Подготовила Ирина
БОГДАНОВА
О чем пишут в журналах?
Состояние среды региона в
оценках учителей физкультуры
Более 400 учителей физической культуры
из 300 общеобразовательных школ Пермской области
высказали свое мнение о состоянии окружающей
среды в своем регионе.
Анализ результатов опроса показывает готовность
учителей учитывать состояние окружающей среды в
районе школы при наличии соответствующих
методик, что свидетельствует о востребованности
последних.
О том, что учителя не владеют необходимой
информацией о способах учета экологической
ситуации в профессиональной деятельности,
говорят и ответы на вопрос о достаточности
методической литературы по особенностям
проведения уроков физкультуры со школьниками на
экологически неблагополучных территориях. Лишь
2% респондентов заявили, что подобной литературы
достаточно; 67% сказали о недостаточности
литературы; 19% отметили, что литература полностью
отсутствует. Также, по мнению учителей,
действующие программы по физической культуре
для общеобразовательных школ не учитывают
состояния окружающей среды. Большинство
учителей физической культуры не учитывают
действия экономических факторов при проведении
уроков.
Готовность учителей учитывать состояние
окружающей среды в педагогической практике при
наличии соответствующих методик высока.
По мнению учителей, лучше всего для укрепления
здоровья школьников, проживающих на территориях
с неблагоприятной экологической обстановкой,
использовать сочетание традиционных и
нетрадиционных средств физического воспитания.
46% учителей отмечают, что введение третьего урока
необходимо для повышения объема двигательной
активности. 38% учителей обозначили в качестве
главной задачи оздоровление, а 12% – развитие
отстающих двигательных качеств.
М.Г. ИШМУХАМЕТОВ,
к.п.н., доц.,
«Физическая культура, воспитание, образование,
тренировка», № 6, 2005 |
Оптимизация оценки действий
соперника в волейболе
Любое технико-тактическое действие,
согласно научно-методической литературе по
волейболу, состоит из трех фаз: подготовительной,
основной и заключительной.
Основная фаза представляет собой реализацию
смыслового действия (атака в действиях нападения
и т.д.), а подготовительная – комплекс действий,
обеспечивающих адаптацию основной фазы к
условиям конкретной игровой ситуации. Отсюда
может возникать гипотеза, что в игровом процессе
оценка действий соперника для принятия
оптимального тактического решения в данной
ситуации в первую очередь может опираться именно
на такие подготовительные действия.
Был проведен эксперимент. Его результаты
показали, что с увеличением продолжительности
подготовительных действий вероятность точной
оценки действий соперника возрастает. Всякие
подготовительные действия снижают уровень
неопределенности ситуации и являются источником
достоверной информации. Следовательно,
педагогической задачей при формировании навыков
оптимальной деятельности в тренировочном
процессе является выделение в действиях
соперника наиболее опасных в конкретных
ситуациях нападения и обороны, ориентируясь на
подготовительные действия.
В.Г. КУВШИННИКОВ, к.п.н., проф., О.А. КИСЛЫЙ,
«Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка», № 6, 2005 |
Физическое воспитание
младших школьников средствами настольного
тенниса в условиях трех уроков физической
культуры в общеобразовательной школе
Речь идет об экспериментальной проверке
авторской методики физического воспитания для
учащихся 1–2-х классов общеобразовательных школ,
сочетающей базовые средства физического
воспитания и средства настольного тенниса. Суть
методики заключается в сопряженном методе
обучения, когда одновременно формируются умения
и навыки настольного тенниса и развиваются
физические качества. При этом базовая часть
составила 52 час., а занятия настольным теннисом –
50 час., из них 10 час. заняли теннисные упражнения,
развивающие физические качества, 40 час. –
упражнения для овладения техникой настольного
тенниса.
Тестирование учащихся проводилось в два этапа: в
начале и в конце учебного года (9 тестов).
Результаты педагогического эксперимента
свидетельствуют о том, что, сочетая базовые
средства физического воспитания и средства
настольного тенниса, можно успешно решать задачи
воспитания физических качеств детей 6–8 лет.
Большое разнообразие технико-тактических
приемов и специальных подводящих упражнений,
связанных с проявлением личной моторики,
значительно расширяет арсенал двигательных
умений и навыков.
И.А. ЧУЕВА,
«Физическая культура: воспитание, образование,
тренировка»,
№ 2, 2006 |
Концептуальный подход к формированию
равновесия у занимающихся оздоровительной
аэробикой
Основными задачами исследования являлось:
1) Апробировать технологию формирования
равновесия и раскрыть эстетический потенциал
используемых физических упражнений.
2) Показать зависимость повышения эстетики
двигательных действий от степени устойчивости
тела занимающихся оздоровительной аэробикой.
3) Выявить уровень эстетических представлений
занимающихся аэробикой о красоте физических
упражнений.
Был проведен эксперимент с участием 34 девочек 12–14
лет.
Технология развития и совершенствования
равновесия была направлена на повышение общей
культуры движений и ознакомление с эстетическим
потенциалом используемых физических упражнений.
Каждое занятие начиналось с выполнения серии
подготовительных и специально подготовительных
упражнений: различных видов ходьбы, бега, прыжков
и подскоков, составляющих основное содержание
базовых шагов в оздоровительной аэробике. В
основной части тренировки использовались серии
прыжковых, вращательных, танцевальных движений,
направленных на повышение устойчивости тела.
Результаты исследования показали необходимость
специальной направленности тренировочного
процесса на развитие и совершенствование
равновесия как одной из основных двигательных
координаций в оздоровительной аэробике.
Анализ специальной литературы и изучение опыта
ведущих тренеров свидетельствуют о недооценке
специальной работы по формированию эстетических
знаний, представлений.
Е.В. ЛОШЕНКО,
Л.Д. Назаренко, д.п.н., проф.,
«Физическая культура: воспитание, образование,
тренировка»,
№ 2, 2006 |
|