Когда физкультура – предмет базовый
Об авторе:
Уроки физической культуры, если
правильно понимать их значение для будущей жизни
наших детей, должны быть базовыми. От того, как
занимаются наши дети, и должна зависеть оценка их
труда. При этом дети «неспортивные» могут
добиваться лучших результатов, чем те, у кого
способностей больше.
Конечно же, очевидно, что два недельных урока
физкультуры в школе – мизер, нужны и
дополнительные занятия, и работа секций, и
соревнования и т.д. Но все-таки самое важное –
личность учителя.
Михаил Алексеевич – Учитель с большой буквы: в
этом я убеждаюсь без малого 30 лет. Забота о
здоровье детей – главное дело его жизни,
увлеченность которым безгранична.
В 1979 г., не успела наша школа открыться, а он уже
оборудовал летнюю спортивную площадку при школе,
с баскетбольными щитами и беговой дорожкой, где
потом до поздней осени тренировались ребята и
проводились уроки. А как заботился он о
спортивном инвентаре и приучал к этому ребят!
Когда не было возможности купить волейбольные
мячи в нашем городе, он привозил их из других
городов. Спортивная жизнь в школе била ключом и
до уроков, и на уроках, и после уроков.
Шло время, и бескомпромиссный по характеру
учитель все больше оказывался не ко двору
администрации школы, для которой не важны были
энтузиазм, увлеченность, а главное, та польза для
общего дела, которую невозможно не видеть. И
учителю пришлось уйти из школы.
Я очень жалела об этом и как учитель, чьи ученики
с удовольствием и заинтересованно занимались
физкультурой, и как мать, потому что мои два сына,
не очень-то по природе своей способные к спорту,
учились у Михаила Алексеевича. Старшего он увлек
не только уроками физкультуры, но и волейболом. И
это увлечение сохранилось до сих пор, даже
усилилось: сейчас ему 45 лет, а он три раза в неделю
ходит на тренировки по волейболу в городской
спортзал и участвует в соревнованиях. Младший
увлекается подводным плаванием. В этом – тоже
заслуга его учителя.
В нашем небольшом городке – прекрасный бассейн
«Дельфин» с 50-метровой дорожкой, в котором после
ухода из школы уже много лет работает Михаил
Алексеевич детским тренером. И когда я изредка
прихожу в бассейн, обязательно вижу его среди
своих воспитанников: энергичного, быстрого,
доброго, умеющего заинтересовать и увлечь ребят.
Он не только учит их плавать, но и воспитывает, и,
прежде всего, своим примером.
В городе его знают все и уважают как истинного
подвижника физической культуры. Несмотря на то,
что его ученики упорным трудом добиваются
отличных результатов, Михаил Алексеевич не имеет
(проработав более 40 лет с детьми) никаких званий,
кроме одного: Учитель.
Юлия ГОНЧАРОВА, педагог
В секции плавания, у Михаила
Алексеевича Логачева я занимаюсь семь лет.
Конечно, у нас нет отметок, как в школе. Но
существует оценка по результату: самое важное,
чтобы отработать по способностям, на свой
максимальный результат. «Победишь себя –
победишь всех!» – девиз нашей секции. Было бы
неплохо, если бы и в школах его придерживались. В
секции нет первых и последних, и если уважают, то
совсем не за лучший результат.
Ольга ЯДРЕННИКОВА, 10-й класс
Любимым уроком – и моим, и большинства
учащихся – был урок физкультуры. Он давал
постоянное ощущение бодрости, хорошего
настроения. С 7 до 8 часов утра мы бегали в бассейн
на плавание, потом в школу на баскетбол, вечером
тренировались на лыжах, а педагог вел постоянный
учет наших спортивных достижений. А когда знаешь
свой вчерашний результат и понимаешь, что можешь
сегодня его улучшить, то, понятно, стремишься к
этому. По-моему, это и есть становление характера
и наилучший способ оздоровления организма.
Утром в спортзале школы желающих позаниматься
часто оказывалось так много, что мы разминались
на первом этаже. После уроков (в зимнее время) не
всегда хватало лыж, приходилось сидеть и ждать
свою пару. А какая была в школе лыжня! И подъемы, и
спуски. А как у нас проходили соревнования! Если
играли в баскетбол – то играла вся школа. Седьмой
класс запросто мог противостоять девятому, а то и
десятому классу и даже одержать победу. В финале
боролись сильнейшие, и обязательным участником
соревнований была команда учителей. Не это ли
собственный положительный пример здорового
образа жизни?
Сейчас я сама педагог, своим ученикам очень часто
рассказываю о тех уроках и как классный
руководитель прилагаю все усилия, чтобы они
получали ежедневную, пусть небольшую, но
физическую нагрузку за счет спортивных занятий.
Класс у меня театральный, и мы включили в
расписание, помимо уроков физкультуры, 4 часа
хореографии и 2 часа сценического движения
(акробатика, пантомима), а один раз в неделю мы
всем классом ходим в бассейн. Эта работа ведется
на протяжении 5 лет, и на сегодня у класса лучшие
показатели по спортивным нормативам, класс
защищает честь школы на районных соревнованиях
по многоборью, занимая призовые места. И это не
только в спорте, класс – лучший по успеваемости,
трудоспособность у ребят на очень высоком
уровне.
Я считаю, что та школа, которую я прошла у Михаила
Алексеевича, помогает теперь мне вместе с
ребятами чувствовать себя в жизни уверенно.
Методики, которые предлагает Михаил Алексеевич,
подходят для занятий с любыми детьми. Да иначе и
не может быть, если человек по-настоящему
переживает за юное поколение.
Ольга РУСАНОВА, педагог
ЗАНИМАЯСЬ СПОРТОМ, ВАЖНО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ
Сейчас идет дискуссия, как оздоровить
наше население: через спорт или через
физкультуру. По материалам, которым отдана
большая часть газеты, мне кажется, государство
выберет путь «через спорт». Мне очень жалко,
больно, обидно и совершенно непонятно, что эту же
точку зрения, хотя и не впрямую, высказывает
многоуважаемый мною Бальсевич. Красной нитью
проходит эта же мысль и в материале «Модели
организации профильного обучения» к.п.н. Ильдара
Латыпова (РГУФК), № 6, 2006 г.
А передо мной лежит книга И. И. Брахмана
«Валеология – наука о здоровье». Мне думается,
эта книга должна быть настольной для каждого
школьного учителя физкультуры, тренера, вообще
каждого работника сферы оздоровления населения.
Спорт уже поглощает физкультуру. Мы – великая
спортивная держава, но мы – и самая хилая страна
в смысле здоровья нации.
Как бомжи не стыдятся своей
небритости, немытости, бескультурья, так и мы не
стыдимся в себе лишнего веса, детренированности,
вредных привычек. Более того, мы рекламируем это
физическое бескультурье через популярных людей
по телевидению, в СМИ. Да и великие спортсмены, и
не очень великие – не всегда образцы физической
человеческой культуры.
С другой стороны, сделать всех
спортсменами никаких денег не хватит. Аппетиты у
тренеров, ох, какие большие! Профессиональный
спорт требует очень больших денег. И каждый
тренер мечтает вырастить известного спортсмена.
Вырасти в «больших» мечтают и спортсмены
(некоторые – чуть ли не с пеленок).
Мои ученики об этом не мечтают. Вернее,
я не даю им так мечтать. Я работаю для того, чтобы
они были людьми с большой буквы, здоровыми душой
и телом.
Я предлагаю провести эксперимент:
вопреки инструкциям, нормативам и прочим
административным «штучкам», дайте поработать с
массой детей (или взрослых) по моей системе
оздоровления. Оппонент пусть параллельно
поработает с другой группой, пытаясь оздоровить
ее участников средствами спорта. 3–4 года вполне
достаточно. Потом сравним количество, качество и
финансовые издержки обеих сторон. И, возможно,
тогда одному из нас придется признать свою
неправоту, а идея оздоровления нации станет
наконец-то для многих прозрачной и реальной.
Играем все!
Хочу поделиться опытом проведения
внутришкольных соревнований – первенства школы
по баскетболу среди параллельных классов, в
котором участвуют все дети, допущенные по
состоянию здоровья.
Класс разбиваю на «четверки» (так как
размеры спортивного зала всего 9ґ18 м).
Допустим, в классе 28 человек – 13 мальчиков и 15
девочек. Получается три «четверки» мальчиков
плюс один ученик и три «четверки» девочек плюс
три ученицы.
Первая «четверка» – это лучшие
баскетболисты, следующие – слабее. На
приветствие класс выстраивается в полном
составе. Отсутствующие по неуважительным
причинам «приносят» в свое кольцо по 2 очка, т.е.
еще до игры уже есть счет. Например, 6:2 означает,
что у одного класса не явились трое, а у другого –
один. Сначала первые «четверки» параллельных
классов играют 10 мин., затем – вторые «четверки».
(Недостающего игрока можно взять из последней
«четверки».) В конце играют неполные «четверки».
Они могут добрать игроков из предпоследней
«четверки», но не из первой или второй.
После мальчиков по такой же схеме
играют девочки. Счет ведется общий.
А теперь представьте такие
соревнования: 8 учащихся играют, а 40–50 «болеют»
(заинтересованные болельщики). А когда играют
самые слабые (последние «четверки»), сколько
доброжелательных советов от одноклассников:
«Ирочка, пас!», «Ирочка, беги к кольцу!», «Ирочка,
бросай!» и т.д. И вот эта Ирочка первый раз в жизни
на соревнованиях попала в кольцо, и этот бросок
оказался победным для ее класса. Весь класс в
восторге! Ее целуют, поздравляют. Это надо видеть!
Полюбит ли эта Ирочка, слабейшая в классе,
физкультуру? Да! И когда при сильном морозе (–42°С)
мой 5-й «Б» был в школе в полном составе (а им
объявили, что можно в школу не ходить), я думаю,
моя система выставления оценок, проведения
уроков и соревнований сработала.
Во всех соревнованиях участвовал весь
класс. Главный критерий – это личный результат
ученика. Улучшил свой результат – ты молодец,
даже если этот результат последний. Все имеют
равные возможности, поэтому все борются с полной
отдачей: и лидеры, и аутсайдеры; совершенно нет
зазнайства.
А как научить всех игре в баскетбол,
прыжкам, лазанью, метанию? По общепринятой
методике это невозможно. Я не учу технике, я учу
работать. Того, кто умеет много трудиться, я научу
всему. Принцип один: чтобы научиться плавать –
надо плавать; бегать – надо бегать; играть в
баскетбол – надо играть в баскетбол! Поэтому у
меня нет «развлекательных» уроков, тренировок.
Со стороны это кажется неинтересным, скучным. Что
интересного на уроке: 10 мин. – бег, 2 мин. – ОРУ, 15
мин. – лазанье по канату (девочки), тренировка в
подтягивании (мальчики), 15 мин. – игра в баскетбол
(без аутов, по упрощенным правилам) или 15 мин. игры
«Снайпер». У меня нет бега в строю (каждый
выбирает свою скорость), почти нет построения в
шеренгу, нет рапортов, нет единой спортивной
формы – многого общепринятого нет. В зале нет
места, где можно сидеть. На уроке никто не стоит.
На физкультуру приходят получать нагрузку, а не
сидеть или стоять.
Сейчас я работаю тренером по плаванию.
Цель – воспитание здоровых душой и телом ребят.
Тренировки – по 45 мин. ежедневно. Этого вполне
достаточно, чтобы сделать организм ребенка более
работоспособным, но явно недостаточно для
подготовки спортсмена-пловца. А мне этого и не
нужно. Большая проблема – пропуски занятий.
Причин масса, и большинство из них –
уважительные.
Мы, работники физической культуры,
должны убедить население, что здоровье – в их
руках и ногах, вооружить их знаниями, как
использовать собственный организм для своего же
оздоровления; предложить схемы, методы, способы
оздоровления, помочь понять, что бездействующий
орган в какой-то момент атрофируется. И если мы
это сделаем хорошо, то большинство врачей
останется без работы.
В высоту прыгала вся школа
Зарядка проводилась с 7.00 до 7.45 каждый
день, кроме воскресенья. После пробежки в
коридоре 3-го этажа 20 мин. оставалось на утренние
прыжки в высоту в спортзале. Зал: 9ґ18, семь
секторов, т.е. одновременно прыгают семь человек.
Инвентарь – 23 мата, 14 стоек, 7 резинок.
Уроки строились так: бег – 10 мин.,
ОРУ – 2 мин., прыжки через планку в 5 секторах
(3–5-шаговый разбег) – 30 мин. Результаты
фиксируются на листке. Не взял высоту – прыгаешь
предыдущую, пока подряд не возьмешь 3 раза. Это
заставляет всегда думать о правильности прыжка.
На тренировке нужно тренироваться, а не
соревноваться.
Вечером, после занятий, – как на уроке,
только коридор и лестницы использовались для
развития практической техники. Толчки,
упражнения со штангами. Их было около 20. Так
тренировки проходили в течение двух недель. В
конце второй недели проводилось первенство
классов, потом – параллелей, с участием призеров
классов. Много болельщиков, накал острейший. По
выпискам из протоколов – все призеры, начиная с
4-го класса, улучшили свои личные результаты на
10–20 см в среднем за 15 занятий. Кому-то
потребовалось больше приложить усилий, кому-то –
меньше.
Школа – многолетний чемпион по этому
виду спорта. В зачет от школы шла параллель ґ 2;
т.е., если в параллели 3 класса, то зачет – по 6
девочкам, 6 мальчикам. Если 4 класса, то 8+8 по сумме
результатов. Если бы первенство определялось по
всем ученикам, то преимущество было бы
подавляющим. Так же и в метаниях, и в кроссе, и в
спринте, и в прыжках в длину. Слабее мы выглядели
в баскетболе, волейболе, так как время тренировок
отдавалось не лучшим, а всем. Вся школа умела
играть в баскетбол, вся школа имела
представление о волейболе. И это для ребят было
более важным, чем проигрыш отдельных игр.
Михаил ЛОГАЧЕВ
г. Железногорск-Илимский,
Иркутская область |