Здоровье ребенка в условиях
материнской депривации
Целью исследования являлось изучение
психологического и физического состояния
детей-сирот. На протяжении четырех лет
проводилось тестирование и анкетирование всех
исследуемых групп детей по вопросу отношения к
физической культуре и спорту, а также
педагогическое наблюдение за ними. Общий уровень
физической подготовленности определялся с
помощью тестов «Президентские состязания». У
детей-сирот выявлены заболевания
желудочно-кишечного тракта (хронический гастрит,
язвенная болезнь, заболевания органов дыхания
(бронхиальная астма, бронхит, хронический
тонзиллит), вегетососудистая дистония, дефицит
веса и т.д.
Данные психологического состояния
показали, что большинство наблюдаемых
воспитанников обладают низкой адаптивностью к
своей микросоциальной среде, у учащихся высока
вероятность агрессивных проявлений. Причем
склонность к агрессивному проявлению для
мальчиков характерна в большей степени, чем для
девочек.
Для коррекции состояния здоровья
детей-сирот предлагалось, помимо укрепления
здоровья, еще и изменение эмоционального
стереотипа и поведения.
Для укрепления физического состояния
ребенка были внедрены следующие оздоровительные
технологии:
1. Гимнастика для занятий (с
изучением танцевальных упражнений) и
динамические перемены.
2. Третий урок физической культуры, который
проходил в тренажерном зале (аэробная силовая
нагрузка).
3. Различные виды аэробики.
4. Различные формы закаливания, воздушные и
холодные ванны.
5. Аутотренинг (для полного расслабления мышц).
6. Занятия корригирующей гимнастикой для всех
детей, отнесенных к подготовительной группе
здоровья.
7. Спортивные секции по интересам (волейбол,
баскетбол, футбол, настольный теннис, шахматы,
аэробика).
8. Различные виды массажа и самомассажа для
учащихся старших классов.
9. Внеклассные мероприятия (день здоровья, день
туризма и т. д.).
10. Тематические беседы, диспуты.
11. Различные психологические тренинги и
индивидуальная работа с психологом.
После четырехлетнего эксперимента
общий уровень физической подготовленности
детей-сирот значительно вырос, улучшились знания
в области гуманитарных школьных дисциплин.
Психологическое состояние детей-сирот
после реализации ряда специальных рекомендаций
изменилось в лучшую сторону. Внедрение
оздоровительных технологий в физическое
воспитание детей-сирот может быть рекомендовано
для использования в учреждениях интернатного
типа для таких детей как средство улучшения не
только соматического, но и психологического
состояния.
М.Р. ЗАМЯТИНА,
«Физическая культура, воспитание,
образование, тренировка»,
№ 6, 2005 |