Мой веселый звонкий мяч
Бросок за ловкостью
На сегодняшнем занятии – упражнения с
мячом, точнее – совершенствование бросков мяча
друг другу. Такую задачу ставит перед собой
педагог. А нашим детям совсем необязательно
знать о том, что сегодня здесь будет происходить
отработка техники броска, формироваться
физическое качество – ловкость. Но для наших
детей очень важно, чтобы сегодня на занятии было
интересно и весело и чтобы всем вместе можно было
поиграть в мяч. Постараемся удовлетворить
интересы и желания наших детей и параллельно с
этим подумаем, как решать наши педагогические
задачи.
Дети будут заниматься небольшими группками по
3–5 человек. Каждый ребенок будет участником трех
учебных ситуаций, где предусматривается единый
подход в способе соорганизации и взаимодействия
детей в группках и выполнение детьми одного и
того же действия (бросок мяча друг другу). Каждая
из предложенных ситуаций имеет свою смысловую
нагрузку, предусматривает ряд дополнительных
обстоятельств в организации и предполагает
возникновение дополнительных эффектов. Здесь же
мы имеем возможность понаблюдать, как
формируется и совершенствуется ловкость и
координация.
Для начала обустроим место занятия. Дети будут
заниматься одновременно на трех станциях.
Станция 1: броски в кругу
Станции нужно удобно разместить в
пространстве спортивного зала. Станцию № 1,
или ситуацию № 1, назовем «Броски мяча друг
другу, стоя в круге».
Группа детей состоит из 3–5 человек; они образуют
круг (самостоятельно, как получится), и у них один
мяч. Педагог предлагает детям бросать мяч друг
другу любым способом, при этом обращаться по
имени к тому, кому будет сделан бросок. Одному из
детей предлагается вести счет упавшим мячам. Кто
будет вести счет, определяют сами дети. Педагог
лишь напоминает о том, что хорошо, если упавших
мячей будет немного.
Понаблюдаем за нашими ребятишками. Дети
выстраивают круг, он получился не совсем ровным.
Тот ребенок, в руках у которого мяч, чувствует
себя в какой-то степени ответственным за
происходящее, и он начинает расставлять детей
так, чтобы круг выровнялся. А кто же будет вести
счет? Педагог, конечно, может назначить любого
ребенка. Но давайте передадим инициативу детям.
Сразу несколько детских голосов: «Я! Я! Я!»
Несколько поднятых рук, и вопросительный взгляд
на педагога. Но, услышав в ответ: «Вы уже большие,
выбирайте сами», – дети вспоминают о считалочке.
И больше споров нет.
Круг вновь выравнивается. Сначала дети
становятся довольно близко друг к другу, но по
мере выполнения бросков понимают, что могут
бросать мяч точно в руки и с большего расстояния.
Понятно, что здесь дети сами регулируют свои
действия, соразмеряя точность и дальность
броска; у них появляется доверие к себе и к
другим. И, как следствие, круг увеличивается.
Вот Ира готовится сделать бросок, она называет по
имени свою подружку: «Ксюша»...
Каждый желает быть «выбранным» и хочет поймать
мяч.
Дети наблюдают друг за другом, они видят действия
всех, анализируют удачные и неудачные попытки,
делают выводы и стараются быть точными и ловкими.
Тогда скорость бросков увеличивается. Здесь и
происходит совершенствование навыка броска друг
другу. Мячи летят точно в руки. Дети
согласовывают слова и действия, и здесь снова
есть место для проявления собственной детской
инициативы, т.е. выбор партнера, выбор способа
броска.
Если у нас не одна такая группка, а две или три, мы
можем ввести еще одно условие –
соревновательный момент: какая группа меньше
уронит мячей за определенное количество времени.
Здесь от верных и ловких движений всех зависит
успех группы, и дети действуют старательно и
ответственно, стремясь к достижению лучшего
результата, т.е. чтобы каждый бросок достигал
своей цели и мячи не падали на пол.
Станция 2: стоя на кубиках
Станция № 2, или ситуация № 2: «Броски
мяча друг другу, стоя на кубиках».
Возьмем 3 куба и поставим их в линию на расстоянии
1,5–2 м друг от друга. На эти кубики встанут дети. У
того ребенка, который встанет в центре, – в руках
обруч. Обруч будет служить мишенью, т.е. дети
будут бросать мяч друг другу так, чтобы он
пролетел в обруч. Ребенок, держащий обруч, может
регулировать высоту по собственному желанию и по
договоренности с другими детьми. Он может стоять
на кубике или сидеть. Если дети впервые готовятся
выполнить это задание, то мы можем подсказать им
его. Еще мы положим на пол обруч меньшего
диаметра и набор мячей (большой, средний,
маленький).
В данной учебной ситуации детей привлекает
интрига: бросить мяч так, чтобы попасть в цель, и
так, чтобы брошенный мяч был пойман ребенком,
стоящим напротив.
Каждый ребенок, конечно, исследователь и
экспериментатор. «Попробую бросить большой мяч»,
– подумал Саша. Аркаша, стоящий на центральном
кубике, держит обруч высоко над головой на
вытянутых руках. «И как же в него попасть?» Саша
поднимает мяч над головой, он интуитивно
чувствует, что, именно так бросив мяч, попадет в
обруч. Бросок двумя руками от головы – именно
этот бросок используют баскетболисты в
«верхних» передачах и бросках по кольцу. Стоящий
в центре Аркаша предложил поменяться местами. И
вот на кубике Леня. Дети попросили его держать
маленький обруч, сидя на кубике. Теперь обруч
находится гораздо ниже, значит, и бросок может
быть другим; здесь дети обыкновенно бросают мяч
от груди и двумя руками снизу.
Дети пробуют различные варианты бросков
большими и маленькими мячами, они выбирают
наиболее удобный для них способ. Т.е. ребенок сам
контролирует бросок, он действует осознанно, с
учетом обстоятельств. И тогда этот бросок
становится «его броском», броском, который он
прочувствовал и выбрал сам. Наши дети играют,
нашим детям интересно и весело. Так же, как и в
ситуации № 1, дети внимательны к тому, что
делают, и заинтересованы в успехе общего дела.
Дети действуют ловко и слаженно, увлеченно и с
интересом, а интерес в том, что у них есть общее
дело, и в этом смысле у них появляется желание
действовать дружно и умело всем вместе. А мы с
радостью замечаем, что броски мяча выполняются
все точнее и точнее.
А если бы мы просто разделили детей на две группы,
поставив их парами, и отрабатывали различные
способы бросков мяча друг другу? Формировался бы
этот навык? Безусловно. Но это многократное
однообразное повторение, с массой замечаний со
стороны педагога. Эти механические, не
осознанные ребенком действия просто входят в
противоречие с детской жизнью, отрицательно
влияют на эмоции детей. А мы организовали место
занятия так, чтобы условия, в которых действуют
дети, формировали смысл происходящего. Ведь есть
смысл точно бросить мяч, так, чтобы не разрушить
образ общего рисунка действий всех вместе. И
когда получается, дети эмоционально
положительно воспринимают это.
Дети стоят на кубиках на возвышении, и это
обстоятельство тоже настраивает их на точный
бросок, кроме того, дети держат равновесие –
совершенствуется вестибулярный аппарат, а в
бросках через кольцо – глазомер, меткость,
точность. Это мы можем рассматривать как
возникновение дополнительных эффектов.
Станция 3: цепочка усложняющихся
действий
Давайте теперь обратим внимание на
группу детей, занимающихся на 3-й станции; она
обустроена немного сложнее. Назовем ее «Броски
мяча друг другу в сложно организованном
пространстве».
Здесь могут заниматься четверо детей. Если они
впервые выполняют это задание, им нужно помочь
разместиться и понять порядок действий.
Нам нужны дуга-лестница, куб и мяч. Первый и
второй участники становятся по краям дуги.
Третий сидит на «вершине» дуги, четвертый стоит
на кубе, параллельно с ребенком, сидящим на
лестнице. Итак, мяч у одного из детей, стоящих у
края лестницы. Он бросает мяч сидящему на
дуге-лестнице ребенку. Поймавший мяч бросает его
ребенку, стоящему на другом конце дуги (важно
заметить, что сидящий вынужден бросать мяч назад
через голову, не видя своего напарника, в связи с
этим он предварительно смотрит назад, чтобы
сориентироваться в точности и силе броска).
Поймавший мяч бросает его тому, кто стоит на кубе.
Тот, в свою очередь, перебрасывает мяч ребенку,
который первым начал упражнение.
Дети, освоив «цепочку» действий, стараются не
разрушать эту сложную и интересную игру. Игру,
успешность которой зависит от каждого. И каждому
из детей хочется занять место на дуге и
попробовать, а получится ли у него так же, как это
получилось у Леши (бросок назад через голову и
точно в руки удивленному Володьке)? Выполняя эту
комбинацию, дети по договоренности меняются
местами.
Место для занятий организовано так, что дети
находятся в непривычных, необычных условиях как
физического пространства, так и пространства
совместных с другими действий (эти условия
являются необходимыми для развития такого
физического качества, как ловкость). Именно с
учетом этих обстоятельств обустроено это место.
На глазах у ребят происходят чудеса, просто
цирковые трюки. Радость, которую испытывают дети
от своей успешности, придает им желание и силы
осваивать более сложные действия, и они сами
помогают друг другу в этом.
Учитывая эти обстоятельства, задание можно
усложнить: передачи мяча могут быть с ударом об
пол, со сменой мест детей после броска. Можно
одновременно использовать два мяча. Давайте
попробуем и введем второй мяч в игру.
Дети, стоящие по краям лестницы, держат в руках
мячи. По сигналу одного из детей ребенок, стоящий
лицом к сидящему на дуге, бросает ему мяч, в это
время второй (стоящий на противоположном конце
лестницы) бросает мяч ребенку на кубе. Ребенок,
сидящий на дуге, через голову бросает мяч и уже
готовится к приему другого мяча, так как ребенок
на кубе уже бросил мяч другому, стоящему на краю
дуги. Мяч бросают против часовой стрелки.
Усложняя задание, мы получаем все новые эффекты в
плане физического и психического развития.
Остановимся подробнее на собственной и
совместной координации движений. Для того чтобы
цепочка действий не прерывалась, каждый ребенок
ответственен за выполнение своей роли, где
чередуются приемы мяча и броски мяча, значит,
нужно быть предельно внимательным, предельно
точным, и дети стремятся к этому. Так происходит
формирование совместной координации и
слаженности действий. И мы снова наблюдаем
точные и уверенные броски мяча. Значит, задача
занятия – совершенствование бросков мяча друг
другу – успешно решается.
Но также мы можем заметить, что во всех трех
описанных выше ситуациях броски мяча являются
средством для слаженных действий детей, для их
общения.
Параллельно с этим происходит развитие таких
качеств, как ориентировка в пространстве,
совместных с другими действий, развитие
меткости, согласование слова и действия;
происходит положительное воздействие на
эмоциональную сферу ребенка.
Заметим, что степень сложности должна
соответствовать уровню физического развития
детей. Тогда они получают удовлетворение от
своих действий и с желанием включаются в
усложняющиеся формы двигательной активности.
Связующие силы мяча
Итак, на сегодняшнем занятии каждый
ребенок был участником действий всех трех
описанных выше ситуаций. Эти три варианта
организации мест и предложенных детям в каждом
варианте дополнительных обстоятельств (первое –
обращение по имени; второе – бросок в обруч-цель;
третье – бросок с возвышения назад через голову)
предполагают единый подход в способе
соорганизации детей по три-пять человек. Как
средство, связывающее все взаимодействия, мы
используем мяч. В результате многократных
повторений бросков в различных условиях и с
учетом различных обстоятельств мы наблюдаем
освоение и совершенствование навыка броска мяча
друг другу.
У детей, действующих в многообразии
обстоятельств и условий, повышается
познавательная активность, они уже не
механически воспроизводят движения, а действуют
заинтересованно, по собственной инициативе. Ведь
педагог, организовав место занятий, дав нужные
указания, только наблюдает со стороны за
происходящим. И тогда дети предъявляют свои
умения друг другу, оценивают свои действия и
действия других сами.
Татьяна ТЕРЕШКИНА
г. Красноярск |