физической культуре.
Хотелось бы вкратце объяснить эти
причины:
1) тесты и оценка рассчитаны на
среднего школьника, в них не учитываются ни рост,
ни вес, ни длина конечностей, но известно, что по
мере удлинения дистанции бега в легкой атлетике
у спортсменов падает весо-ростовой индекс и
увеличивается относительный вес тела, т.е. спринт
легче бежать, имея рост около 180 см, а
стайерскую дистанцию – 165–170 см. Высокий
ребенок с длинными конечностями легко выполнит
баскетбольные нормативы, но спасует при
выполнении гимнастических упражнений, где в
лидерах будет его одноклассник с ростом 160 см.
Пловец с ростом 182 см в среднем имеет массу
тела 79 кг, а штангист этого же роста – более
90 кг. Отсюда следует, что при тестировании и
оценке надо учитывать не только возраст, но и
предрасположенность к определенному виду
спортивной деятельности;
2) выполняя из года в год одни и те же
упражнения традиционного тестирования, учащиеся
постепенно перестают обращать внимание на
результат, их интерес ограничивается формулой
«сдал – не сдал». Заполняя же таблицу с
измерениями индексов развития, каждый видит
направление изменения индексов и автоматически
получает задание на следующие 6 месяцев, которые
пройдут до следующих измерений.
3) программа ОБЖ рассчитана на 1–11-е
классы, но не секрет, что зачастую уроки курса
проводятся только в 10–11-х классах. Это не
позволяет выделить большую часть времени не
прикладную физическую подготовку. Поэтому
использование индексов физического и
двигательного развития вместе с
антропометрическими измерениями дает
возможность точнее определить уровень
физического развития обследуемого. Повторные
измерения позволяют следить за динамикой
физического развития и учитывать его изменения в
процессе систематических занятий физической
культурой и спортом.
Ниже приведены исследования, которые
проводились по следующему алгоритму: измерения
проходили раз в полгода, начиная с мая 2004 г. На
первом этапе участвовали девять девушек,
обучающихся в 10–11-х классах; в ноябре этого же
года было 7 юношей и 15 девушек; май 2005 г. – 12 и 9
соответственно; ноябрь 2005 г. – 17 и 20. Разное
количество участников не позволяет проводить
анализ в абсолютных цифрах, поэтому все
дальнейшие выкладки будут приводиться в
процентах от числа участников. Все четыре раза в
исследованиях применялись индексы:
весо-ростовой, пропорциональности, стройности,
осанки, развития плеча и двигательного развития.
Это позволяет выстроить диаграммы изменения
этих индексов по четырем точкам, что уже дает
определенную информацию. На методике измерения
этих индексов подробно останавливаться не будем,
так как это описано в специальной литературе. В
ноябре 2004 г. были добавлены еще три индекса:
а) индекс процентного содержания
жира в организме (см. «Спорт в школе», № 3, 2003 г.,
с. 9–10) – для девушек;
б) отношение окружности талии к окружности бедер,
названное нами индексом лишних килограммов;
в) отношение массы тела в килограммах к
квадрату роста в метрах, названное нами индексом
массы тела.
Два последних индекса используются в
некоторых фитнес-клубах для контроля за
телосложением и массой тела, подробнее о
методике их использования будет рассказано ниже.
Для лучшего восприятия результатов применим
графическую форму:
Рис. 1. Весо-ростовой индекс
Анализируя диаграмму, видим, что
присутствует один «всплеск» на графике
«Ю. пов.», т.е. юноши, пришедшие на исследование
в ноябре 2004 г., имели некоторый излишек веса,
который к последующим измерениям в мае и ноябре
2005 г. в среднем снизился в 3 раза. График
«Ю. норм.» показывает постепенное повышение,
что говорит об увеличении процентного
количества юношей, не имеющих проблем с ростом и
весом. Остальные графики относительно стабильны.
Рис. 2. Индекс пропорциональности
Хочется пояснить, что буквы «Ю.» и «Д.»
обозначают юношей и девушек соответственно, а
сокращения «сниж.», «норм.», «пов.» и подобные им
обозначают здесь и в дальнейшем оценку индекса
(сниженный, нормальный, повышенный и т.д.).
Индекс пропорциональности за все
время исследования получил хорошую оценку в
большинстве случаев, поэтому целесообразно
проиллюстрировать при помощи круговой диаграммы
в абсолютных единицах: 73 человека (82%) получили
хорошую оценку индекса, 12 (13, 6%) – среднюю и 4 –
плохую, что составляет 4,4%.
Рис. 3. Индекс стройности
Рассмотрев диаграмму индекса
стройности, можно увидеть, что во всех случаях
хорошую осанку имеют более 70% учащихся, и только в
первом измерении одна девушка имела оценку
индекса ИС ниже среднего, но в дальнейшем она
продолжала участвовать в эксперименте и, работая
над осанкой, стабильно имела хорошую оценку
индекса стройности. Особенно хочется обратить
внимание на совпадение графиков «Ю. хор.»
«Д. хор.» и «Ю. сред.» – «Д. сред.». Для
полного понимания диаграммы 3 заметим, что вместо
даты измерений проставлены их номера в
последовательности.
Индекс осанки (дуга спины) –
единственный, где нет разделения по половому
признаку, и он заслуживает особого внимания, так
как именно нарушение осанки на сегодняшний день
является бичом молодых людей, все больше времени
проводящих за мониторами компьютеров. Как и
следовало ожидать, здесь мы получили стабильно
средний результат, а значит, работа, над осанкой
предстоит долгая и кропотливая: с оптимизмом
можно рассматривать результаты первого
измерения, проведенного в мае 2004 г., но следует
помнить, что в нем участвовали только девушки,
которые, несомненно, уделяют осанке повышенное
внимание. В то же время, высокий процент
ухудшенной осанки в первом измерении (17%)
объясняется ограниченным количеством
участников (9 человек), из которых у одного
оказалась ухудшенная осанка.
Рис. 4. Индекс осанки
Индексы развития плеча и
двигательного развития не принесли сюрпризов.
Как и ожидалось, у 58% юношей и 44% девушек ИРП
получил хорошую оценку, у 36% и 40% соответственно
ИРП удовлетворителен и у 6% и 16% ИРП недостаточен.
Заставил задуматься результат ИДР: 75% юношей
имеют хороший результат и только 8% – отличный;
хуже ситуация у девушек – 68% с
удовлетворительным результатом. Вывод: девушкам
требуется усиленная работа над
скоростно-силовыми качествами.
Рис. 5. Процент содержания жира в
организме
Уже отмечалось, что методика
вычисления процентного содержания жира в
организме применялась только для девушек.
Принято считать, что у спортсменок содержится
10–15% жира, а норма – 22–24%, от которой мы и
исходили, так как в наших измерениях участвовали
добровольцы без специального отбора. Получили:
первое измерение проводилось в ноябре 2004 г., и
его результаты нельзя назвать
удовлетворительными: из 15 девушек только четыре
уложились в норму, но девушки сделали правильные
выводы, и в последующем график с обозначением
«Норма» находился выше двух остальных. Отрадно,
что девушки поняли: нехватка жировой ткани не
менее вредна для организма, чем ее избыток, а
также, что девушка, имеющая 22–24% жировой ткани, не
выглядит полной.
Рис. 6. Индекс массы тела
Переходя к двум следующим индексам,
хочется напомнить, что они взяты из практической
работы фитнес-клубов. Индекс лишних килограммов
(ИЛ = окружность талии / окружность бедер), в норме
составляющий 0,8 для женщин и 1,0 для мужчин,
по-видимому имеет чисто популистский аспект, так
как среди школьников 38% имели нормальное
значение этого индекса, а 60% – меньше нормы.
Индекс массы тела (ИМТ) также не оказался
жизненно важным. Согласно ему, соотношение массы
тела (кг) к квадрату роста (м) в интервале 18,5–25
имеет нормальное значение; в интервале 25–30 –
избыток массы; более 30 – ожирение. При этом
половые особенности не учитываются. Наши
результаты отражены на рис. 6. Были сделаны
выводы, что ИЛ и ИМТ непригодны для оценки
организма в 15–17 лет, но, вероятно, работают для
30–40-летних.
На уроках-исследованиях я выяснил, что
для проведения девяти вышеприведенных измерений
вполне достаточно 40–45 мин. урока. Ребята
успевают не только провести исследование, но и
просчитать индексы, построить графики. Для 20–25
человек достаточно одних напольных весов и 5–6
сантиметровых лент. Урок проходит живо и дает
много информации для размышления.
Андрей ПОПИЛЬ
учитель ОБЖ и физической культуры
СОШ № 10
с. Раздольное,
Приморский край
|