От редакции
В комплексной программе физического
воспитания для общеобразовательных школ начиная
с 7-го класса предусмотрено изучение элементов
единоборств, на которое отводится 4 часа в 7
классе и 6 часов в 8–9-х классах при двухразовых
занятиях физкультурой в неделю. При трехразовых
занятиях число учебных часов соответственно
увеличивается на три.
Если исходить из этого норматива
времени, то реальное, что можно сделать в течение
года, – это познакомить учащихся с некоторыми
элементами и освоить простейшие из них.
С другой стороны, во всех спортивных
дисциплинах школьной программы есть общие
элементы, движения, упражнения, которые подходят
для любых спортивных занятий.
Можно предложить учащимся и более
глубокую и интересную программу, увеличив объем,
частично или полностью, за счет вариативных
часов.
Теперь о том, какие единоборства
выбрать.
В классе, где девочки и мальчики
занимаются отдельно, по своим программам,
возможностей больше. Но мнение, что девочкам
какие-то спортивные дисциплины не интересны, не
всегда справедливо. Например, восточными
единоборствами девочки занимаются с не меньшим
интересом, чем мальчики.
Но получится ли адаптировать
восточные дисциплины к обычной школе?
Разумеется, цель не состоит в том,
чтобы дать специальную спортивную подготовку
учащимся общеобразовательных школ за счет
уроков физической культуры. Речь идет о
расширении границ знаний и практических умений,
о повышении заинтересованности в уроках за счет
разнообразия выбора видов спорта. И главный
вопрос заключается в том, какие задачи ставит
преподаватель, предлагая учащимся ту или иную
программу.
Ушу – из тех
спортивно-оздоровительных дисциплин, в которых
учитель физкультуры даже не дилетант. Но с другой
стороны, Единая Всероссийская программа «Основы
ушу» Глеба Николаевича Музрукова, президента
Российской федерации ушу и одновременно
директора ГОУ ЦО «Муниципальная
экспериментальная школа комитета физической
культуры и спорта Правительства г. Москвы», –
это, в первую очередь, путь оздоровления и
физического самосовершенствования наших детей,
который они могут выстраивать с помощью
педагогов, исходя из собственных способностей.
Программа, являясь базовой для
подготовки спортсменов, в то же время дает
реальную возможность улучшить свою физическую
подготовку и всем тем, кто в спортивных занятиях
находит для себя радость и удовольствие, для кого
они – путь к здоровому образу жизни. На школьных
уроках физкультуры многие из предлагаемых
упражнений, и уже знакомых, и новых, могут быть
использованы не только при изучении ушу как
отдельного вида, но и на занятиях гимнастикой,
акробатикой, легкой атлетикой, даже игровыми
видами.
В начале учебного года, после большого
летнего перерыва, особенно эффективно включение
в уроки упражнений на гибкость и растяжку,
которые вернут мышцам рабочую энергию,
подготовят учащихся к выполнению программы по
легкой атлетике, помогут избежать травм.
Возможность заниматься на улице, отсутствие
затрат на инвентарь – еще один плюс этих занятий.
Придерживаясь утвержденной
классификации, предлагаем подборки упражнений
различной направленности, рассчитанные в
большем объеме на этап начальной подготовки по
ушу. В то же время каждое из упражнений, если его
делать правильно и освоить в совершенстве,
ступенька к познанию самого интересного – своих
собственных возможностей
Ведь ушу не просто спорт. Это –
жизненная философия, которая, в первую очередь
направлена на защиту сил человеческого
организма. И первые шаги в ее постижении и
учителями, и учениками, без сомнения, будут
способствовать повышению интереса школьников к
урокам физической культуры, их мотивации в
занятиях спортом.
|