Сегодня мы знакомим наших читателей с
некоторыми главами этого доклада – с теми, что
связаны с финансированием школ, заработной
платой учителей, с планируемыми Государственным
советом РФ изменениями в сфере детского
здравоохранения, физического воспитания и
социальной защищенности педагогов. Полностью с
текстом доклада можно ознакомиться на сайте
Министерства образования и науки: http://edu.of.ru/attach/17/5286.doc
Насколько планируемые Госсоветом мероприятия
будут эффективны? Достаточно ли мер,
предложенных авторами доклада, для того, чтобы
изменить критическую ситуацию, сложившуюся за
последние годы в системе общего и
дополнительного образования? Вопросов много. И
мы предлагаем обсудить их на страницах нашей
газеты.
Доклад Государственного совета РФ
«О развитии образования в Российской Федерации»
(от 24.03.2006 г.)
Введение
...Настоящий документ состоит из трех
частей. В первой части раскрываются цели и
стратегические ориентиры образовательной
политики государства на современном этапе. Вторая
часть посвящена определению приоритетных
задач инновационного развития российского
образования. В третьей части рассматриваются
ключевые условия эффективности образовательной
политики государства – кадровые, экономические,
управленческие и правовые.
Особое внимание в данном документе
уделяется роли регионов в развитии образования,
их взаимодействию с федеральным центром. При
этом следует отметить возрастающее значение
регионов в разработке и реализации
образовательной политики государства. Это стало
возможным благодаря тому, что на региональном
уровне приобретен значительный
модернизационный и инновационный опыт. Тем самым
накоплен ценнейший ресурс для перехода к началу
системных инновационных изменений в российском
образовании в целом.
2.1.2. Восстановление и развитие
школьного здравоохранения
Исходные позиции
В настоящее время медицинское
обеспечение учащихся и воспитанников
образовательных учреждений возложено на
сотрудников детских поликлиник –
врачей-педиатров и медицинских сестер,
работающих в отделениях организации медицинской
помощи детям в образовательных учреждениях.
Укомплектованность медицинских кабинетов
образовательных учреждений врачами и средним
медицинским персоналом происходит по
остаточному принципу и составляет 62–72%, в том
числе совместителями – 22–32%, что в значительной
степени обусловлено самой низкой оплатой их
труда в сравнении с другими работниками детских
поликлиник. В 30% школ медперсонала нет.
Оценка работы медперсонала в процессе
лицензирования и аттестации школ не связана с
заболеваемостью учащихся, а страховые компании
не заинтересованы в проведении профилактической
работы. В итоге забота о здоровье школьников,
возложенная Законом «Об образовании» на
директора школы, на деле не интересует никого,
кроме родителей ребенка.
В 67% школ Российской Федерации
отсутствуют медицинские кабинеты. Помещения и
оснащение медицинских кабинетов,
регламентируемые действующими нормативными
документами, имеются лишь в половине школ. Только
в 44% городских детских поликлиник обеспечены
штатные нормативы врачебного персонала.
В итоге, по данным Всероссийской
диспансеризации детей и подростков, сегодня
только каждый третий ребенок может быть признан
здоровым. 16% детей страдают различными
хроническими заболеваниями. Более половины
детей имеют те или иные функциональные
отклонения, которые могут привести к хроническим
заболеваниям. Все это делает очевидным
неотложное восстановление и развитие школьного
здравоохранения.
Необходимые меры
Разработка современных норм, регламентирующих
медицинское обеспечение детей и подростков разного
возраста.
Обеспечение приоритетности
амбулаторных мер профилактики и оздоровления.
Укрепление материально-технической
базы медицинских кабинетов.
Введение новых технологий обработки
информации, полученной в процессе
профилактических осмотров, в частности «паспорта
здоровья», для обмена информацией между
родителями и врачами-специалистами,
отслеживания результатов профилактической
деятельности.
Внесение изменений в порядок
финансирования по обязательному медицинскому
страхованию, включение в него оплаты
профилактических мероприятий, проводимых в
образовательных учреждениях или на базе
поликлиник.
Рассмотрение Фондом социального
страхования возможности оплаты питания в
оздоровительных лагерях с дневным пребыванием
детей (а не только набора продуктов для
организации питания); оплаты отдыха в лагерях с
дневным пребыванием детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей; оплаты
питания или набора продуктов в городских
санаторных лагерях.
Организация «школ здоровья», школ
со здоровьесберегающими технологиями, а также
оздоровительных мероприятий и
профилактического лечения детей и подростков в
период их летнего и зимнего отдыха.
2.1.3. Реорганизация системы питания в
общеобразовательных учреждениях на основе
использования современных технологий
производства и транспортировки пищевых
продуктов
Исходные позиции
Организация правильного,
сбалансированного питания детей и подростков –
одно из важных направлений деятельности
образовательного учреждения. Однако сегодня в
школах России большинство детей еще не получают
необходимого питания с учетом возраста,
состояния здоровья, умственной и физической
нагрузки, режима функционирования
образовательного учреждения, а также
территориальных особенностей региона.
Горячее питание в школе в настоящее
время получают только 15–20% детей. Муниципальные
органы власти (причем далеко не все) выделяют на
питание школьников в среднем по 12–15 рублей в
день, из которых 60% составляют накладные расходы.
Существующее школьное питание ведет к
недостаточному потреблению наиболее ценных в
биологическом отношении пищевых продуктов,
недостаточному потреблению витаминов и
микроэлементов.
Необходимые меры
Содействовать восстановлению «индустрии
школьного питания» на основе современной
материально-технической базы и использования
новых, альтернативных форм обслуживания в
образовательных учреждениях. Подготовить
нормативно-методические документы для создания
оптимальных схем организации школьного и
дошкольного питания с использованием
современной техники и технологий,
обеспечивающих высококачественное питание
детей.
Разработать примерные нормы
питания на одного ребенка в день для всех типов
и видов образовательных учреждений (с частичным
или круглосуточным пребыванием ребенка) с учетом
профиля образовательного учреждения, возраста
детей, их здоровья, умственной и физической
нагрузки.
Установить порядок контроля
качества питания с учетом возрастных
особенностей учащихся, оптимизировать его
стоимость.
Принять региональные
законодательные акты, обеспечивающие
обязательное выделение денежных средств на организацию
питания детей из малообеспеченных семей в
период пребывания в государственных,
муниципальных образовательных учреждениях.
Привлечь научные кадры к разработке новых
видов продуктов для школьного питания с
высокими качественными и технологическими
характеристиками, а региональных производителей
– к выпуску широкого перечня продуктов высокой
пищевой и биологической ценности, обогащенных
витаминно-минеральными примесями, микро- и
макроэлементами.
2.1.4. Модернизация системы физического
воспитания детей, подростков и молодежи.
Развитие массового спорта в образовательных
учреждениях
Исходные позиции
За последние десять лет в Российской
Федерации сложилась устойчивая тенденция
ухудшения параметров физического развития
детей, подростков и молодежи. Реорганизация
органов управления образования и физической
культуры исключила из их структур подразделения,
которые осуществляли деятельность в области
развития школьной физической культуры. Это
повлекло за собой уменьшение финансирования,
сокращение количества и выход из строя
существующих спортивных объектов в
общеобразовательных учреждениях, слабую их
оснащенность спортивным инвентарем.
Снижение контроля за уровнем
преподавания на уроках физкультуры,
производством школьного спортивного инвентаря и
оборудования привело к повышению травматизма на
занятиях физической культурой и спортом в
образовательных учреждениях. По причине резкого
повышения стоимости платных
физкультурно-оздоровительных услуг, а также
роста цен на спортивную форму и инвентарь
занятия массовой физической культурой и спортом
во внеурочное время становятся недоступными для
большинства детей и подростков.
Необходимые меры
Развитие и совершенствование
материально-технической, спортивной базы,
необходимой для качественной
учебно-физкультурной работы, открытие в
структуре образовательных учреждений
спортивных клубов или центров содействия
укреплению здоровья школьников.
Создание широкой сети физкультурных и
спортивных детских площадок как по месту
жительства, так и при школах.
Обеспечение инновационной
подготовки и повышения квалификации специалистов
физкультурно-спортивного профиля для
образовательных учреждений, специалистов
реабилитационной и лечебной физической
культуры, способных работать с инвалидами и
детьми, имеющими отклонения в состоянии
здоровья.
2.1.5. Комплексное
медико-психологическое и социально-правовое
сопровождение развития ребенка и
образовательного процесса
Исходные позиции
В развитых странах, в том числе и в
России, наработан конструктивный опыт в
организации инфраструктуры комплексного
сопровождения и поддержки ребенка в процессе его
развития, обеспечивающей успешность
социализации детей в условиях современного мира.
Проблема медико-психологической и
социально-правовой поддержки детей в
образовании первоначально была поставлена и
прорабатывалась в контексте создания службы
практической психологии в школе. Однако в
настоящее время низкая заработная плата и
недостаточный уровень социальной защищенности
школьных психологов приводят к значительному
оттоку специалистов высокой квалификации из
образовательных учреждений. Это делает крайне
затруднительным формирование комплексной
медико-психологической и социально-правовой
службы в образовании, создание гибкой
инфраструктуры, объединяющей работу психологов,
медиков, социальных педагогов, юристов по
оказанию необходимой помощи ребенку, семье,
педагогу, руководителю образовательного
учреждения.
Необходимые меры
Создание на базе существующей
региональной системы
психолого-медико-педагогической службы комплексной
психолого-медико-социально-правовой службы
образования, включающей различных
специалистов (психологов, социальных педагогов,
дефектологов, медицинских работников), целью
которой является осуществление поддержки
развития ребенка и сопровождения
педагогических, управленческих и социальных
инноваций в системе образования. Разработка нормативно-правовой
и организационно-технологической базы указанной
службы.
Организация в системе данной службы
совместно с подразделениями Министерства по
чрезвычайным ситуациям (на федеральном,
региональном и муниципальном уровне)
антикризисных подразделений по оказанию
медико-психологической и социально-правовой
помощи в первую очередь детям и семьям, попавшим
в кризисные ситуации.
Создание эффективной системы
профессионального образования, повышения
квалификации, переподготовки и других форм
подготовки практических психологов на основе нового
поколения образовательных стандартов.
Организация информационной
поддержки деятельности комплексной
психолого-медико-социально-правовой службы
образования.
2.1.6. Формирование эффективных
механизмов социально-психологической,
финансово-экономической и
материально-технической поддержки специального
образования
Исходные позиции
Обеспечение права и комфортных
условий обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья в образовательных
учреждениях, получения образования и участия в
трудовой деятельности граждан, относящихся к
категории «лиц с ограниченными возможностями
здоровья», является неотъемлемой
характеристикой цивилизованного общества.
Развитие современных информационных технологий,
научно-технический прогресс и глобальное
изменение видов профессиональной деятельности
резко расширили возможности социальной
интеграции различных категорий детей с
отклонениями в развитии, поведении,
ограниченными возможностями здоровья и особыми
образовательными потребностями. Люди, ранее
обреченные быть на иждивении у государства,
становятся полноценными членами общества.
Кардинальное решение проблем обеспечения
нормального развития и образования указанной
категории детей требует существенного изменения
государственной политики по отношению к системе
специального образования.
Необходимые меры
Создание реально действующей системы
непрерывного образования детей с особенностями
развития и инвалидностью. Для детей с задержкой
психического развития, трудностями и
пробелами в обучении наряду с сохранением
сложившихся форм включения их в образовательный
процесс (учреждения специального образования,
классы коррекционно-развивающего обучения,
индивидуальное и надомное обучение) обеспечить
возможность обучения по индивидуальным
программам как в общеобразовательных, так и в
специализированных образовательных
учреждениях. Для детей-инвалидов предусмотреть
создание системы ранней диагностики и коррекции
отклонений в развитии; интегрированного
(инклюзивного) дошкольного и школьного
образования, включая в качестве его элементов
индивидуальное, надомное и дистанционное
обучение, а также начального профессионального
образования, предполагающего создание базовых
учреждений, в которых будут созданы все
необходимые условия для получения
детьми-инвалидами полноценного образования и их
становления как конкурентоспособных
профессионалов.
Упорядочение финансирования
учреждений образования, осуществляющих
обучение лиц с ограниченными возможностями
здоровья (расчет и введение особого норматива
подушевого финансирования лиц с ограниченными
возможностями здоровья для дошкольного,
начального, среднего и профессионального
образования).
Обновление санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов деятельности специальных
образовательных учреждений различной
направленности; совершенствование на этой
основе критериев их государственного
лицензирования и аккредитации, обеспечение их
учебниками, наглядными пособиями, специальной
техникой.
Совершенствование правового
обеспечения реализации государственной
политики поддержки специального образования.
3.1. Повышение социального статуса,
материального состояния и профессионального
уровня педагогических кадров
3.1.1. Материальное положение педагогов
Исходные позиции
В настоящее время в силу многих
экономических причин кадровый потенциал системы
образования находится в неудовлетворительном
состоянии. Главной причиной этого является
крайне недостаточная зарплата в сфере
образования, которая до сих пор остается одной из
самых низких в стране. Между тем, государство, в
котором заработная плата учителя ниже средней по
стране, не способно к развитию.
Не решив вопрос о достойной заработной
плате работников образования, нельзя говорить о
качестве и развитии образования.
Среднемесячная заработная плата
работников образования (по данным за
январь–декабрь 2005 года)
В 1991 г. среднемесячная заработная
плата в образовании составляла 71% от заработной
платы в экономике. В 2005 г. этот показатель
составил 66%. Средняя заработная плата
российского учителя еще ниже – 49,7%, воспитателя
детского сада – 40,5%. Половина работников
образования получает зарплату менее 3 тыс. руб. в
месяц.
Большинство учителей и директоров
считают, что материальное обеспечение учителя
чрезвычайно низко. В целом по стране, по данным
ВЦИОМа, такой же точки зрения придерживаются
более чем три четверти населения.
Положение работников дошкольных
учреждений показывает их ущемленность в
социальных вопросах даже по сравнению с
учителями. Между тем труд воспитателей
дошкольных образовательных учреждений и групп
широко востребован обществом, не менее сложен,
чем труд учителей, требует не меньших
психолого-педагогических знаний,
педагогического мастерства и квалификации.
Высокую степень социальной
неудовлетворенности работников образования
вызывает отсутствие достойного пенсионного
обеспечения, медицинского обслуживания,
невозможность улучшения жилищных условий.
Концепция пенсионной реформы и
действующая законодательная база не
предусматривают достаточного пенсионного
обеспечения за счет государственной пенсии. Роль
необходимого дополнения играет
негосударственное пенсионное обеспечение. Но в
данном случае работники образования, как и
работники других бюджетных отраслей, ущемлены в
своих правах по сравнению с работниками сектора
реальной экономики. Работодатели в системе
образования по закону не имеют права получать
прибыль от основной деятельности и,
следовательно, не могут финансировать
дополнительное пенсионное обеспечение своих
работников.
Все сказанное выше подтверждает
необходимость проведения серьезных
качественных и структурных изменений в кадровом
обеспечении системы образования.
Необходимые меры
Введение региональных систем
социальных гарантий для работников
образования, подобных той, которая была
предусмотрена ранее Законом Российской
Федерации «Об образовании».
Оптимизация структуры
педагогических кадров. Разработка
организационно-экономических и нормативных
правовых механизмов, препятствующих
возникновению и закреплению негативных
диспропорций в структуре кадрового потенциала
системы образования, связанных с неоправданным
наращиванием управленческого и
вспомогательного персонала, устойчивой
тенденцией старения педагогических кадров, их
чрезмерной феминизацией.
3.1.2. Система оплаты труда
Исходные позиции
Действующая система оплаты труда
учителей крайне неэффективна. Она лишь в малой
степени учитывает важную воспитательную работу
педагогов, стимулирует избыточную почасовую
нагрузку учителей и перегрузку школьников, не
создает стимулов совершенствования
педагогического мастерства, не способствует
притоку молодых профессиональных кадров в
систему образования.
Завершая переход к финансированию
общеобразовательных учреждений по подушному
принципу, следует начать постепенный переход к
новой системе оплаты труда педагогов. При этом,
сохраняя общие принципы такой системы, предстоит
учитывать возможное многообразие подходов к
системе оплаты труда учителей в различных
субъектах Российской Федерации, комплексно
рассматривать введение новой системы оплаты
труда с учетом развития практики общественного
участия в управлении образованием,
самостоятельности образовательных учреждений,
инновационных подходов к аттестации учителей.
Необходимые меры
Разработка и апробация новых
региональных систем оплаты труда учителей,
построенных на общих принципах оплаты за
качество образования, укрепления здоровья и
воспитания детей; увеличения дифференциации в
оплате труда учителей различной квалификации;
участия школьных попечительских, управляющих и
иных советов в оценке качества труда педагогов;
зависимости от специфики и направлений
деятельности образовательных учреждений.
· Определение на региональном
уровне объемов фонда оплаты труда
общеобразовательных учреждений в общем объеме
бюджетного финансирования.
Разработка и реализация механизмов
увеличения доли надтарифного фонда в общем
фонде оплаты труда с предоставлением
возможности участвовать в его распределении
школьным попечительским, управляющим и иным
советам.
Введение новой системы аттестации
учителей, стимулирующей их к освоению
эффективных инновационных образовательных
технологий, современных информационных
технологий, методов организации проектной,
групповой и исследовательской деятельности
учеников, иных ключевых педагогических
компетенций. Следует отказаться от определения
уровней оплаты труда педагогических работников,
напрямую зависящих только от стажа
педагогической работы и образования, поскольку
из-за включения в педагогический стаж периодов,
не связанных с непосредственной педагогической
деятельностью, длительных перерывов в работе
исчисленный педагогический стаж не всегда
является объективным показателем квалификации.
Целесообразно ввести отдельно надбавку за
непрерывный педагогический стаж. Такая надбавка,
устанавливаемая через первые 3 года работы,
позволит как привлечь молодых специалистов, так
и закрепить кадровых работников.
3.1.3.2. Формирование нового содержания
педагогического образования
3.1.4. Создание системы непрерывного
дополнительного профессионального образования
педагогических и управленческих кадров
В связи с интенсивной динамикой
социально-экономических,
информационно-технологических изменений,
ускоренным обновлением знаний и требований к
компетенциям обеспечить перевод системы
непрерывного дополнительного профессионального
образования педагогических и управленческих
кадров с пятилетнего на трехлетний цикл
обязательного повышения квалификации и
переподготовки.
Развитие многообразия форм, видов и
уровней дополнительного педагогического
образования с целью индивидуализации и
специализации профессиональной подготовки
педагогов в соответствии с потребностями
инновационного развития образования.
Подключение к системе повышения квалификации и
переподготовки педагогических кадров
специалистов, связанных с решением проблем
детства.
Формирование системы сетевой
организации непрерывного педагогического
дополнительного образования на базе как
инновационных образовательных учреждений, так и
педагогических мастерских отдельных педагогов.
Придание институтам повышения
квалификации работников образования (институтам
развития образования) функций координаторов
сетевых программ дополнительного
педагогического образования и ресурсных центров
инновационного развития образования в регионах.
Создание системы педагогической
доподготовки и сертификации специалистов с
высшим образованием для привлечения их к
образовательной деятельности, особенно для
удовлетворения потребностей школ в освоении
новых специализаций.
Введение персонифицированных форм
финансирования повышения квалификации и
переподготовки работников образования и
предоставление им права выбора образовательных
программ. Организация открытого конкурса
программ повышения квалификации и
переподготовки на основе самодиагностики
профессиональных компетентностей,
индивидуального выбора, государственного и
корпоративных заказов.
|