Обучение тактике
Основы тактики для начинающих игроков
Применительно к бадминтону, тактика –
это выбор приема и направления, куда послать
волан (в какое место и по какой траектории).
Тактические действия зависят от действий
соперника и от его уровня владения техническими
приемами.
Как только у детей попадание по волану
и отыгрывание его на сторону соперника перестало
быть проблемой, надо начинать знакомить их с
тактическими действиями.
Но вначале рассмотрим некоторые
негативные привычки, встречающиеся у школьников.
Как правило, большинство учащихся уже
играло в бадминтон во дворе, и у них сложилась
стойкая привычка посылать волан друг другу.
Кроме того, во многих упражнениях при обучении
технике надо тоже посылать волан друг другу.
Поэтому в играх через сетку они играют только в
направлении соперника, независимо от того, где он
находится. Исправление – упражнения, в которых
волан посылают туда, где нет игрока. Например,
один игрок, выполнив подачу, специально выходит к
сетке, а второй посылает волан к задней линии.
Сюда же можно отнести и игру все время
в середину площадки из-за боязни промахнуться.
Исправление – удары на точность с разных позиций
(посылая волан ближе к краю площадки), с
набрасывания или с подачи.
Еще одна нехорошая привычка – просто
бить в направлении друг друга, из-за чего многие
школьники с трудом переключаются с сильных
ударов на слабые, другими словами, не могут
менять ритм игры. Исправление – упражнения с
чередованием сильных и слабых ударов (в разных
сочетаниях, например, два сильных – один слабый и
т.п.).
Обучение тактике проходит в процессе
закрепления и совершенствования приемов игры,
при выполнении специальных упражнений и учебных
игр.
При выполнении подачи располагаться
ближе к середине площадки.
При приеме подачи располагаться в
середине зоны подачи.
Всегда возвращаться в середину
площадки.
Удары и подачу на переднюю часть
площадки (ближе к сетке) выполняют по низкой
траектории, чтобы соперник не смог ударить
сверху.
Удары и подачу на заднюю часть
площадки выполняют по высокой траектории так,
чтобы соперник не смог достать волан в средней
части площадки.
Чаще менять ритм и направление
ударов.
Посылать волан в площадку как можно
дальше от соперника.
Использовать «противоход», то есть
посылать волан в сторону, противоположную
направлению движения соперника.
Выполнять удар сверху вниз («смэш»)
при первой же возможности.
Выполнять удар сверху вниз («смэш») по
более крутой траектории или в туловище
соперника.
Если соперник что-то плохо умеет
делать, именно это и надо заставлять его делать.
Например, он плохо выполняет удары справа,
значит, надо чаще играть в его правую сторону.
Или, если после его ударов снизу волан подлетает
высоко (удобно вам для удара сверху), надо чаще
посылать волан ближе к сетке.
Использовать обманные движения.
Не стоит на начальном этапе обучения
учить детей скрывать свои намерения. Например,
перед подачей развернуть головку ракетки не
плоскостью к волану, а ободом. Во-первых, эти
действия требуют дополнительных движений,
которые сложны для начинающих. Во-вторых,
скрывать надо то, что знаешь и умеешь. Зачем
скрывать то, чего не можешь? В-третьих, на
начальном этапе выигрывает тот, кто играет
точнее, кто делает меньше своих ошибок, а не тот,
кто скрывает свои намерения. Лучше открыто и
точно подать, чем скрытно промахнуться.
Удар в прыжке целесообразно
выполнять лишь в следующих случаях:
– для того чтобы послать волан вниз
по более крутой траектории;
– для увеличения силы удара;
– для ускорения игры.
Во всех остальных случаях его применение
нецелесообразно, так как требует больших
энергетических затрат. |